Оксана Лапина
Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников. За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другие компоненты. Общественное развитие страны требует воспитания социально-активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Поэтому, формирование гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, к семье является базовым направлением в работе нашего учреждения. Знакомство детей с отечественной историей, ее героическим прошлым и настоящим оказывает непосредственное влияние на формирование жизненных идеалов, помогает найти образец для подражания, а прикосновение к подвигу усиливает чувство любви к Родине, к своему народу, к семье вызывает искреннее переживание, оставляя след на всю жизнь.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
Организация занятий физической культурой и плаванием на чувственно-эмоциональной основе и календарно-тематическом принципе планирования обогащает жизнь воспитанников яркими впечатлениями и переживаниями.
Использование, так называемой «военной» тематики, способствует мотивированности образовательного процесса. Воспитанники, как известно, способны усваивать содержание образовательной программы, если оно станет для них интересным и значимым.
Для воспитания патриотических чувств у дошкольников средствами физкультурно-оздоровительной деятельности решаем следующие задачи:
1. Формировать гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:
- к семье, городу, стране;
- к природе родного края;
- к культурному наследию своего народа.
2. Воспитывать чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей;
3. Повышать престиж воинской службы на основе устойчивого образа «защитника Отечества» : сильного, смелого, физически развитого.
4. Обеспечить условия для патриотического воспитания на занятиях физической культурой и плаванием через :
-использование приемов «военной подготовки» и подготовки к сдаче норм ГТО на тематических праздниках и развлечениях;
-оснащение образовательного процесса пособиями «военно-спортивной» тематики;
-вовлечение родителей в организацию и участие в фольклорно- спортивных и военно-патриотических праздниках и развлечениях.
Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей.
Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, являются занятия физкультурой и спортом. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.
Формирование у детей нравственных чувств – таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных мероприятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.
Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка необходимо поставить следующие задачи:
1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
2. Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.
3. Создавать условия для проявления положительных эмоций.
В нашем ДОУ сложилась система работы по данному направлению развития дошкольников. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов, соревнований и фестивалей. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей, родителей и педагогов общими чувствами и переживаниями. Подобные мероприятия, по возможности, должны проходить с обязательным участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.
Работа с детьми физкультурно-оздоровительной направленности ведётся систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану работы на учебный год.
В нём отражены такие мероприятия, как
• «Весёлые старты»
• «Здоровому все здорово!»
• «Отважные пожарные»
• «Богатырская сила»
• «Масленица»
• «Юные спасатели».
• «День Победы».
Вышеперечисленные праздники и развлечения являются в детском саду традиционными. В их подготовке принимают участие дети, родители, педагоги и другие категории сотрудников д/сада.
Задачи, поставленные перед педагогическим коллективом нашего ДОУ по воспитанию духовно-нравственных качеств личности дошкольников средствами физической культуры, по своей направленности можно условно разделить на несколько групп:
1. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к ближайшему окружению – детскому саду. Духовному единению детей и родителей, детей и воспитателей способствует ежегодное проведение «Здоровому все здорово!», «Мама, папа, я-спортивная семья» - спортивные мероприятия с семьями воспитанников.
2. В процессе организации спортивных досугов «Отважные пожарные», «Юные спасатели» совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребёнка, а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство коллективизма.
3. Ознакомление дошкольников с культурой, традициями русского народа осуществляется в процессе ежедневных физкультурных занятий. Так, проведя цикл занятий с использованием русского фольклора, в качестве обобщения, организуется музыкально – спортивный праздник «Масленица».
4. Дети с удовольствием играют в русские-народные игры. Ни одно массовое мероприятие в ДОУ не обходится без проведения таких подвижных игр. Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям русского народа.
5. Отдельным направлением духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в нашем ДОУ является военно – патриотическое воспитание. Работу по данному направлению можно представить как интеграцию различных видов двигательной деятельности. Центральным, стержневым моментом является праздник, посвящённый Дню воинской славы и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. В процессе подготовки к празднику, посвящённому Дню Защитника Отечества, параду в честь Дня Победы на физкультурных занятиях особое внимание уделяется строевой подготовке детей под военные марши. Традиционными стали смотры-конкурсы военной техники и военной формы.
Таким образом, хочется надеяться, что благодаря целенаправленной и систематической работе по патриотическому воспитанию средствами физической культуры формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами, потребностями в здоровом образе жизни и способностью к саморазвитию.