Мария Иванова
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с жизнью и творчеством местного писателя
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с жизнью и творчеством местного писателя-поэта И. Н. Корякина
«О о – аймах кутун тутан
Айар – тутар Б т н скэй,
Ойуу – бичик тылы ти э
Айбыта ча ылхай»
Воспитание патриотизма – одна из первостепенных задач нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общение, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, воспитание любви и привязанности к малой Родине, к своему дому, к своей семье, соседям, гордости за свой родной край и желания сохранить, приумножить богатство своего родного края.
Публикация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с жизнью и творчеством местного писателя» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность. Ребенок, не знакомый с историей и культурой своего народа, человек без прошлого, а значит и без полноценного настоящего и будущего. Детям дошкольного возраста, доступно чувство любви к своей семье, родному селу, к родной природе, к своей Родине. Именно это и является началом патриотизма, который рождается в познании, и формируется в процессе целенаправленного воспитания. В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в старшем дошкольном возрасте очень активны, любознательны, инициативны, имеют способность к сочувствию, сопереживанию. Таким образом, старший дошкольный возраст имеет потенциальные возможности для развития нравственных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Цель работы: познакомить детей старшего дошкольного возраста со стихами, рассказами нашего земляка, писателя-поэта И. Н. Корякина, развивать интерес к художественной литературе, воспитать в них патриотизм, чувство любви и привязанности к родному краю, чувство гордости за достигнутые успехи своего земляка.
Задачи:
- познакомить детей старшего дошкольного возраста с биографией и творчеством писателя, со стихами и рассказами нашего земляка, писателя-поэта И. Н. Корякина;
- формировать интерес детей к художественному слову и развивать у них навыки выразительного чтения через заучивание стихов;
- развивать речь, активизировать словарный запас;
- воспитать в них патриотизм, чувство гордости и любви к родному краю;
- научить чувствовать и наслаждаться красотой родной природы.
Содержание работы:
Понятие патриотизм многогранно, включает в себя:
- чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- гордость за социальные и культурные достижения своего края;
- уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;
- стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.
Исходя из этого можем сказать, что патриот - это тот, кто любит, уважает, болеет за свою родину, кто воспитывает в себе желание как можно больше приносить пользу своей стране, кто реализует ее. Мы называем себя патриотами нашей страны : крупные государственные деятели, творческие люди, которые пишут книги, сочиняют стихи - рассказывают широкому кругу людей о нашей стране. В нашей стране ценят и уважают людей, которые своей добросовестной работой и трудом прославляют нашу Родину.
Если ребенок хорошо владеет родным языком, гордится своей родиной, то у него появляется привязанность к своей культуре и своему народу, умение видеть и понимать красоту природы, развивается познавательный интерес, желание больше узнать об истории и культуре родного края, появляется чувство ответственности и гордости за достижения родного края, стремление в дальнейшем завоевывать всеобщее признание и уважение своими успехами.
Любовь якутского народа к своей Родине начинается от любви к своей семье и к родным, к родному дому, со двора, со школы, с наслега, улуса, где он вырос.
С целью привития любви к родному краю и организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников изучила, исследовала биографию и творчество земляка и местного писателя-поэта И. Н. Корякина – Уйбаана Бетюнского, сделала выборку произведений для детей старшего дошкольного возраста, не раз беседовала с самим Иваном Никитичем, в творчестве которого патриотическое воспитание детей является одним из направлений его творческой работы.
Автор прекрасно знает возрастные особенности маленьких детей, загадочно и увлекательно рассказывает о культуре и традиции народа. Язык произведений писателя – лирический, с использованием богатых изобразительно-художественных средств для описания красоты родного края, и в то же время, доступный и понятный для развития детского словарного запаса. Его сочинения легко читаются, увлекают и завораживают. Выбрав произведения Ивана Никитича по возрасту своих воспитанников, работу по патриотическому воспитанию в детском саду начала с проведения поэтического конкурса стихов Ивана Никитича - Уйбаан Бетюнского. Его рассказы и стихи, раскрывающие тесную связь человека и природы, и связанные с событиями его личной жизни являются прекрасным средством для проведения патриотической воспитательной работы для детей преддошкольном возрасте, и оказывают неоценимую помощь родителям и воспитателям для привития преданности и любви детям к родному краю.
Слово о И. Н. Корякине, о ком я горжусь:
Каждый человек - это величайшая особенность природы. Каждый человек удивителен и неповторим. По мнению якутского писателя Суорун Омолоона : «Чтобы быть прекрасным человеком, нужно быть человеком с красивой душой и сердцем».
Наш наслег имеет солидную и обширную историю, растет и развивается наряду с другими улусами. Корякин Иван Никитич - уроженец Амгинского улуса, член Союза журналистов РФ и Союза писателей РС (Я, Отличник советской торговли, печати РС (Я) и сельского хозяйства РС (Я, лауреат премии «Золотое перо» в журналистике, почетный ветеран РС (Я, обладатель знака «Почетный отец», почетный житель Амгинского улуса и Бетюнского наслега.
И. Н. Корякин родился в обычной семье колхозников в 1938 году, 3 декабря. После окончания войны в возрасте 8 лет поступил в школу. Окончил Бетюнскую начальную школу, затем в девятом классе учился в с. Амга. Свою первую творческую деятельность начал в 1955 году, когда учился в 7 классе. Первое его стихотворение «Новый год» было напечатано в школьной стенгазете.
В 1957 году по комсомольской путевке поехал в Саккырырский район (ныне Эвено-Бытантайский улус, где два года работал заведующим Дома культуры в с. Дьар алаах. В эти же годы не прекращал творческую писательскую деятельность. Его стихи не раз печатались в газете «Коммунизм тутуутугар» (На стройке Коммунизма) Саккырырского района».
В 1959 году был призван в ряды Советской Армии и с честью выполнил свой долг перед Родиной. Во время службы в армии написал рассказ «Русский старик», который был опубликован в первом номере журнала «Хотугу сулус» этого же года. С тех пор начал активно заниматься писательской деятельностью. В 1962 году вернулся на родину, в том же году поступил в республиканскую школу киномехаников в Якутске и успешно ее окончил.
В 1964-1967 годах работал киномехаником в наслеге Абый. Там он женился на Марии, родом из этой деревни. Родив троих детей, семья переехала в Амгу, где Иван Никитич работал киномехаником в родном селе Бетюнь. После этого 13 лет работал продавцом, затем заведующим промтоварного магазина с. Бетюнь. За доблестный труд Иван Никитич был награжден медалью «За доблестный труд», знаком "Отличник советской торговли". С 1967 года начал активно работать в качестве общественного корреспондента в с. Амга. В республиканском конкурсе на написание очерка о кадровых охотниках он занял второе место. Печатался в журналах «Хотугу сулус«, «Чолбон».
Жизнь прожить – не поле перейти. После рождения шестой дочери скоропостижно скончалась от болезни супруга Ивана Никитича. Спустя некоторое время после смерти жены он женится на Евдокии. Евдокия проявляет заботу к девочкам, растит детей как родных, рожает еще двоих детей. Их семья по праву считается одним из самых крепких и счастливых в селе. Очевидно, что Евдокия Семеновна, заметив и оценив писательский талант Ивана Никитича, дала ему второе дыхание, оказала поддержку в дальнейшем раскрытии его творческого таланта.
В 1981-1982 годах Иван Никитич работает корреспондентом районной газеты «Коммунизм тутуутугар». С 1983 года работал заведующим отделом в районной газете. За время работы в газете Иван Никитич издал множество очерков, статей, фотозарисовок о лучших тружениках района, в частности, о работниках различных отраслей сельского хозяйства, добросовестно освещал развитие сельскохозяйственной деятельности района.
С 1981 года- член журналистов РФ.
В 1991 году вышел сборник его стихов "Т р б т буорум" (Родная земля, в том же году был издан сборник очерков и статей о людях села "Амма эбэм сылаас тыына» (Теплое дыхание реки Амга).
В 1993 году восемь рассказов из книги "Алгыстаах айан" (Благословенное путешествие) вошли в цикл "Мудрость жизни", в этом же году он стал обладателем специального звания «Золотое перо»
В 1994 году в сборнике стихов "Оhуор" (Узор) вошло тридцать стихотворений в цикле "Т р б т буорум " (Родная земля).
Несмотря на то, газета продолжает занимать важное место в его жизни, Иван Никитич продолжает заниматься писательской деятельностью. Так, он написал 7 книг для детей : «Кырымах», 1997 г. ; «Ньаалбаан кулгаах», 2004 г. ; «Сандал и Пампуусик», «Сандал омук сиригэр», «Хаар к р э», «Дьикти т лбэ», которые стали прекрасным подарком для детей.
В 1995 г., пьеса Ивана Никитича «"Амма эбэм сылаас тыына» (Теплое дыхание реки Амга) заняла первое место на смотре народных театров восточного заречья, посвященном 50-летию Победы
В 2000 году, пьеса «От са ынньах» заняла третье место на республиканском конкурсе.
В 2003 г., с его участием были выпущены книги «Тапталлаах Б т м» (Мой любимый Бетюнь, и в 2004 «Б т участковай балыа ата» (Бетюнская участковая больница, посвященные 60-летнему юбилею образования участковой больницы с. Бетюнь.
На 25 стихотворений Ивана Никитича были написаны мелодии песен и поются в разных уголках республики, на стихотворение «Аммам устан су умнаа» были написаны 4 мелодии; песни,которые были сочинены по его стихам «йд б н, ийэккээм, йд б н», (Помню, мама, помню, «К рэгэй» (Жаворонок) звучат по сей день на каналах якутского радио и телевидения.
Одним из незабываемых моментов в жизни Ивана Никитича стало его пребывание в санатории «Малеева» в городе Москве и общение с известными писателями Чингизом Айтматовым, Агнией Барто, Иваном Бауковым, Анной Карповой, Зоей Воскресенской
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством стихотворений И. Н. Корякина - Уйбаан Б т н скэй
Воспитание любви к Родине является одним из основных направлений стихов местного писателя И. Н. Корякина – Уйбаана Бетюнского.
Одним из главных средств воспитания у ребенка любви к Родине, так же, как и воспитания гуманных чувств, является художественная литература. Родной край, двор, деревня, природа - все это между собой имеет неразрывную связь. Познание окружающего мира для ребенка начинается с ознакомления с историей прошлого и настоящего родного села и двора, деревни, улуса. Любовь к Родине можно привить детям, читая, и изучая произведения местного писателя И. Н. Корякина - Уйбаана Бетюнского. Ребенок, читая рассказы и стихи, рисует в своем воображении различные ситуации, образы, видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Он становится сострадательным, честным, смелым, дружелюбным, получает много знаний об окружающем мире, расширяется его кругозор.
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к Родине начинается с его отношения к самым близким людям - маме, папе, бабушке, дедушке с любви к своему дому, улице, на которой живёт. В данном случае книга И. Н. Корякина – Уйбаана Бетюнского «Тапталлаах Б т м» (Мой любимый Бетюнь) помогает детям получить новые знания через созерцание окружающего мира, получать яркие эмоции от услышанного, увиденного, прочитанного. В этой книге рассказывается о жизни наших местных предков, об истории села. Книга И. Н. Корякина -это лучший советник и помощь для детей и молодежи, чтобы узнать историю нашего села, его старинные постройки, узнать жизнь известных и знаменитых людей, которые жили и творили в нашем селе.
Особая красота нашей родной деревни, ее природа, чистая вода красавицы реки Амга -все это описано в стихотворениях в книге «Тиэрт сырдык кыым ын». Эти стихи, в которых человек и природа неразрывно связаны друг с другом, воспитывают в ребенке бережное отношение к родной природе, любовь к ней.
Стихи И. Н. Корякина – Уйбаана Бетюнского направлены на то, чтобы передать красоту родного края, чистейшую воду нашей жемчужницы реки Амга, которая близка каждому из нас.
С целью ознакомления с творчеством местных писателей в дошкольных образовательных учреждениях можно запланировать поэтические конкурсы, инсценировки для детских постановок по их произведениям. Такую работу как ежегодное мероприятие можно провести как Абагинский детский сад «Мичил». Для увековечивания памяти произведений местных писателей Амгинского улуса, в частности по произведениям И. Н. Корякина – Уйбаана Бетюнского следует проводить конкурсы по чтению стихов и заранее проводить целенаправленную подготовительную работу для проведения их на высоком уровне.
Для этого призываю целенаправленно работать по патриотическому воспитанию с детьми преддошкольного возраста, создавая различные проекты, используя стихи, произведения - творчество нашего местного писателя, ставя перед собой правильные цели и задачи.
Ребенок с удовольствием воспринимает стихи местного писателя, искренне читает их, у него усиливается привязанность, любовь к родине, родному краю, развивается познавательная активность, улучшается речь, формируется нравственное гуманное отношение к окружающему миру, сострадание и бережливость. Считаю, что в результате планомерной работы воспитателей и родителей мы можем научить ребенка чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам ко всему, что окружает ребёнка с детства.