Алла Минбаева
Патриотическое воспитание в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям-непременное условие нормального развития ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город,свою страну и весь земной шар – нашу большую родину»
Д. С. Лихачев
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Многие отечественные педагоги считали, что патриотизм начинается с любви. У малыша- с любви к матери, к самым близким людям, семье. Эти чувства возникают у ребенка без какого либо вмешательства со стороны, инстинктивно. Но вот малыш растет и на определенном этапе (если конечно созданы правильные предпосылки) у него формируется любовь к дому, к улице на которой он живет, любовь к малой Родине. Именно этот отрезок жизни человека проходит в детском саду, а задача воспитателя – создать благоприятные условия для становления основ патриотического сознания ребенка. Ведь мы знаем, что дети в этом возрасте очень любознательны и отзывчивы ; легко откликаются на любые инициативы. Конечно очевидно, что нравственно- патриотическое воспитание подрастающего поколения не только одна из самых сложных, но и самая ответственная и важная миссия педагога – дошкольника. И тем необходимее реализация стоящих перед нами задач, т. к. формирование отношения к стране и государству, в котором мы живем, начинается все -таки с детства.
Публикация «Патриотическое воспитание в подготовительной группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
В феврале 2015 года в нашей группе стартовал проект «Семейные ценности». Изначально в проекте я сформулировала следующие задачи :
Расширять представление детей о понятие «семья».
Формировать элементарные представления о родственных отношениях.
Воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи.
Обогащать словарный запас терминами родства.
В целом наш проект обещал быть содержательным, интересным, но весьма традиционным. Пока наши ребята не внесли в него свои коррективы. И как это обычно бывает у детей, все началось с вопросов.
Дело в том, что в ходе реализации проекта, каждый воспитанник имел возможность познакомить одногруппников со своей семейной страничкой. Ребята делали мини- презентацию (показывали фотографии и рассказывали о своих семьях – хобби, семейные праздники, любимые места совместного отдыха итд). Слушая истории детей выяснялось, что наша группа многонациональна : русские, татары, чуваши, евреи, казахи и даже кореец. И вместе с тем я отметила, что многие ребята не знают своих национальностей или не спешат их называть, т. к стесняются! Наблюдая за воспитанниками,я так же обратила внимание, как по разному наши дети реагируют на все непривычное : имена, незнакомые праздники, на те или иные национальные атрибуты увиденные на фото. Конечно большинство ребят с интересом слушали представителей других национальностей и просили подробнее рассказать, например про праздник сабантуй или дастархан. Но были и такие, кто начинал смеяться и подшучивать : что за имя такое Салим, почему не бабушка, а абикяй?
Таким образом обозначилась проблемная ситуация и в проект «Семейные ценности» были добавлены две задачи, сформулированные опираясь на ФГОС.
- Воспитывать любовь и уважение к своим национальным особенностям.
- Формировать толерантное отношение к представителям других наций.
Я понимала, что поставленные задачи требуют нестандартного подхода и форм работы. В самом деле, как сделать так, что бы ребенку было интересно и самое главное доступно ознакомление с культурным и историческим наследием наций населяющих нашу губернию? Ведь именно со знания истории и традиций рождается гордость за принадлежность к своему народу и формируется положительное отношение к людям другой национальности и культуры.
Мною были выбраны следующие формы работы :
Создание развивающей среды по гражданско- патриотическому воспитанию.
Данная форма работы предполагает наличие в группе патриотического уголка. Конечно уголок патриотического воспитания есть в нашей группе и особое внимание в нем уделено национальному вопросу (сказки народов населяющих Самарскую область, иллюстрации национальных костюмов, национальные атрибуты, куклы в национальных одеждах).
Проведение виртуальных экскурсий.
Для ребят была организованна виртуальная экскурсия в КНДР. Дети узнали много нового о традициях, праздниках, культуре корейского народа. Увидели национальные костюмы, познакомились с многообразием архитектурных строений Пхеньяна. Было интересно и познавательно не только для ребят, но и для педагога.
Так же наши ребята побывали на виртуальной экскурсии «Удивительный Казахстан». Посмотрели достопримечательности Астаны, узнали о традициях и праздниках казахского народа. Дети увидели казахский национальный костюм,привезенный из глубинки нашей воспитанницей. Услышали стихи на казахском языке.
Проведение национальных праздников.
В феврале 2016 года, в нашем саду с большим размахом праздновался веселый и вкусный праздник масленица. Ребята принимали активное участие в масленичных гуляниях : спортивные состязания, катание на лошадиной упряжке, хороводы со скоморохами и конечно угощение блинами.
Мною был организован и проведен национальный татарский праздник Сабантуй. Ребята получили возможность участвовать в традиционных спортивных состязаниях, узнали как проводится национальная борьба краш. Дети с удовольствием примеряли элементы национального татарского костюма.
Взаимодействие с родителями.
Решение задач сформулированных в проекте было бы невозможным без активного участия родителей. Наши мамы и папы были привлечены буквально во все сферы реализации проекта. Начиная с подготовки «семейных страничек» для нашего альбома (оформление которого тоже дело рук одной из бабушек воспитанницы)., пошива кукол в национальных костюмах, помощь в подготовке виртуальных экскурсий (национальные костюмы, разучивание стихов на родном языке.) Заканчивая помощью в организации праздников.
Так подготовка к масленице не обошлась без помощи наших мам, которые напекли блинов к празднику. Один из родителей подарил ребятам возможность покататься на санях запряженных упряжкой лошадей. Благодаря заинтересованным родителям была организованна фотосессия с атрибутами масленичных гуляний.
Была проделана большая работа по подготовке и проведению сабантуя. Родители принесли национальную одежду, доставили из деревень различные атрибуты татарской национальной культуры. Папа одной из воспитанниц присутствовал на празднике и показал как проводится национальная борьба краш.
Впереди чувашский праздник и родители активно задействованы в его подготовке.
В заключение хочется добавить, что дошкольники, на мой взгляд, самая благодатная почва для взращивания семян добра, терпимости и человеколюбия. Самое время формировать в наших ребятах уважение к своей национальности и толерантное отношение к людям другой нации и культуры.