Наталья Малютина
Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством организации мини-музея «Прошлое и настоящее родного города»
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд
Тема моей работы: Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством организации группового мини-музея «Прошлое и настоящее родного города»
3 слайд
Свою работу я осуществляла на основе изучения нормативно-правовых документов по патриотическому воспитанию, научной и методической литературы, педагогического опыта по теме
4 слайд
Публикация «Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством организации мини-музея „Прошлое и настоящее родного города“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
В ФОП дошкольного образования определена основная цель работы как приобщение детей к базовым ценностям российского народа, выделена область формирования у ребенка основ гражданственности и патриотизма. Актуальность проблемы поставила перед необходимостью разработки и реализация системы работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников посредством организации группового мини-музея
5 слайд
Изучение литературы по теме помогло мне сформулировать ведущую идею…
6 слайд
Организация мини-музея «Прошлое и настоящее родного города» в развивающей среде группы способствует реализации всех компонентов патриотизма, и в том числе, такого важного компонента патриотизма как деятельностный компонент.
7 слайд
Я определила цель и задачи работы….
8 слайд
Обозначила этапы деятельности
9 слайд
На диагностическом этапе были получены следующие результаты:
не все дети смогли назвать родной город, затрудняются в назывании улиц родного города; есть проблемы в формировании представлений о труде людей: не смогли назвать предприятия родного города, не сформированы представления об истории родного города; есть проблемы в формировании представлений о животных и растениях родного края, не все смогли назвать страну, столицу, у очень многих проблемы в узнавании и понимании значения государственной символики; не смогли назвать крупные города страны
10 слайд
На проектировочном этапе были разработаны:
перспективный план по патриотическому воспитанию старших дошкольников,
проект «Групповой мини-музей «Прошлое и настоящее родного города»,
создана и оформлена картотека «Игры и задания с экспонатами музея «Прошлое и настоящее родного города»
11 слайд
Начинаем работу с формирования у детей представлений о родном городе, родной стране в разных видах деятельности, проводим беседы, познавательные рассказы, просмотр презентаций, энциклопедий, экскурсии по улицам города, к достопримечательностям города, предприятиям, дидактические игры, создаем условия для отражения детьми имеющихся представлений в изобразительной и игровой деятельностях.
12 слайд
И, конечно же, очень важной формой в работе по патриотическому воспитанию являются экскурсии в городской краеведческий музей для ознакомления с историей родного города. Именно, сотрудники музея мотивировали детей на создание группового мини-музея «Прошлое и настоящее Балахны», предложив детям познакомить своих родных : мам, пап, бабушек, дедушек, сестер, братьев, ваших друзей – детей из других групп нашего детского сада,- с родным городом.
13 слайд
В детском саду обсудили с детьми «Какие экспонаты могут быть в нашем музее?». Дети высказывали свои предложения, пришли к выводу, что должны быть экспонаты, которые бы знакомили
во-первых, с внешнем видом города : как выглядел в прошлом и как выглядит в настоящее время;
во-вторых, с трудом людей: чем занимались балахнинцы в старые времена и чем занимаются сейчас.
Обсудили, как должны выглядеть экспонаты, вспомнив, как сами знакомились в музее с внешнем видом города и трудом людей : с помощью фотографий, картин, макетов, орудий труда, изделий, которые создавали балахнинцы, предметов старины. Обсудили распределение по группам, кто какой экспонат хочет создавать. Затем внутри каждой группы планировали работу, обсуждали, как должен выглядеть экспонат. Дети могли по своему желанию выбрать любой экспонат, участвовать в создании нескольких экспонатов.
14 слайд
В первую очередь начали с создания экспоната об истории возникновения города - книги «Легенда о братьях Плесянычах». Обсудили, как должны выглядеть страницы книги, приступили к их созданию. Например, для оформления страницы об основателях Балахны братьях Плесянычах организовали «Выставку мод в Древней Руси». Дети рисовали рубахи, сарафаны, затем сами выбирали лучшие рубахи для братьев Плесянычей для иллюстрации книги. Для создания страниц с изображением соляных колодцев, соляных варниц, древнего города создавали изображение избушек, деревьев.
15 слайд
В качестве экспонатов о прошлом города : придумали создать пазлы «Ремесла древней Балахны» и создать макеты «Русская изба деревеньки Курза» и «Балахнинская крепость».
Здесь на слайде дети создают предметы быта для макета русской избы.
И мы вместе с детьми создаем по 2 картинке о старинных ремеслах Балахны. Я создаю фон, а дети рисуют героев, орудия труда, изделия, предметы быта. Эти изображения прикрепляем к основе и ламинируем. Затем 1-ю картинку разрезаем на пазлы, а вторую оставляем в качестве образца.
16 слайд
В качестве экспонатов о настоящем города : о внешнем облике города, о труде людей, - создали экспонаты «Изделия балахнинских предприятий» и «План-схема родного микрорайона». Я изготовила футляры для хранения, а дети подбирали и мастерили макеты изделий балахнинский предприятий, потом размещали их в ячейках для хранения. А для создании плана-схемы родного микрорайона я сделала эскиз улиц города, приклеила кармашки для фотографий достопримечательностей и городских объектов, а дети наклеивали условное изображение дорог и задний.
17 слайд
Также в качестве экспонатов использовали продукты, полученные в ходе опытнической деятельности. Например, получали соль, которая являлась важным ресурсом в жизни древней Балахны, или получали бумагу, которая является основным промышленным ресурсом современной Балахны: готовили бумажную массу из уже использованной бумаги и сушили ее на сетке, получая чистую бумагу.
18 слайд
А здесь на слайде создаем макет «Уголок родной природы» : дети изготавливают для макета изображения животных и растений как нашей полосы, так и других природно-климатических зон нашей страны. А также создали образец народного декоративно-прикладного искусства Балахны – балахнинские изразцы.
19 слайд
Вот так выглядит наш мини-музей.
20 слайд
Далее организовывали практическую деятельность с экспонатами музея: игры- упражнения, игры –путешествия, интеллектуально-творческие игры.
Например, с книгой «Легенда о братьях Плесянычах» проводили игры-упражнения: «Разложи правильно», «Составь рассказ», «Я начну, а ты продолжи». Создавали игровую ситуацию: съемные страницы книг рассыпались и перепутались, нужно собрать страницы в правильной последовательности, рассказать историю возникновения Балахны.
С макетом русской избы деревеньки Курзы проводили игру «Что лишнее» : создавали проблемную ситуацию, дополнив макет мелкими предметами обихода, относящимися к современной жизни. Нужно посмотреть несколько секунд на макет, затем отвернуться и набрать фишки в количестве лишних предметов, увиденных на макете, затем назвать, какие предметы лишние. Побеждает тот, кто набрал больше фишек и назвал больше предметов.
С планом-схемой родного микрорайона проводили игру «Невидимые объекты», где нужно понять какой объект на плане отсутствует, найти его фотографию и вставить в кармашек, или игру «Ищем сокровище», когда нужно было на улице найти письмо или «сокровище», отмеченное на плане.
21 слайд
С пазлами «Ремесла древней Балахны» создавали игровую ситуацию: пазлы рассыпались и перепутались, нужно собрать целостное изображение из пазлов.
А в пособии «Изделия Балахнинских предприятий» в ячейках футляров для хранения эти изделия оказались перепутаны, нужно было разложить изделия правильно, в соответствие с предприятием. Или предлагала отправиться в «путешествие» на поиск материалов для изделий балахнинских предприятий, нужно найти в окружающем пространстве группы материалы: бумагу, дерево, пластик, металл, или изделия из этих материалов
В игре «Заблудились» с макетом «Уголок родной природы» животные (растения) оказались не в тех местах, где обычно обитают, нужно помочь животным (растениям) вернуться домой в свою природно –климатическую зону обитания
А с балахнинским изразцами проводили игровое упражнение «Похожи-не похожи», сравнивая их с другими изделиями народного декоративно-прикладного творчества.
22 слайд
В работу по патриотическому воспитанию детей включались родители. Они с большим интересом знакомились с историей родного города, участвовали в организации выставок совместных творческих работ, фотовыставках «Уголок родной природы», «Любимые уголки родного города», «Труд наших родителей на предприятиях родного города». Активное участие родители принимали и в создании группового мини-музея. Они готовили и выступали перед детьми с презентациями «Семейные реликвии», «Семейная родослованая». Эти презентации стали еще одним из экспонатов музея, мы их потом пересматривали. А также послужили созданию новых экспонатов. Например, одновременно с просмотром презентаций «Семейные реликвии» была создана экспозиция реликвий, которые знакомят ребенка со старинным бытом людей. А на основе презентаций «Семейная родословная» был создан экспонат: карта «Моя –семья точка на карте России», - на карте России отмечаем флажками с российской символикой те уголки России, откуда родом предки ребенка. Обговариваем, какие города рядом, если это небольшие городки или деревни. Подводим детей к осознанию того, что у каждого человека есть своя малая родина, и из этих уголков «состоит» наша большая Родина – Россия
27-28 слайды
Результатом работы стала динамика в формировании представлений о родном городе, родной природе, родной культуре, происходит формирование представлений о родной стране, появился интерес к родному городу, к родной семье как неотъемлемой части культуры родного города и страны
29 слайд
Здесь я отметила свой методический и дидактический материал, который разработала по данной теме …
30 слайд
…и которые представляла в сетевых профессиональных сообществах и конкурсах.