Людмила Южакова
Патриотическое воспитание младших дошкольников
«Патриотическое воспитание младших дошкольников»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачева
Но как воспитать эту любовь?
Публикация «Патриотическое воспитание младших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Средняя группа
- Темочки
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Поэтому важно именно в дошкольном детстве заложить эти основы.
Особенности патриотического воспитания : Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом гражданином России и только потом жителем планеты земля. Идти надо от близкого к далёкому.
Задачи: Знать имена и отчества своих мам и пап, воспитателя и других сотрудников группы;
• Уметь назвать, кем и где трудятся родители;
• Знать на память свой адрес домашний;
• Уважительно относиться ко всем сотрудникам садика, понимать ценность их труда;
• Иметь представление о своем родном городе, знать его название;
• Уметь назвать главную достопримечательность города;
• Уважать природу, растения, уметь ухаживать за комнатными растениями;
• Уметь оказывать посильную помощь в группе и дома.
Модель патриотического воспитания : Моя семья - Детский сад - Родной город - Природа родного края - Моя страна - Наша армия.
Патриотическое вопитание осуществляется через различные виды деятельности: тематические занятия, экскурсии, целевые прогулки, развлечения, праздники, продуктивная деятельность, выставки.
Средства патриотического воспитания : устное народное творчество; декоративно – прикладное искусство; музыка; игра; самостоятельная деятельность.
Родная семья Мир ребенка начинается с его семьи. Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому активное участие принимают, конечно же, родители. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными. Совместное творчество родителей и детей является стимулом единения семьи. В разные сезонные периоды родители с детьми выполняют поделки из природного материала, изготавливают кормушки и скворечники, создают коллажи, аппликации. Благодаря родителям, дети активно участвуют в праздничных демонстрациях, спортивных мероприятиях, во время экскурсий, прогулок знакомятся с достопримечательностями города.
Детский сад. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники, как средства выражения национального характера. Традиционно проводятся День матери, Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День защиты детей.
Родной город Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птиц: все это Родина. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает оклик в его душе.
Чувство любви к родному краю начинается через знакомство с городом, его главными памятниками и достопримечательностями. У каждого города есть своя история, есть свое имя. Необходимо воспитывать у детей любовь к своему городу, подводить их к пониманию, что их город – частица Родины. Природа родного края. Яркие впечатления о родной природе, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Моя страна. Расширить представления детей о родной стране, познакомить детей с государственной символикой: гербом, флагом; развивать интерес к историческому прошлому России. Формировать представление у детей, что планета Земля – общий дом для всех
Наша армия. Формирование первичных представлений о Российской армии, о мужчинах, как защитниках Родины. Приобщать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях. Знакомим детей с военными профессиями и техникой. Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, работа по воспитанию нравственно- патриотических чувств раскрывается и в сюжетно-ролевых играх: «Моряки», «Пограничники».
Воспитывать патриота – это сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Успеха можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.