Приложение МААМ

Патриотическое воспитание в современном образовательном процессе

Фролова Анна Валентиновна
Патриотическое воспитание в современном образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы

ГКОУКО «КОЗЕЛЬСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Подготовила: воспитатель высшей категории

Фролова Анна Валентиновна

г. Козельск 2024

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

«Поэтом можешь ты не быть,

Но …. патриотом быть обязан …

Публикация «Патриотическое воспитание в современном образовательном процессе» размещена в разделах

Так, перефразировав известную строчку, можно сформулировать основную задачу патриотического воспитания в современном образовательном процессе.

XXI век — век компьютеризации, инноваций, новых технологий — это важно и современно. Проблема патриотизма в наше время — это одна из актуальных проблем общества. Мы должны передать подрастающему поколению эстафету памяти, показать им величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу, советских солдат, воевавших в Афганистане, Сирии и ныне подвиги русского человека в специальной военной операции на Украине. Воспитывая у детей патриотизм, мы воспитываем и духовно-нравственные качества. Это всё взаимосвязано. …Что значит быть патриотом сегодня? Как воспитывать у детей чувство патриотизма, как научить их любить свою Родину? Быть патриотом — это значит трудиться и социально быть активным, строить свое будущее, связывая его со своей Отчизной. Такой человек сделает гораздо больше, чем тот, который на словах готов отстаивать престиж страны. Это гораздо труднее, чем просто говорить о любви к Отчизне. Быть патриотом — значит быть хозяином своей страны, а не гостем и в случае опасности суметь защитить ее, бережно обращаться с ее дарами. Это — настоящий патриотизм. Патриотическое воспитание — это составная часть общего образовательного процесса в нашей школе. Это систематическая деятельность, цель которой лежит в формировании у обучающихся чувства патриотизма. Период обучения в общеобразовательной школе представляет собой вполне внушительный отрезок времени. В школе ребенок проходит долгий путь из дошкольного детства до полноценной зрелости. Именно поэтому перед школой стоят непростые задачи, стать не просто учебным заведением, но полноценным социальным институтом, воспитывающим нравственную гармоничную личность.

В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Это направление деятельности педагогов школ всегда было актуальным и важным, занимало и занимает ведущее положение. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности учащегося. Ведь школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования чувства любви к Родине, ответственности, активной жизненной позиции. Несомненно, правы авторы концепции, что пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Детство - это наиболее благоприятное время для осуществления гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Многие педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является важной задачей воспитания и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

События последнего времени подтвердили, что экономические проблемы, социальная дифференциация общества, утрата моральных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, некая агрессивность, неуважительное отношение к родному государству, окружающим.

Социально-экономические процессы последнего десятилетия и последовавшая за ними девальвация духовных ценностей оказали, к сожалению, негативное влияние на общественное сознание и выявили зависимость успешного решения многих жизненных проблем от уровня сформированности гражданской и патриотической позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. В связи с этим, составной частью образовательного процесса становится национально-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы школы можно выделить целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в школе можно определить следующее:

Во-первых, духовно-нравственное – в процессе патриотического воспитания осознание учащимися высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Во-вторых, историко-краеведческое – система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней.

В-третьих, гражданско-патриотическое – воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

В-пятых, героико-патриотическое – пропаганда героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

В-шестых, военно-патриотическое, формирование у учащихся высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

В-седьмых, спортивно-патриотическое – развитие ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

В-восьмых, социально-патриотическое – формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявления заботы о людях пожилого возраста.

Системная работа образовательных учреждений, общественных организаций и социальных институтов может принести долгожданные плоды в деле гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Однако для дальнейшего развития системы патриотического воспитания необходимы :

а) модернизация материально-технической базы патриотического воспитания, повышение уровня его организационно-методического обеспечения;

б) повышение уровня профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания;

в) более активное привлечение к этой работе средств массовой информации, культуры;

г) более широкое использование возможностей сети Интернет для решения задач патриотического воспитания.

Организуя в образовательных учреждениях работу по патриотическому воспитанию, мы должны иметь в виду, что в современной жизни новые поколения не копируют образ жизни дедов и даже отцов, а сами формируют его, ориентируясь на современников, равных по возрасту и опыту, и на те открывающиеся возможности, которых не было у старших. Возникает культура, которая ориентирована на будущее, в ней старшие учатся у младших. Это не означает, что младшие не уважают старших, уважают, но идут своим путем. Это важно понять и принять, потому что нынешнее поколение должно научиться жить в поле неопределенности, быть готовым к динамичной смене общественно-политической обстановки, к смене работы, места жительства, профессиональной и культурной среды.

В настоящее время в обществе идет активное обсуждение направлений и способов модернизации школьного образования. Вопрос о том, какой должна быть школа, чтобы помочь своим выпускникам освоиться во взрослой жизни, сегодня волнует каждого: и педагога, и родителя, и политиков.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию.

Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.

Литература:

1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис-пресс, 2002 г.

2. Леванова Е. А., Серякова С. Б., Пушкарева Т. В., Лисецкая Е. В. Основные направления деятельности по патриотическому воспитанию граждан : теория и практика. Методическое пособие. – М. ,2011.

3. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт», утвержден приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ.

сайт

4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Фотоотчёт о взаимодействии с родителями в образовательном процессеФотоотчёт о взаимодействии с родителями в образовательном процессе Взаимодействие с родителями одно из приоритетных направлений работы в ДОУ, а так же является важнейшим фактором всестороннего развития ребёнка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание в современном образовательном процессе
Опубликовано: 8 декабря 2024 в 17:49
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание в современном образовательном процессе» (включая файлы) размещена пользователем Фролова Анна Валентиновна (УИ 1651940) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД