Элана Иванова
Патриотическое воспитание дошкольников посредством поэзии военной тематики
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Патриотическое воспитание дошкольников посредством поэзии военной
тематики.
Расскажем детям о войне»
Выполнила: Иванова Элана Геннадьевна
Рассказывайте детям о войне,
Не бойтесь испугать
жестокой правдой,
Рассказывайте детям о войне,
Им это знать и помнить надо
Рассказывайте детям о войне,
Пусть ваша память
к ним в сердца стучится
Рассказывайте детям о войне.
Н. Верб
Актуальность
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников посредством поэзии военной тематики» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- День Победы, 9 мая
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине.».
День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. Эти слова определяют необходимость воспитания патриотизма у дошкольников, который способствует формированию чувства уважения к традициям нашей страны, почитания старшего поколения, бережного отношения к памяти прошлого.
Цель проекта:
Создание условий для воспитания в детях и их родителях уважения к памяти предков – участников Великой Отечественной войны.
Формирование у детей знаний, о героическом подвиге русского народа в Великой Отечественной войне через знакомство с художественными детскими произведениями.
Задачи проекта:
• способствовать восприятию у ребенка дошкольного возраста книги как источника знаний, эмоционального кладезя и фундамента для познавательного развития;
• воспитывать у каждого ребенка нравственно-патриотических чувств, к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает родину;
• расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;
• развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений с взрослыми;
• способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах. Обогащать активный словарь, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй о близких, показывая их фотографии;
• обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок;
• организовать деятельность детей, родителей, направленную на создание праздничного концерта;
• вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.
Предполагаемый результат проекта:
1. Сформирован интерес к художественному слову, соответствующему возрастным особенностям дошкольникам.
2. Развито уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к реликвиям (медали, грамоты и др.).
3. Закреплен навык составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОВ.
4. Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
5. Закреплены навыки продуктивной деятельности при изготовлении открытки и поделок.
6. Расширены и систематизированы знания детей о Великой Отечественной Войне.
Паспорт проекта
Сроки проекта: Декабрь 2021г. - Май2022г. (долгосрочный)
Проект по содержанию - творческий, рассчитан на детей 5-6 лет, по продолжительности – долгосрочный.
Участники проекта: дети старшего возраста, воспитатели, родители.
Механизмы реализации цели и задач проекта: беседы, занятия, составление рассказов, физкультурный досуг, мини-выставки работ родителей и детей (открытка ветеранам, консультации для родителей.
Инновации: ввести ребенка дошкольного возраста в реальность военного времени через художественные произведения, перевоплощенные средствами ИКТ в игровые формы, доступные детям. (Презентации, игры, созданные мультфильмы, фото и видео зарисовки, видео жизнеописания и т. д.)
Гипотеза
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
Цель - создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью.
• составление плана деятельности;
• сотрудничество с родителями;
• подбор литературных произведений о войне;
• подбор музыкальных произведений на военную тему;
• подготовка цикла бесед о ВОВ;
2этап – основной
Цель – сформировать знания детей о Великой Отечественной войне.
• проведение занятий, бесед о ВОВ;
• привлечение родителей к участию в проекте;
• организация сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр.
• Оформление выставок, мини-музея, папок-передвижек;
3 этап – заключительный.
Цель - вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.
• организация выставки рисунков ко Дню Победы (совместная работа детей с родителями);
• выпуск стенгазеты «Наши папы в армии» и папок-передвижек «Знакомьте детей с героическим прошлым России», «День 9 мая», «Дети-герои ВОВ»;
• литературно - музыкальный досуг «9 мая»;
• презентация;
План:
Декабрь
• разработка содержания проекта;
• составление плана работы;
• проведение первоначальной диагностики;
• сбор и анализ методической литературы по данной теме;
• сбор и анализ художественной литературы по данной теме;
• подбор музыкальных произведений, к определенным художественным произведениям на военную тему;
• подготовка цикла бесед о ВОВ;
• подбор наглядного материала;
• подбор методического обеспечения;
Январь
«Семья» 1. Выставка детских рисунков «Когда мои бабушка и дедушка были маленькими»
Цель: развить фантазию и воображение детей.
2. Беседа «Семья и родной дом»
Цель: формировать представление о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи.
3. Подготовка стенгазеты «Семья и родной дом»
4. Выставка семейных фотографий.
Февраль
«Что такое война» 1. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне с использованием стихов: С. Михалкова «Нет войны», Н. Томилина «День победы», С. Пивоварова и др.
2. Великая отечественная война глазами художников «Художники - живописцы о войне»,
3. «Художники блокадного Ленинграда», «Боевая графика войны», (плакаты, карикатура, портреты, «Великая Отечественная война в скульптуре и архитектуре».
4. Беседа «Мой папа»
Изготовление поздравительных открыток ко Дню защитника Отечества.
5. Стенгазета – поздравление для пап.
6. Чтение художественной литературой о войне (знакомство и обсуждение; пересказ; составление рассказов, драматизация и др.)
Март
«Нет в России семьи такой, где б, не памятен был свой герой» 1. Просмотр отрывок кинофильмов и мультфильмов на военную тематику по произведениям детских писателей;
2. Показ презентаций «Ордена и медали», «Дети военных лет», «Военная хроника», «Этот славный день Победы» и т. д.
3. Коллективные работы на военную тематику по произведению С. Михалкова «Быль».
4. Индивидуальные беседы о войне.
5. Изучение дидактических игр: «Назови пословицу», «Определи род войск», «Раньше и теперь», «Защитники Отечества», «Великие люди России», «Памятные места нашего города», «Государственные символы»
Апрель
«Культура и традиции» 1. Информация в родительский уголок: «Как знакомить детей с Великой Отечественной войной?», «Художественная литература о войне», «Памятники нашего города» и др.
2. Создание рисунков родителями воспитанников на тему «Я рисую мир»
3. Изготовление поделок детьми совместно с родителями «Слава оружию» для пополнения музея МБДОУ (выставка поделок)
Май
«День Победы»
1. Литературная композиция «День победы»
2. Беседа «Что такое героизм?»
3. Беседа «9 Мая – День Победы»
4. Подготовка открыток к празднику Победы.
5. Организация выставки рисунков ко Дню Победы (совместная работа детей с родителями).
Вывод:
В процессе реализации проекта можно сделать следующий вывод: у воспитанников обострилось понимание того, в какой стране мы живём, что наше Отечество развивалось в борьбе с врагами, что лучшие люди отдали свои жизни во имя мира на земле, во имя безоблачного детства маленьких граждан. Дети с уважением относятся к славным защитникам нашей Родины – войнам Российской Армии. Дети осознали значимость победы в ВОВ для нашего народа. Расширили знания о войне, военной технике, о памятниках и монументах. Вместе с родителями посетили музеи, памятные места, возложили цветы к Вечному огню. Благодаря активной работе и вовлечению в поисковую деятельность родителей, было собрано много информации о героических подвигах родных и близких, воевавших на фронте и работавших в тылу. Дети больше узнали об истории своей семьи, о героических подвигах своих прабабушек и прадедушек.
За время совместной деятельности детей и взрослых у дошкольников сформировался естественный интерес к истории своей Родины и семьи. Ребята, приходя в детский сад, делились друг другом тем, что они узнали о войне, приносили в группу фотографии, газетные статьи. У детей сформировались навыки творческой деятельности, развились самостоятельность, коммуникативность, познавательная активность. А это, в свою очередь, способствует личностному росту ребенка, воспитанию чувства патриотизма, утверждению человеческого достоинства. Участвуя в проекте ребенок – дошкольник чувствовал себя значимым в группе сверстников, вносил свой вклад в общее дело, радовался успехам. Проблема, поставленная в начале проекта, рассмотрена и реализована полностью. Потому, как увлеченная шла работа, видно было понимание воспитанникам ценности своего труда и значимости Великой Отечественной войны.
В результате целенаправленной работы у детей появился интерес, к самостоятельному рассматриваю книг по военной тематике, рассказыванию историй о своих прабабушках и прадедушках. Дети, совместно с родителями изготовили «Книги памяти» о своих прадедушках и прабабушках, которые воевали в годы войны и были награждены медалями «За отвагу»; «За боевые заслуги»; «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг». Благодаря систематическому ознакомлению детей с художественными произведениями о войне я доказала воспитательную силу художественной литературы, направленную на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости. Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствовали пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними. Память о прошедшей войне мы храним в наших сердцах! И, конечно, все что знаем о ней, мы должны передать нашим детям. Маленькие граждане нашей страны должны знать ее героические страницы и гордиться своей Родиной и своим народом. Тема Великой Отечественной войны находит живой отклик в сердцах ребят.
Список используемой литературы к проекту:
«Расскажите детям о войне»
• Веракса Н. Е. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 352с.
• Баруздин С. А. Её зовут Ё лкой: повесть. - М. : Дет. лит., 1985.
• Бринский А. П. Девчонка из Марьиной рощи: военная повесть. - М. : Дет. лит., 1973.
• Дети военной поры/ Сост. Э. Максимова. - 2-е изд., доп. - М. : Политиздат, 1988.
• Идет война народная. Стихи о Великой Отечественной войне/сост. Н. И. Горбачева. - М. : Дет. лит., 2002.
• Навечно в памяти народной. - М. : Молодая гвардия, 1975.
• Надеждина Н. А. Партизанка Лара: повесть. - М. : Дет. лит., 1988.
• Печерская А. Н. Дети-герои Великой Отечественной войны: рассказы. - М. : Дрофа-Плюс, 2005.
• Час мужества: стихотворения и рассказы. - М. : Изд. Оникс, 2008.
• Антонов Ю. А. «Великой Победе посвящается» / Антонов Ю. А. – М. ; ТЦ Сфера, 2010. 128с. – (Библиотека воспитателя) (5).
• Голицына Н. С. «Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход.» / Голицына Н. С. – М. : «Скрипторий 2003», 2013. – 224с.
• Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности: Средняя группа» / Губанова Н. Ф. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 160с.
• Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа» / Дыбина О. В. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 96с.
• Степаненкова Э. Я. «Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет» / Степаненкова. Э. Я. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144с.
• Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребёнка» / Тарабарина Т. И. – М. «Академия развития», 1997. – 106с.
• Торопцев А. П. «Чтобы знали и помнили» / Торопцев А. П. – М. о. «Подмосковье», 2014. – 220с.
• Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007.
• Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера, 2006.
• Как научить детей любить Родину/ Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. – М., 2005.
• Никулов А. П., Григорьев Э. И. Старый Оскол. – Издательство 1992.
• Петрова В. И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. /В. И. Петрова – М. ; Изд-во Мозаика-Синтез, 2007
Интернет ресурсы:
• Видеоролики https://www.youtube.com/
• Картинки https://yandex.ru/images/?clid=1872363&win=138&redircnt=1428259088.1&uinfo=sw-1093-sh-614-ww-1093-wh-514-pd-1.25-wp-16x9_1366x768
• Стихи для детей о ВОВ https://tanyakiseleva.ru/stixi-dlya-detej-o-vojne/
• Детские песни о войне https://allforchildren.ru/songs/vov.php