Пантюшина Юлия
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования представлений о родине у подрастающего поколения сегодня является одной из самых актуальных. Исторически сложилось так, что любовь к Родине и патриотизм всегда были чертой национального характера в российском государстве.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают от недостатка знаний о своем родном городе, стране и особенностях русских традиций. А также от безразличного отношения к близким, товарищам по группе, отсутствия эмпатии и сочувствия к чужому горю. Конечно, система работы с родителями по проблеме нравственного и патриотического воспитания в семье сформирована недостаточно.
В связи с этим очевидна настоятельная необходимость решения наиболее острых проблем по укреплению чувства дома в работе с детьми дошкольного возраста.
Чувство Родины у ребенка начинается с его взаимоотношений со своей семьей, с самыми близкими ему людьми - матерью, отцом, дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами.
Развитие любви и привязанности к родному дому в его изначальном понимании служит первым шагом в патриотическом воспитании дошкольников. "Родина" - понятие сложное и многогранное. Оно включает в себя отношение к себе как к личности, отношение к семье, участие в семейных традициях. Первые друзья ребенка, детский сад, в который он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это входит в мысли ребенка о родном доме, о его "родной" отчизне.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже связана не только с домом и улицей, но и с родным городом и окружающей природой.
Практическая значимость результатов работы заключается в том, что разработанная методика может быть применена в практической деятельности воспитателей детских садов в процессе формирования представлений о родном городе у старших дошкольников.
Чувство патриотизма начинает проявляться у ребенка вместе с отношением к семье, к самым близким людям - маме, папе, бабушке, дедушке. Патриотизм ребенка - это корни, которые связывают его с родным домом и ближайшим окружением, любовь к родным местам, гордость за свой народ, которые национальная культура и историческое прошлое страны передают из поколения в поколение.
Без уважения к истории Отечества нельзя научить детей самоуважению и уверенности в себе. Еще в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей элементарные представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, пробуждать гордость за принадлежность к России.
Патриотическое воспитание детей - одна из главных задач дошкольных учреждений. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.
Задача педагогов - развить у ребенка чувство любви к своей Родине, подкрепленное образами близлежащей исторической среды, образами культурного наследия, а также непосредственными действиями детей по усвоению смыслов и ценностей этих образов.
Эта задача решается во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в художественно-изобразительной деятельности. Патриотическое воспитание дошкольников - сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств.
В нравственном и патриотическом воспитании большое значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. Основываясь на конкретных фактах из жизни старших членов семьи (бабушек и дедушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых подвигах и работе, необходимо прививать детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу".", "подвиг" и т. д. Важно дать ребенку понять, что мы победили, потому что любим свою родину, а родина чтит своих героев, отдавших свои жизни за счастье людей. Их имена были увековечены в названиях городов, улиц, площадей, памятниках, установленных в их честь.
Работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает в себя целый комплекс задач.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого ему места - его дома, улицы, на которой он живет, детского сада.
Необходимо обратить внимание ребенка на красоту его родного города. Гуляя с детьми, следует рассказывать о том, что находится на улице, рассуждать о смысле всего происходящего.
На данный момент большое значение имеет поиск и развитие инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы осознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.
Для того чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства и опыта, накопленного веками.
Их активная и разнообразная деятельность имеет большое значение в патриотическом воспитании детей, ведь быть патриотом - значит не только знать и любить свою страну, но и активно трудиться на ее благо. Учитель может и должен подобрать такие занятия для детей, чтобы их содержание соответствовало задачам воспитания, а форма была доступна каждому ребенку и соответствовала содержанию. Для этого педагог должен хорошо разбираться в содержании, организации и ведении всех видов детской деятельности (занятия, труд, игра, а также уметь объединять их в единый педагогический процесс, подчиняя одной задаче.
Также необходимо создать условия для патриотического воспитания, такие как :
- Создание благоприятного психологического климата в коллективе. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, хорошими друзьями, веселыми играми. Ведь формирование основы, на которой вырастет более сложное образование, - чувства любви к своей Родине - начинается с воспитания чувства связи с родным детским садом, родной улицей, родной семьей. ;
- Интеграция образовательного контента. Разработайте образовательный контент, который будет способствовать усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, а также традиций других наций.
Таким образом, комплексный подход к воспитанию у детей любви к Родине заключается во взаимосвязи различных аспектов, средств и методов воспитания. А дошкольное детство - это благоприятный период для формирования патриотических чувств к родному краю, городу, в котором он живет, так как дети очень восприимчивы и легко поддаются обучению. Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте должно основываться на чувстве привязанности и защищенности, начинаться с самых близких ребенку вещей: дома, детского сада, основываться на воспитании ответственности, аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к природе и окружающей среде.
В последние годы происходит переосмысление сути патриотического воспитания: идея укрепления патриотизма и гражданственности, которая приобретает все большее значение для общества, стала задачей общегосударственного значения.
С раннего возраста формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это в первую очередь через знакомство с традициями "своей" социокультурной среды, местными историческими, культурными, национальными, географическими, природными и территориальными особенностями. Ведь известно, что дошкольный возраст - это важнейший период в формировании личности, когда закладываются основные требования к гражданским качествам, складывается представление о человеке, обществе и культуре. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, на этой основе воспитывается патриотизм.
Укрепление патриотических чувств у дошкольников - одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя воспитание любви к близким, детскому саду, родному городу и стране происхождения.
В основу содержания патриотического воспитания входит :
- Представление о стране, в которой мы живем, о государственных символах - флаге, гербе России, о символах нашего города;
- Предварительные представления о народах России, их общей исторической судьбе и единстве народов нашей страны;
- Предварительные размышления о национальных героях и важнейших событиях в истории России и ее народов;
- Интерес к государственным праздникам и важным событиям в жизни России и ее городов;
- Любовь к своему городу, людям, России;
- Уважение к защитникам Отечества.