Вера Зворыгина
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время наблюдаются весьма существенные изменения в дошкольном образовании, происходит определенная оптимизация образовательного пространства, но достаточно сложные и многоаспектные проблемы, связанные с патриотическим воспитанием детей, обуславливают саму необходимость осмысления сути патриотического воспитания, его места и роли. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада требует внедрения новой идеологи в образовательной и воспитательной деятельности, предопределяет необходимость новых идей, а также использование уже известных средств, методов, приемов патриотического воспитания [3].
Это касается нравственных ценностей, отношения к происходящим событиям, к истории. У детей искажены представления о патриотизме, великодушии, добре. Отношение изменилось и к Родине. Сегодня материальные ценности преобладают над духовными. Но, как бы ни менялось общество, о воспитании у будущего поколения любви к своей стране, гордости за нее нельзя забывать никогда.
Мы должны создавать своё будущее на надежном фундаменте, и такой фундамент — это патриотизм … Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России.
Именно в дошкольном детстве происходит формирование культурно- ценностных ориентаций, закладывается фундамент для духовно – нравственной составляющей личности дошкольника, целесообразно в детском саду уделять внимание процессу национально – культурной самоидентификации, осознания ребенка дошкольного возраста себя в мире[1]. Важно не упустить бесценные личностные формирования, ведь именно в дошкольном возрасте играют роль некоторые социально – личностные ориентиры, которые, как следствие, способствуют успешной социализации в обществе [2].
Сложности заключаются в том, что на практике нередко возникают вопросы о содержании патриотического воспитания, о его месте в дошкольной образовательной организации.
Реализация патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада возможно путем создания патриотического уголка, это, по всей вероятности, будет способствовать развитию познавательного потенциала у дошкольников, а также вызовет в них патриотические чувства [4].
В воспитании патриота нужно учитывать, что дошкольник начинает постепенно ставить себя на место другого человека. Пытается определить, в соответствии с особенностями своего возраста, мотивы, действия людей, самостоятельно выстраивает предполагаемый образ будущего результата продуктивного действия. Это возрастная способность должна быть учтена при воспитании патриотизма, чувства сопереживания окружающим принимаются во внимание в воспитании патриотических чувств [5].
Патриотическое воспитание является особой, своего рода уникальной разновидностью педагогической деятельности, направленной на привитие у подрастающего поколения качеств, присущих патриоту и гражданину [1].
Начальным этапом формирования у детей любви к Родине является накопление у них социального опыта за счет участия в жизни своего села или города, принятие норм поведения, приобщения к миру его культуры. Любовь дошкольника к Родине начинается с любви к семье, к своему дому, детскому саду. Поэтому работу по патриотическому воспитанию дошкольников нужно начинать с приобщения к истории и культуре родного края. Если не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям, и болеть её горестями?
Исходя из того, что согласно ФГОС и ФОП ДО одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей, наша деятельность осуществляется в направлениях: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами.
В своей практике по патриотическому воспитанию мы успешно объединяем этнопедагогику с современными технологиями дошкольной дидактики (проектная деятельность). Всегда с интересом изучаем педагогический опыт своих коллег на учебно-методическом уровне.
Была разработана модель формирования патриотических качеств у дошкольников.
Создание модели предполагает активную роль всех участников образовательного процесса в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Работа с семьями дошкольников способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей, В семье растет будущий гражданин. Все, что происходит в стране, через родителей и педагогов должно передаваться к детям. Педагоги нашего ДОУ соблюдают эти рекомендации в ходе работы с дошкольниками и взаимодействия с их родителями. Сегодня подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в современных семьях вопросы воспитания гражданственности и патриотизма не считаются важными, а, зачастую, вызывают лишь недоумение.
Модель «Формирование патриотических качеств у дошкольников»
Цель: формирование у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа. Реализуется через: -программа методического сопровождения педагогов по патриотическому воспитанию (повышение самообразования; консультации, семинары-практикумы; использование новейших педтехнологий; работа творческих групп; обобщение педагогического опыта);
- содержание предметно-развивающей среды (уголки патриотического воспитания в группах; музей);
- совместная деятельность воспитателя с детьми (- ОД; игровая деятельность;
режимные моменты; прогулки; беседы; выставки детского творчества);
-организация взаимодействия с семьями воспитанников (- буклеты; выставки; консультации; конференции; праздники; конкурсы; экскурсии; посещение мемориала памяти погибшим ВОВ);
- работа с социумом (совместные мероприятия с музеем, библиотекой).
Культурно-историческая среда, которая окружает человека с детства, это основа для формирования у него патриотических качеств. Поэтому отдельным блоком выделена работа с социумом в рамках преемственности детского сада библиотеки и музеем.
Базовые ценности отражены в содержании ОД и планируемых мероприятиях: беседы, игровая деятельность, праздники, викторины, выставки, совместной деятельность с родителями.
По этой модели был разработаны и реализованы несколько педагогических проектов. На этот юбилейный год Защитника Отечества тоже планируется проект по патриотическому воспитанию.
Работа строится так, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника
В заключении хотим акцентировать внимание на том, что педагог, прежде всего, должен иметь свою активную гражданскую позицию, быть носителем черт своего народа, так как только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее.
Литература:
1 Бородина, Е. Н. Модель нравственно патриотического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации / Е. Н Бородина. – Пенза: Академия естествознания, 2015. -449с.
2 Данилова, О. А. Нравственно – патриотическое воспитание ребенка старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении/ О. А. Данилова. – Новосибирск: НГПУ, 2016. – 143с.
3 Рахмонова, А. А. Теоритические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста/А. А. Рахмонова. - Москва: Проспект, 2018. – 151с.
4 Сихварт, С. В. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста/С. В. Сихварт. Волгоград: Волгоградский государственный технический университет. 2017. – 241с.
5 Устинова, Л. Б. Гражданско – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста/Л. Б. Устинова. – Санкт-Петербург: СПбГУ, 2017. – 128с.