Лунина Елена Викторовна
Патриотическое воспитание старших дошкольников в современном контексте ФОП ДО и ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Лунина Елена Викторовна
Воспитатель МБДОУ «Разинского детского сада №7
Лукояновского округа
Нижегородской области
На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Публикация «Патриотическое воспитание старших дошкольников в современном контексте ФОП ДО и ФГОС ДО» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников.
Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни. Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.
Президент Российской Федерации В. В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится : «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом.
Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют очередной раз задуматься о будущем России. В настоящее время стерты нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Задумываясь об истоках патриотических чувств, обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это улица, по которой ходил, родные напевы, поразившие когда-то факты и события – это выражение любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Развитие нравственно-патриотических качеств в детском саду происходит при использовании разных методов, форм и приемов: в непосредственно образовательной деятельности, при проведении спортивных праздников, развлечений и досугов, военно-патриотические мероприятия с использование патриотических подвижных игр, знакомство детей с различными видами спорта и выдающимися спортсменами нашей страны и края. При этом, необходимо не забывать про приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, и учет этнокультурной ситуации развития детей, в соответствии с ФОП ДО.
Народные подвижные игры требуют от детей проявления физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости, но вместе с тем несут в себе существенный информационный заряд, знакомят играющих с образом жизни того или иного народа, с его природным, вещественным окружением.
Свою воспитательную функцию национальная подвижная игра выполнит при условии, если она включена в организуемый, управляемый образовательный процесс, от её выбора в зависимости от поставленной цели нравственного воспитания, способа включения ребенка в данную деятельность. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. Педагог должен дать возможность ребенку почувствовать не только радость движения, но и духовно обогатить детей, сформировав устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного народа, его отношению к нравственным качествам личности.
Народные игры являются неотъемлемо частью патриотического, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств : любви и преданности Родине.
Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни народов. Дети разных национальностей, посещая детские сады, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Педагог помогает старшим дошкольникам понять, что людей разных национальностей объединяет любовь к России, интерес к ее многонациональной культуре и искусству, братская дружба, взаимопомощь, уважение к Человеку; что особенности жизни и труда людей зависят от природно-климатических условий (на севере распространено оленеводство, рыболовство, в южных степных районах преобладает коневодство, в тайге занимаются охотой, на юге выращивают хлопок и т. д.). Это находит отражение в народных песнях, сказаниях, в движениях танца и игры.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
В культурно-историческом развитии любого народа игра являлась важным фактором воспитания в процессе первоначальной подготовки людей к жизни. В основе этой подготовки лежали особенности взаимоотношений с окружающей средой. Народные подвижные игры вводят ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствуют приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательных способностей. Обширная и разнообразная по тематике игровая деятельность во многом отображает конкретные формы объективной действительности. Следовательно, в ней на протяжении исторического развития проявляются такие важнейшие факторы преобразований, как конкретный для данного народа жизненный уклад, мировоззрение, степень культурного развития, межнациональные культурные связи и многое другое.
Народные подвижные игры – традиционное средство педагогики. Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью эмоционального, художественного, физического воспитания дошкольников.
В современных условиях в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми, в том числе народными. Особое значение народных подвижных игр заключается в том, что они широко доступны людям самого разного возраста. Отличающиеся огромным разнообразием, связанным с этническими и другими особенностями, они являются частью культуры народа. Их использование в физическом воспитании школьников не только имеет морфо-функциональный, умственный, нравственный эффекты, но это есть и способ сохранения части народной культуры, чтобы человек знал корни своих физкультурных ценностей. Наличие соревновательного элемента в естественных видах движений позволяет использовать народные подвижные игры для подготовки к занятиям спортивными играми. Правильный отбор и руководство играми приобретают решающее значение в воспитании у школьников чувства коллективизма, активности, инициативы, сознательной дисциплины, настойчивости в достижении поставленной цели, смелости.
Развитие нравственно- патриотических качеств у дошкольников проводится и через работу с родителями воспитанников. Для этого были разработали ряд мероприятий, например, дни открытых дверей и проведение совместных спортивных праздников «День защитника Отечества», «Мамин день», «День Победы», «Олимпийские игры» и т. д. Считаем, что взаимосвязь с родителями играет огромную роль в патриотическом воспитание детей.
Посредством совместной деятельности формируется ребенок – патриот, физически развитая личность с активной гражданской позицией, уважающими Отечество, чувствующий причастность к родному краю, его истории, традициям, достижениям своего народа, готовым выполнить свои гражданские обязанности, обладающий социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.
Культурная ценность народных игр бесспорна. Они несут в себе заряд всех видов эстетической деятельности человека и являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт и труд, национальные устои, представления о чести и смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку и выдержку, творческую выдумку и находчивость, волю и стремление к победе.
Использованная литература:
1. Лагутина Г. И. Патриотическое воспитание дошкольников как одно из важнейших направлений работы ДОУ при реализации ФГОС ДО и ФОП ДО //роль психолого-педагогических исследований в инновационном развитии общества. – 2023. – С. 65-67.
2. Михайлова М. А. Народные праздники, игры и развлечения. Издательство: Академия развития. 2015.
3. Филиппова, С. О. Формирование у дошкольников двигательных навыков / С. О. Филиппова, Г. Н. Пономарева. – СПб. : ВВМ, 2014. – С. 101-108.
4. Юнусова Д. С., Алимбоева Р. Д. Обоснование технологии использования национальных и подвижных игр в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 520-521. — URL https://moluch.ru/archive/150/40475/ ( дата обращения: 18.10.2023).