Жуковская Виолетта Александровна
Патриотическое воспитание в начальных классах
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание детей начинается с самого раннего детства. Родители первые помощники и наставники. Без поддержки семьи и четкого представления к чему нужно стремится, давая детям патриотическое воспитание, ничего не получится.
Почет и уважение к старшему поколению.
Ребенок должен знать своих прабабушек, прадедушек какой была их жизнь, быт, традиции. Какие сложности преодолевали они, живя в то время. В каком государстве жили, отличие и сходство с современным миром. Чему можно и нужно научиться от старшего поколения. Как бы поступали они, живя с нами.
Публикация «Патриотическое воспитание в начальных классах» размещена в разделах
В нашем современном мире неуклонно идет снижение среди школьников к патриотизму. При отсутствие правильной и качественной информации, школьники находят более доступную и упрощенную, искажающую информацию.
Для детей младшего школьного возраста самой доступной формой для формирования правильного направления в патриотизме можно использовать советские мультфильмы.
Начиная с начальной школы ученикам предлагается наиболее доступные методы, для формирования и становления гражданской позиции:
1. Мультфильмы - одно из любимых детских развлечений. Все дети без исключения любят их смотреть. Советские мультфильмы разнообразны, неповторимы, у каждого героя свой характер, эмоции, голос, в этих мультфильмах звучит авторская музыка. Речь сказочных героев внятная и правильная, негромкая. Показаны правила поведения. Советские мультфильмы способствуют речевому развитию. В них отсутствует агрессия, жестокость и истерики. Советские мультфильмы соответствуют возрасту детей.
Советские мультфильмы, учат:
1. Уважать других и находить взаимопонимание с разными людьми, трудиться ради своей мечты, увлекаться интересным делом, быть собой, сильным или слабым, но собой;
2. Дружить и помогать, не обижать друг друга;
3. Учат смелости, справедливости и благородству;
4. Учат уважению к старшим;
5. Справляться с трудностями. и т. д.
Такие мультики могут поспособствовать тому, что ребенок вырастит полноценным, высоконравственным и хорошим человеком.
Кстати, Ватикан признал старые советские мультфильмы, как самые добрые и лучшие для воспитания детей в мире.
2. Детские художественные фильмы и сказки.
При работе над детскими фильмами и сказками учитываются возрастные особенности юных зрителей, специфика их мышления, эстетического восприятия. Многие советские фильмы для детей удостоены почётных наград и премий на международных кинофестивалях.
Немало фильмов посвящено дружбе детей и животных. Они вдохновляют детей делать хорошие поступки, и как достойно выходить из сложных жизненных ситуаций.
1. Аудио-спектакль «Мама для Мамонтёнка» (1981г. Мамонтёнок на льдине отправляется в далекое плавание через огромный океан, чтобы найти её. Он достигает Африки, где встречает обезьяну и бегемотиху, и находит маму — слониху. Теперь он не одинок, и у него есть настоящая дружная семья! Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети)
2. Просмотр мультфильма «Зайчонок и муха» (1977г. Маленький Зайчонок не слушался свою маму-Зайчиху и очень плохо кушал. Всю еду, которую ему готовила мама, он тайком выкидывал за окно, тем самым откормив большую, толстую, жадную муху. Вредная Муха его похитила, чтобы с помощью него шантажировать его маму. Привязав к высокому дереву Зайчонка, Муха прилетает к его маме и ставит ей условие, согласно которому мама должна кормить Муху так, как Зайчонка. За это Муха пообещала его маме приносить Зайчонку «кое-что из еды». Однако, прилетая на дерево, Муха давала Зайчонку лишь остатки того, чего сама не доела. Воробей, друг семьи, решает помочь Зайчонку освободиться, и одолеть Муху, что ему удаётся. Муха же, принеся Зайчонка домой, обещает больше никогда не возвращаться к его дому. В конце Воробей проглотил Муху.)
3. Просмотр мультфильма «Пропал Петя Петушок» (1985г. Главный герой — маленький и очень любопытный цыплёнок Петя. Ему на столько был интересен окружающий мир, что он то и дело отбивался от своей мамочки-курочки и цыплят-сестричек. Однажды он так сильно увлекся погоней за красивой бабочкой, что оказался совсем один в глухом, темном лесу. Курица, не досчитавшись дома одного из своих детишек, оставила цыплят под наблюдением ответственной утки, а сама отправилась на поиски. Пролетающая по лесу ворона увидела сначала цыпленка в чаще, а потом и курицу, отчаянно пытающуюся его найти. Совершенно случайно глупая птица проболталась об этом Хитрой Лисице. Рыжая хищница очень обрадовалась и тут же бросилась в лес, чтобы найти и слопать сначала цыпленка, а потом и его маму-курицу. Пока лисица и курица искали по всему лесу маленького цыпленка, он сам одиноко брел по тропинке и грустил. Больше всего ему хотелось вернуться домой к маме и сестрам. Но он не представлял, куда нужно идти, чтоб выбраться из темного леса. К счастью, на пути маленькому петушку повстречались двое друзей: веселый лягушонок и смекалистый мышонок. Они помогли ему скрыться от преследования коварной лисицы. Лягушонок на своей спинке перевез цыпленка на другой берег лесного ручейка, а мышонок прогнал голодную лису громким, пронзительным свистом. Потом друзья укрыли цыпленка от дождя в мышиной норке и там он дождался свою маму. Курица отругала любознательного малыша за непослушание и велела никогда так больше не делать. После этого мама и сын благополучно добрались до дома, в котором их ждали папа петух и цыплята.)
4. Чтение сказки про вороненка и пчелу. (Была у Вороненка мечта. Хотел он сделать подарок своей маме на день рождения. Долго думал, что же ей понравится и, наконец, решил. Он пойдет в лес, нарвет самых красивых цветов и подарит любимой маме. Наконец, наступил этот день! Воронёнок проснулся самый первый. Малыш лежал и представлял себе тот букет, который подарит маме. Он должен быть лучше всех, поэтому надо попросить помощи у Пчёлки. Она знала самые лучшие цветочные полянки в округе. На улице ещё было прохладно. Солнышко только поднималось после длинной ночи. Воронёнок летел на пасеку, где жила Пчёлка.)
5. Знакомство с историей нашего города. (презентация)
6. Природные красоты и богатства нашего края. Видеофильм «Мой край Югра». (Заповедник «Югорский», Заповедник «Малая Сосьва», Ханты-Мансийский археопарк, Луговское местонахождение мамонтовой фауны, Этностойбище Силава, Шапшинские кедровники.)
7. Просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашкова» (1967г. Мультфильм о паровозике, который очень любит природу и помогает своим пассажирам почувствовать красоту окружающего мира.)
8. Просмотр мультфильма «Крошка Енот» (1974г. Посмотрев этот мультфильм времен СССР, дети научится многим правильным вещам:
— не рубить с плеча, ведь, когда енот подружился со своим отражением – жить ему сразу стало легче, и веселее;
— доброте, т. к. мудрая и очень понимающая мама смогла мгновенно разрешить конфликт, только потому что просто умела слушать;
— тому, что нельзя судить о человеке по первому впечатлению, потому что, если бы крошка енот не захотел во всем разбираться, финал этой сказки мог бы быть гораздо более печальным;
— слушать своих родителей, ведь подружиться со «злым енотом» удалось прежде всего благодаря доброй маме.
Учит вечной истине – если ты улыбаешься людям, они в ответ улыбнутся тебе! Мультик учит доброте и приветливости, а также показывает почему неправильно решать проблемы кулаками.)
9. Просмотр мультфильма «Самый Большой друг» (1968г. Мультфильм для детей — о настоящей дружбе. Среди друзей девочки — цыплёнка, щенка и цветка-колокольчика — бегемот был самым большим по размерам. Понимая выражение буквально, однажды он назвал себя её самым большим другом, посмеявшись при этом над её остальными маленькими товарищами. Однако в момент беды, когда крокодил, притворившийся бревном, схватил девочку и потащил в реку, бегемот, находившийся рядом, убежал, боясь за себя. Спасли своего друга цветок-колокольчик, цыплёнок и щенок.)
10. Просмотр мультфильма «Друзья Товарищи» (1952г. В большом городе в школе №20 училась девочка, Зина Жукова. Особым усердием к учебе она не отличалась, поэтому по многим школьным предметам отставала. А вот задавакой Зина была еще той! Однажды, проходя мимо карусели, девочка увидела трех мальчиков – ученика суворовского училища Пыжова, ученика нахимовского училища Чижова и ученика ремесленного училища Рыжова. Зина очень хотела попасть на конкурс талантов, но комиссия, посмотрев в дневник школьнице, отправили ее исправлять оценки. Тогда мальчики, увидев заплаканную Зину, пообещали подтянуть ее по школьным предметам.)
11. Просмотр мультфильма «Верните Рекса» (1975г. Фильм рассказывает о благородной профессии ветеринарного врача, о дружбе мальчика с собакой. Как отважный пес по имени Рекс, спас жизнь маленькому мальчику.)
12. Просмотр патриотического мультфильма «Сильные духом крепче стены» Посвящён 28 Панфиловцам. При обороне Москвы от фашистских захватчиков в бою у разъезда Дубосеково совершили свой бессмертный подвиг 28 бойцов из дивизии генерала Панфилова, уничтожив около двух десятков немецких танков – 1941 г. (Сильные духом крепче стены – патриотичный мультик, снятый киргизской студией «Пять пальцев» Действие мультипликационного фильма, происходит в окопе во время битвы под Москвой. Небольшой перерыв между боями, солдаты отдыхают: кто-то курит, кто-то достал фотографию родных, а старый командир рассказывает старую киргизскую притчу о стене. Солдаты заворожено слушают историю о процветающей мирной стране, на которую однажды напали враги. Чтобы защитить себя от нападений впредь отчаявшиеся жители решили возвести стену вокруг своих земель, но, что бы они ни делали, землетрясение снова и снова разрушало их ограждение. Этот патриотичный мультфильм будет полезен всем, кто живёт в нашей стране.)
13. Просмотр мультфильма «Котенок с улицы Лизюкова» (1988г. Мультфильм рассказывает о котенке из города Воронежа с улицы Лизюкова, который мечтал стать похожим на такого зверя, которого бы все боялись. И попал в Африку, где у него его не кто не ждал. Котенок совершенно не знал, как себя вести в чужой стране. И как котенок хотел, как можно быстрее вернуться на свою Родину.)
14. Просмотр мультфильма «Как ослик грустью заболел» (1987г. Проживал маленький ослик по кличке Плюш и все люди, которые его знали, уважали и любили малыша за трудолюбие. Каждое утро он отвозил в школу девочку, привозил воду, поливал цветы и подметал двор. Работы ослику всегда хватало, и он чувствовал себя нужным. Но во дворе появился грузовичок Фыр-Фыр. Грузовичок выполнял всю его работу. И ослик заболел грустью. А причиной его грусти стало, то что никому не нужна его помощь по хозяйству. Но однажды хозяину, девочки и даже грузовичку вновь понадобилась его помощь.)
15. Аудиосказка «Сказка про лень» (1976г Мультфильм, обличающий порок лености. Труд - главная добродетель, а лень — главный грех. А в мультике лень визуализирована: она предстаёт в виде тугого узелка из ткани в горошек. Узелок приволок на рынок Тюлень — продать за бесценок. Мультфильм начинается со строк: «Как-то раз один Тюлень продавал на рынке лень». Кто бы узелок ни подобрал, мгновенно из трудяги превращается в лентяя. Узелок за короткое время мультика сменяет множество хозяев, но надолго ни у кого не задерживается — ведь лень слишком сильно осложняет жизнь.)
16. Просмотр сказки «И так сойдет» (Пожилому Ежу уже не хватало сил самому накрыть крышу черепицей, и Сорока предложила ему помощника. Шедший хвастливый Заяц-мастер с радостью согласился помочь, уложил всё быстро, но криво и косо. На критическое замечание Ежа Заяц ответил: «И так сойдёт!», после чего от случайного чиха вся черепица свалилась на него.
Лисе, у которой развалилась табуретка, Заяц предложил помощь. Наспех сколотив и связав табуретку бечёвкой, с фразой «И так сойдёт!», Заяц уселся на неё принимать угощение от обрадованной Лисы. Но табуретка под ним развалилась, и раздосадованная Лиса прогнала «мастера» метлой.
Озабоченному Барсуку Заяц пытался починить в доме свет, но, получив удар током, свалился с лестницы, порвав при этом джинсы.
Заяц обратился к Бобру-портному, занимавшемуся ремонтом одежды. Бобёр наспех починил джинсы, отрезав одну штанину по колено и сделав из неё заплату на дыру. Изумлённый и возмущё нный Заяц услыхал от Бобра в ответ свою знакомую фразу: «Ничего… И так сойдёт!», которая заставила Зайца задуматься о своей некачественной работе.)
17. Просмотр сказки «Остров ошибок» (1955г Главный герой мультфильма Коля Сорокин вместо того, чтобы добросовестно делать домашнюю работу, бездельничал, и за это ожившие чернильные «галочки» из его тетради унесли школьника на волшебный остров, населенный результатами неверно решенных им задач. Например, на острове нашлись лошадь, скрещенная с коровой, слон, который потерял свой вес, и зайчата, случайно разлученные Колей с зайчихами. Легкомысленное отношение к арифметике чуть было не довело ситуацию до катастрофы: Колина ошибка в вычислениях едва не привела к огромному потопу.
Назидательную историю о том, что нужно учиться прилежно, создатели превратили в увлекательное приключение. Они изобразили мир двоечника Сорокина реальным и настоящим и смогли без назидательного тона напомнить юным зрителям, что любое знание может пригодиться в жизни.)
18. Просмотр мультфильма «В Лесной Чаще.» (1954г. Мультфильм о барсучонке, который не хотел учиться добывать себе еду и рыть норы. А однажды, когда он сказал отцу, что у него болит спина, а сам заигрался и заблудился, он понял, как много нужно уметь, чтобы выжить.)
19. Просмотр сказки «Воспоминание» (1986г. Мультфильм о детях войны. Первого сентября бабушка провожает свою внучку, и вспоминает, как сама ходила в школу, во время войны. Мультфильм позволяет понять какое было детство в военные годы.)
Таким образом, патриотическое воспитание является неотъемлемой частью воспитательного процесса, так как помогает воспитать маленького человека, стать патриотом и защитником своей Родины.