Получи документы

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада

Вера Зворыгина
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время наблюдаются весьма существенные изменения в дошкольном образовании, происходит определенная оптимизация образовательного пространства, но достаточно сложные и многоаспектные проблемы, связанные с патриотическим воспитанием детей, обуславливают саму необходимость осмысления сути патриотического воспитания, его места и роли. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада требует внедрения новой идеологи в образовательной и воспитательной деятельности, предопределяет необходимость новых идей, а также использование уже известных средств, методов, приемов патриотического воспитания [3].

Это касается нравственных ценностей, отношения к происходящим событиям, к истории. У детей искажены представления о патриотизме, великодушии, добре. Отношение изменилось и к Родине. Сегодня материальные ценности преобладают над духовными. Но, как бы ни менялось общество, о воспитании у будущего поколения любви к своей стране, гордости за нее нельзя забывать никогда.

Мы должны создавать своё будущее на надежном фундаменте, и такой фундамент — это патриотизм … Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России.

Именно в дошкольном детстве происходит формирование культурно- ценностных ориентаций, закладывается фундамент для духовно – нравственной составляющей личности дошкольника, целесообразно в детском саду уделять внимание процессу национально – культурной самоидентификации, осознания ребенка дошкольного возраста себя в мире[1]. Важно не упустить бесценные личностные формирования, ведь именно в дошкольном возрасте играют роль некоторые социально – личностные ориентиры, которые, как следствие, способствуют успешной социализации в обществе [2].

Сложности заключаются в том, что на практике нередко возникают вопросы о содержании патриотического воспитания, о его месте в дошкольной образовательной организации.

Реализация патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада возможно путем создания патриотического уголка, это, по всей вероятности, будет способствовать развитию познавательного потенциала у дошкольников, а также вызовет в них патриотические чувства [4].

В воспитании патриота нужно учитывать, что дошкольник начинает постепенно ставить себя на место другого человека. Пытается определить, в соответствии с особенностями своего возраста, мотивы, действия людей, самостоятельно выстраивает предполагаемый образ будущего результата продуктивного действия. Это возрастная способность должна быть учтена при воспитании патриотизма, чувства сопереживания окружающим принимаются во внимание в воспитании патриотических чувств [5].

Патриотическое воспитание является особой, своего рода уникальной разновидностью педагогической деятельности, направленной на привитие у подрастающего поколения качеств, присущих патриоту и гражданину [1].

Начальным этапом формирования у детей любви к Родине является накопление у них социального опыта за счет участия в жизни своего села или города, принятие норм поведения, приобщения к миру его культуры. Любовь дошкольника к Родине начинается с любви к семье, к своему дому, детскому саду. Поэтому работу по патриотическому воспитанию дошкольников нужно начинать с приобщения к истории и культуре родного края. Если не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям, и болеть её горестями?

Исходя из того, что согласно ФГОС и ФОП ДО одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей, наша деятельность осуществляется в направлениях: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами.

В своей практике по патриотическому воспитанию мы успешно объединяем этнопедагогику с современными технологиями дошкольной дидактики (проектная деятельность). Всегда с интересом изучаем педагогический опыт своих коллег на учебно-методическом уровне.

Была разработана модель формирования патриотических качеств у дошкольников.

Создание модели предполагает активную роль всех участников образовательного процесса в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Работа с семьями дошкольников способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей, В семье растет будущий гражданин. Все, что происходит в стране, через родителей и педагогов должно передаваться к детям. Педагоги нашего ДОУ соблюдают эти рекомендации в ходе работы с дошкольниками и взаимодействия с их родителями. Сегодня подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в современных семьях вопросы воспитания гражданственности и патриотизма не считаются важными, а, зачастую, вызывают лишь недоумение.

Модель «Формирование патриотических качеств у дошкольников»

Цель: формирование у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа. Реализуется через: -программа методического сопровождения педагогов по патриотическому воспитанию (повышение самообразования; консультации, семинары-практикумы; использование новейших педтехнологий; работа творческих групп; обобщение педагогического опыта);

- содержание предметно-развивающей среды (уголки патриотического воспитания в группах; музей);

- совместная деятельность воспитателя с детьми (- ОД; игровая деятельность;

режимные моменты; прогулки; беседы; выставки детского творчества);

-организация взаимодействия с семьями воспитанников (- буклеты; выставки; консультации; конференции; праздники; конкурсы; экскурсии; посещение мемориала памяти погибшим ВОВ);

- работа с социумом (совместные мероприятия с музеем, библиотекой).

Культурно-историческая среда, которая окружает человека с детства, это основа для формирования у него патриотических качеств. Поэтому отдельным блоком выделена работа с социумом в рамках преемственности детского сада библиотеки и музеем.

Базовые ценности отражены в содержании ОД и планируемых мероприятиях: беседы, игровая деятельность, праздники, викторины, выставки, совместной деятельность с родителями.

По этой модели был разработаны и реализованы несколько педагогических проектов. На этот юбилейный год Защитника Отечества тоже планируется проект по патриотическому воспитанию.

Работа строится так, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника

В заключении хотим акцентировать внимание на том, что педагог, прежде всего, должен иметь свою активную гражданскую позицию, быть носителем черт своего народа, так как только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее.

Литература:

1 Бородина, Е. Н. Модель нравственно патриотического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации / Е. Н Бородина. – Пенза: Академия естествознания, 2015. -449с.

2 Данилова, О. А. Нравственно – патриотическое воспитание ребенка старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении/ О. А. Данилова. – Новосибирск: НГПУ, 2016. – 143с.

3 Рахмонова, А. А. Теоритические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста/А. А. Рахмонова. - Москва: Проспект, 2018. – 151с.

4 Сихварт, С. В. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста/С. В. Сихварт. Волгоград: Волгоградский государственный технический университет. 2017. – 241с.

5 Устинова, Л. Б. Гражданско – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста/Л. Б. Устинова. – Санкт-Петербург: СПбГУ, 2017. – 128с.

Публикации по теме:

Брейн-ринг «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»Брейн-ринг «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Задачи: - повысить компетентность родителей в вопросах нравственно - патриотического воспитания; - способствовать приобретению опыта коллективной.

Мастер-класс для педагогов «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада» МБДОУ «Кубитетский детский сад «Колосок» Мастер- класс по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада
Опубликовано: 9 февраля 2025 в 11:47
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Вера Зворыгина (УИ 1017090) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
11 февраля 2025 вторник
Международный день женщин и девочек в науке
Путешествуем по книгам Виталия Бианки
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД