Анастасия Романова
Патриотическое воспитание детей средствами фитнес-технологий
▼ Скачать +Заказ
«Патриотическое воспитание детей средствами фитнес-технологий»
"Фитнес – не только один из ключей к здоровому телу,
но и основа динамичности и творческой мысли".
Джон Кеннеди
Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Повышение эффективности образовательного процесса обучающихся. Укрепление здоровья детей средствами фитнес-тренировок, создание благоприятных условий для личностного развития.
Публикация «Патриотическое воспитание детей средствами фитнес-технологий» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Фитнес, аэробика для детей
- Темочки
В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника.
Одним из важных направлений патриотического воспитания является физическое воспитание подрастающего поколения. Поэтому применение фитнес-технологий в дошкольных учреждениях открывает широкие возможности для подбора упражнений и совершенствования способов их применения в оздоровительных, образовательных и воспитательных целях, кроме того это огромная платформа для творчества, превращение физических упражнений в игру и фейерверк ярких красок! Формирование патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста осуществляется в процессе использования разных форм и методов работы: занятия, праздники, конкурсы. Подготовка и проведение праздников и конкурсов служит нравственному воспитанию детей : объединяет детей разного возраста, объединяются общими переживаниями и чувствами, воспитываются основы коллективизма. Разные стихи, песни о Родине, родной природе, спорте, труде формирует патриотические чувства.
С 1995 года в соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» каждое дошкольное учреждение вправе самостоятельно выбирать образовательные программы и технологии для использования их в практической деятельности и это поддерживается Министерством образования России.
Мы для себя выбрали такую технологию, как детский фитнес и с помощью нее воспитываем нравственно-патриотические качества, так как главными принципами построения фитнес-тренировок для детей являются :
• Принципы доступности, последовательности и систематичности.
• Учет общих и возрастных закономерностей развития и индивидуальных возможностей детей.
• Занятия для детей не принудительная обязанность, а интересная форма деятельности.
Задачи нравственно-патриотического воспитания :
- Знакомство с государственными символами;
- Развитие чувств ответственности и гордости за достижения Родины;
- расширение знаний о родной стране, спортсменах, рекордах;
- формирование чувства сопричастности к родному дому, семье, саду, городу.
В начале года проводится мониторинг, где оцениваются качественные характеристики физического развития детей, такие как выносливость, гибкость, ловкость, умение держать равновесие, а также музыкально-ритмические навыки – ритмичность, пластичность, растяжка и т. д. По результатам диагностики составляется индивидуальный маршрут работы с каждым ребенком, а также план мероприятий по реализации взаимодействия с подгруппой детей. Мониторинговые исследования проводятся инструктором по физической культуре и заносятся в индивидуальный образовательный маршрут ребенка, работу по его реализации выполняет как воспитатель при работе с ребенком, так и инструктор непосредственно на занятии.
Каждое занятие – своего рода «оздоровительная процедура» и вместе с тем активный отдых, поскольку движение, физическая нагрузка приносят «мышечную радость». В процессе организации занятий гибко сочетается индивидуально-дифференцированный подход, позволяющий обеспечить максимальное развитие каждого ребенка. И таким образом позволяет детям чувствовать себя социально комфортно, а освоение двигательных умений дает возможность самовыражения.
Использование детского фитнеса в ДОУ в рамках дополнительного образования, позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит с возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям и как следствие, укрепляет здоровье детей.
На таких занятиях царит непринужденная обстановка, свобода движения, возможность отступления от правил, бесконечность вариаций со спортивно-игровым оборудованием. Занятия с элементами фитнеса создают благоприятные условия не только для физического, но и психомоторного развития дошкольников. Дети с удовольствием выполняют все задания, развивающие активность, самостоятельность, творческий подход и интерес к занятиям физкультурой.
Семья и детский сад — те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым и патриотом своей Родины – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. С этой целью на базе нашего учреждения функционирует детско-взрослый кружок «Вместе с мамой, вместе с папой», в котором занимаются родители вместе с детьми. Совместные занятия фитнесом способствуют гармонизации отношений родителей и детей, сближают их, позволяют ощутить радость от совместной двигательной активности и установить эмоционально-тактильный контакт. Мероприятия проводятся не только в спортивном зале ДОУ, но и на свежем воздухе. В зимний период времени были организованы совместные соревнования на тюбингах, езде на лыжах, организованы маршруты выходного дня. Периодичность таких занятий 1-2 раза в месяц.
Накопленный опыт позволил нам выстроить систему использования элементов фитнес- технологий в образовательной деятельности, она дает возможность обогатить содержание воспитательно-образовательного процесса в разделе «Физическая культура» с детьми, сделать ее современной и эффективной, повысить качество физического образования и здоровьесбережения в целом. В процессе занятий фитнесом были выявлены следующие показатели: у дошкольников появился устойчивый интерес к постоянным физическим упражнениям, повысились качественные характеристики физического развития, дети стали более открытые и общительные.
Приоритетным направлением в рамках реализации фитнес технологий, для детей стала степ-аэробика. Что же она из себя представляет? Ребенок занимается на степ-платформе, ритмично поднимаясь и спускаясь с нее. Ребята с удовольствием выполняют разнообразные шаги от простых до сложных, затем добавляется ритмичная музыка. В результате у дошкольников заметно окрепла мышечная система, улучшилась координация, дети стали дружелюбные и обрели новых друзей.
Кроме того, результативность занятий можно проследить в успешных выступлениях в рамках городского фестиваля-конкурса «Фитнес марафон», в котором ребята занимают призовые места. В этом году мы продолжили работать в этом направлении, и ребята с успехом выступили на сцене Дворца детского и юношеского творчества с номером «Мы дети России» возраст 4-5 лет «I» почетное место.
Таким образом, детский фитнес можно рассматривать как общедоступную, высокоэффективную, эмоциональную систему целенаправленных оздоровительных занятий разной направленности с целью повышения физических кондиций, профилактики заболеваний и укрепления состояния здоровья детей и
Таким образом, детский фитнес выступают важнейшим условием формирования патриотизма, а физическое воспитание – важнейшим средством разностороннего развития личности, в частности, воспитания в подрастающем поколении ответственности за свою Родину.
Литература:
1. «Детский фитнес» - физкультурные занятия для детей 3-7 лет под редакцией Е. В. Сулим 2009.
2. «Игровой стретчинг» - занятия по физической культуре в ДОУ под редакцией Е. В. Сулим 2015.
3. Машукова Ю. М. Степ-гимнастика в детском саду /научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» № 4. 2009.
4. Степ-аэробика / журнал «Здоровье – спорт» №2. 2010.
5. Чудо-платформа / журнал «Обруч» № 6. 2008.
7. Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина «Танцевально-игровая гимнастика Са-Фи-Данс»2007.
8. М. Д. Маханева Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2010.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»