Елена Калегина
Патриотическое воспитание старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МБ ДОУ «Детский сад №»245»
Сообщение на тему:
«Патриотическое воспитание старших дошкольников»
Калегина Е. С.
Новокузнецк, 2024
Патриотическое воспитание старших дошкольников.
Публикация «Патриотическое воспитание старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» всегда были актуальны и привлекали к себе внимание ученых из различных областей: психологии, педагогики, философии, истории и т. д. Значение слова «патриотизм» определяется большинством словарей как «любовь к Родине, своему Отечеству, а «патриот» (от греческого patris — земляк) – как «человек, разделяющий патриотические чувства, идеи».
Патриотическое воспитание детей – актуальная проблема современной педагогики, о Дошкольный возраст является важнейшим этапом в воспитании у ребенка чувства принадлежности к культуре своего народа, его истории. Формирование этого чувства у ребенка дошкольного возраста происходит поэтапно - в процессе воспитания его любви к своей семье, к своему детскому саду и, конечно же, к родной стране. Именно у детей дошкольного возраста, имеются потенциальные возможности для формирования нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма. В детском саду в рамках воспитательной работы детям прививают любовь и привязанность к своей семье, детскому саду, городу или селу. Важной является задача воспитать в детях чувство уважения к другим народам и национальностям, ведь наша страна огромна и многонациональна.
В период старшего дошкольного возраста происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Сложность патриотического воспитания заключается, прежде всего, в возрасте детей. Необходимо понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано и развито окончательно – это все лишь зарождается. Тем не менее, большинство всех нравственных качеств берут свое начало в дошкольном возрасте. Основательная и глубокая работа по нравственному воспитанию дошкольников является базой для формирования любви к Родине и Отечеству.
В процессе формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста можно выделить этапы, которые необходимо учитывать при воспитании детей.
• Инстинктивный патриотизм. Его можно выразить в словах: «люблю я Родину, за что не знаю сам». Опора на инстинктивный характер патриотизма в воспитании детей очень важна, т. к. является базой для развития у детей патриотизма сознательного.
• Потребность в любви к ближним. Данный этап можно раскрыть как принадлежность к определенной социальной среде – окружающим людям с их обычаями, взаимоотношениями, законами и т. д. Отношение к родным и близким, всему народу в целом является важнейшим компонентом содержания патриотизма.
• Привязанность к физической среде с её климатом, реками. Данная привязанность проявляется в любви к окружающей природе, играм с первых лет жизни, которые у взрослого человека вызывают приятные воспоминания о детстве.
• Привязанность к духовной среде: народному творчеству, искусству, науке, литературе и т. д. Важнейшей составляющей патриотизма является также знание и уважительное отношение к родному языку.
• Объективная оценка родного. Для данного этапа характерно воспитание гражданственности как высшего проявления патриотизма. Семейное равноправие всех ее членов достигается, если они живут общей жизнью, делят радости и горести, а общие интересы будничной жизни обеспечивают нравственную связь всех членов семьи.
• Изучение историко-культурного развития других народов в переход от своего народа к идее народа и государства вообще. На данном этапе происходит взаимодействие между патриотическим и интернациональным воспитанием детей дошкольного возраста. В данном случае особенностью патриотизма становится готовность человека трудиться во благо всего человечества, если этот человек может принести ему пользу. Еще одной особенностью является исключение вражды к другим народам.
• Активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности на благо Отечества.
Воспитание патриотизма у ребенка старшего дошкольного возраста успешно реализуется во время освоения им природы, родного дома, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими.
Патриотическое воспитание детей ставит своей целью формирование основ патриотизма как нравственного качества личности, развития в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, и духовности. Так же целью патриотизма является становление личности, которая обладает позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах своего Отечества.