татьяна казакова
Патриотическое воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе, перед дошкольными учреждениями, стоит не только задача по формированию индивида с широким мировоззренческим кругозором, но и воспитание в ребенке духовности, так как от её нравственного, культурного уровня развития во многом зависит будущее общества.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом и семьи» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Детский сад не может существовать изолировано от поселка и страны в целом. Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. Именно здесь сходятся воедино задачи общества и ДОУ – это заинтересованность в воспитании нравственных сторон личности будущего гражданина.
Осуществляя анализ проблемы патриотического воспитания, изучала эффективные технологии, методики и разработки передового педагогического опыта известных авторов:
- Е. Ф. Купецкова «История Пензенского края как средство развития личности ребенка дошкольного возраста» (парциальная образовательная программа)
Данная программа призвана помочь
воспитателям систематически и целенаправленно осуществлять работу по
ознакомлению дошкольников с историей родного края, используя
исторические знания как средство социально-коммуникативного,
познавательного, речевого и художественно-эстетического развития ребёнка
в соответствии с ФГОС ДО.
-парциальной образовательной программа «Человек на родной земле»
под ред. Е. Ф. Купецковой. Программа помогает формировать детские
представления о труде взрослых-тружениках Пензенского края;
- Семьеведение. Парциальная образовательная программа. Купецковой
Е. Ф.
- О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (программа, разработки занятий, мероприятий);
-Г. В. Груба, И. К. Помелова «Ребёнок познаёт мир» (методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений);
- Е. А. Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ» (планирование, разработки занятий и мероприятий);
- Н. Г. Комратова, Грибова Л. Ф. «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет»
- Т. И. Оверчук «Мой родной дом» Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Из данных целей вытекает целый комплекс задач по патриотическому воспитанию :
• формирование у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;
• формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
• формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
• воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики;
• воспитание уважения к труду, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания : музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
• формирование элементарных знаний о правах человека.
Большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совместной деятельности взрослых и детей, так как воспитание чувств – процесс, который невозможно уложить в жёсткие рамки определённого времени. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребёнком, в результате и посредством которого формируется чувство любви к Родине.
Организация процесса по патриотическому воспитанию в ДОУ строится следующим образом:
• Развивающей предметно-пространственной среды;
• Специально организованную образовательную деятельность;
• Совместную деятельность вне занятий взрослых и детей;
• Самостоятельную деятельность детей.
Совместными усилиями администрации ДОУ, педагогами и родителями создана макросреда детского сада мини- музей «Русская изба».
Особое внимание уделяю уголкам патриотического воспитания. Так в младшем дошкольном возрасте используем народные игрушки, куклы в русской народной одежде. Семейные альбомы, сборники русских народных сказок, потешек, шуток, прибауток,стихов.
Патриотический уголок насыщен лэпбуком «Моя Россия» ,
" Широка страна моя родная", альбомами "Народы, проживающие на территории Шемышейского района", " Государственные символы", " Природа родного края", дидактическими играми по изучению родного поселка Шемышейка, Пензенской области, России.
Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для педагога это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного патриотического воспитания детей :
Родина, страна.
«Народное наследие».
Улица, поселок.
«Край мой родной».
Детский сад.
«Мой детский сад».
Семья.
«Моя семья».
Единого подхода к определению «патриотическое воспитание» не существует. Работа по этому направлению ведётся последовательно (ступечато) от более близкого (семья, детский сад, улица, поселок) к более сложному (Родина, страна). Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом: основные направления на развитие патриотического воспитания у дошкольников распределились по ступеням, каждая ступень имеет свою тему а уже из общей темы вытекают формы проведения и формы взаимодействия детей с ближним социальным окружением.
Начали мы с уточнения знания детьми своего и родителя имени, отчества, с беседы о семьях детей, о маме и папе других родных, с которыми проживает ребенок. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у детей сильные эмоции - заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Ведь семья – частица народа. В результате планомерной работы с родителями дети воспринимают их как союзников (совместное участие родителей и детей в спортивных праздниках, в совместном составлении семейных проектов) папы и мамы стараются понять чувства, его точку зрения. У детей, которые чувствуют постоянную поддержку, понимание взрослого, повышается самооценка.
Вторая ступень берёт своё начало с бесед из детских впечатлений о том: Что такое детский сад? За что люблю я детский сад? Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видят дети, что вызывает отклик в их душе. Рассказывая о профессиях детского сада либо о профессиях другого профиля важно показать, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей. Важно донести до ребёнка, что повсюду люди трудятся для всех, а не только для себя (учителя – учат, врачи – лечат больных и т. д.) чтобы каждый ребёнок начал осознавать, что труд объединяет людей и требует от них взаимопомощи, знания своего дела. На данном этапе важны дидактические игры и экскурсии в различные организации поселка, привлечение родителей для проведения тематических бесед «Расскажи о своей профессии».
На экскурсиях мини- музей детского сада, в районном краеведческом музее, ребята узнают историю родного поселка. Сравнивают характерные особенности старого и современного поселка, знакомятся с тем как выглядели улицы раньше и какие сейчас ; старинные и современные здания ; быт Шемышейки - прошлое и настоящее (питание и одежда);досуг и игры (в прошлом и настоящем). С большим интересом дети совместно с родителями составляют схему - карту от своего дома до детского сада. Продолжением данной работы является знакомство с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном флагом и гербом государства. Дети знают что у каждого человека есть родной дом и поселок (город, где он родился и живёт.
Прекрасные возможности в воспитании патриотизма представляет знакомство с русским народным творчеством, с историей русского народа, традициями, культурой, обычаями, бытом, прикладным искусством и фольклором России. Ставя перед собой задачу – показать красоту русского языка через устное народное творчество (песни, колядки, припевки, я использую разные способы подачи информации: беседы, прослушивание народной музыки, обучение игре на народных инструментах (ложки, бубны, трещотка). Знакомясь с народными праздниками и обрядами (Пасха, Масленица, Рождество, дети радуются не только празднику, но и подготовки к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, костюмами.
В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни прародителей семьи (участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», заставляет наших воспитанников задуматься над такими понятиями, как честь, долг, формирует уважение к героям, отдавшим жизнь за Родину. Дети узнают о том, когда и как началась война, какие сражения сыграли важнейшую роль в ходе военных операций, о роли женщин в войне, о том, какой ценой досталась нашем народу Победа. Воспитатели рассказали о бесстрашных героях войны, о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, оставшихся на полях сражений, о могиле неизвестного солдата у Кремлевской стены, куда приходят поклониться миллионы людей. Разработаны занятия-беседы, которые проводятся в мае «Детям о Великой Победе» : «Почему война называется Великой Отечественной?», «Разгром фашистов под Москвой», «Блокада Ленинграда», «Женщины на защите Отечества», «Дети и война», «Праздник День Победы». Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Вывод:
Успех патриотического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Поэтому необходимо объединить усилия детского сада и семьи.