Алевтина Лузгинова
Патриотическое духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
С чего начинается Родина?
С улыбок и слез матерей;
С тропинки, ребятами пройденной,
От дома до школьных дверей.
С березок, стоящих веками
На взгорье в отцовском краю,
С желанья потрогать руками
Любимую землю свою.
К. Ибряев
Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации, действующей на период до 2025 года, возникает необходимость обновления воспитательного процесса в рамках патриотического, духовного, нравственного воспитания и приобщения к культурному наследию детей дошкольного и школьного возраста.
Публикация «Патриотическое духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Темочки
Сегодня современное российское общество, к сожалению, испытывает духовно-нравственные проблемы, происходит разрушение ценностных установок. Большинство родителей заняты добыванием средств к сущест-вованию, увеличивается количество неполных семей. Доброта, семейные ценности, гражданственность, патриотизм вытесняются нетерпимостью друг к другу на бытовом, национальном уровне. Довольно часто вседозволенность дети понимают как право на свободу. Поэтому очень важно еще в дошкольном возрасте научить их разграничивать отсутствие дисциплинированности, вседозволенности и свободу. Особенностью нравственного воспитания является то, что соблюдение моральных норм — дело сугубо добровольное. Наказание за несоблюдение принятых норм — это «всего лишь» общественное порицание. Поэтому основной задачей воспитателя в формировании патриотических чувств является умение вырастить такого человека, для которого неукоснительное соблюдение правил поведения станет его собственным убеждением, внутренней потребностью. Как говорится, не за страх, а за совесть. Необходимо заложить у дошкольников фундамент чуткого отношения к собственной жизни, к жизни других людей. Это основа будущей ответственности за детей, престарелых родителей. Любовь к родному краю, знание и уважение его истории — основа духовной культуры всего нашего общества. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Как отмечал Д. С. Лихачев, «культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней». А малая Родина для человека, ее история, ее культура, быт и традиции — это и есть наши «корни». И у каждого из нас, безусловно, есть своя малая Родина, свой заветный и дорогой сердцу уголок, где человек родился, где он живет и трудится. А ведь чтобы уважать самих себя, нужно знать свои истоки, знать прошлое родного края, гордиться своей причастностью к его истории.
Чтобы решать задачи патриотического, духовно-нравственного воспитания подрастающих малышей, была разработана программа дополнительного образования «С чего начинается Родина.» для детей старшего дошкольного возраста, состоящая из пяти тематических разделов.
I. «Моя малая Родина — заветный сердцу уголок.» : «Мой дом, моя семья, мой детский сад, моя школа», «Город Старый Оскол— город дивный».
II. «Край мой Орловский».
III. «Я — россиянин, я — гражданин!»
IV. «Земля — наш общий дом».
V. «Культурное наследие России» «Материальная культура», «Духовное наследие».
Основная цель программы — непрерывное накопление дошкольником культурного опыта деятельности и общения в процессе взаимодействия с окружающим миром, осознание себя как части гражданского общества, формирование позиции неукоснительного соблюдения моральных норм и правил поведения, воспитание любви к Родине, стремления служить ее интересам. Для реализации программы в ДОУ и в школе имеется соответствующая развивающая предметно-пространственная среда: мини-музей «Русская изба», групповые мини-музеи и уголки патриотического воспитания, в которых представлены российская символика, наборы фотографий с изображениями значимых мест города, памятников архитектуры, альбомы, посвященные Великой Отечественной войне и Дню Победы, коллекции праздничных открыток ко Дню защитника Отечества, детская литература по данной теме, музыкальные аудиозаписи и многое другое. В методическом кабинете учреждения есть подборка конспектов нравственно-этических бесед, литературных произведений по теме, видеотека по проблеме нравственного воспитания, множество альбомов по ознакомлению детей с народными промыслами России, различные эн-циклопедии для дошкольников. Содержание тематических разделов детям дается последовательно, с усложнением, в течение двух лет — в старшей и подготовительной к школе группах. Сначала у детей расширяются преставления о своей семье, группе детского сада, воспитывается заботливое отношение к членам своей семьи, детям и взрослым в детском саду, школе и другим окружающим людям. Затем дети расширяют представления о своей малой Родине: улице, районе, они живут, родном городе. Воспитатель рекомендует родителям приглашать детей из группы к себе в гости, активнее общаться друг с другом. Вовлекая детей в игры на семейные темы, воспитатель расширяет представления дошкольников о родственных связях, семейных традициях и, самое важное, на мой взгляд, учит детей определять эмоциональные состояния людей, устанавливать связи между настроениями и определенными событиями в жизни семьи. Здесь начинается формирование первичных тендерных представлений (мальчики смелые, сильные; девочки нежные, женственные).
Следующий тематический раздел посвящен знакомству с Белгородской областью, ее достопримечательностями и историей, знаменитыми земляками и культурным богатством. Например, дошкольники знакомятся с традици-онными и современными блюдами кухни, изделиями народных промыслов. Воспитатель не только показывает и рассказывает детям о достопримеча-тельностях, но и организует «проживание» полученного опыта в разных видах деятельности. Воспитанники используют полученные знания в изготовлении и украшении блюд (как традиционных, так и современных, разыгрывании виртуальных экскурсий по достопримечательным местам. С участием родителей проводятся реальные короткие экскурсии. Происходит знакомство с праздниками и народными традициями, причем детям на конкретных примерах необходимо донести мысль, что без повседневной работы не бывает и веселья, что по-разному требуется себя вести в будни и праздники. Воспитываются уважение к работающему человеку, желание трудиться самому, умение видеть результат своего труда и труда других людей.
Тематический раздел «Я — россиянин, я — гражданин!» посвящен воспитанию маленького гражданина. Дети знакомятся с российской сим-воликой, со столицей нашей Родины, узнают, что наша страна большая и в ней проживают люди разных национальностей, говорящие на разных языках, имеющие свои культурные традиции. Необходимо донести до ребенка чувство важности бережного отношения к разным культурам, равноценности культурных наследий. Для этого воспитатель организует этические беседы, подвижные игры, отражающие культуру и быт разных народов. Чувство толерантности у ребенка развивается при знакомстве с песнями и сказками, пословицами и поговорками разных народов, национальными костюмами, праздниками. Дети слушают стихи о России, учат песни, рассматривают картины, иллюстрации, узнают о подвигах русских людей и знаменательных событиях в истории. Дошкольники знакомятся с событиями Великой Отечественной войны, празднуют День Победы, День защитника Отечества. Закрепляются традиционные тендерные представления, в девочках и мальчиках развиваются качества, свойственные их полу.
В разделе «Земля — наш общий дом» воспитанники узнают о разнообразии жизни на планете Земля, необычных явлениях природы в разных климатических зонах, красоте различных мест на планете, необходимости человеческого участия в сохранении исторических памятников, редких жи-вотных, заповедных мест. Воспитатели используют такие формы работы с детьми, как рассматривание различных энциклопедий, альбомов, виртуальные экскурсии с использованием ИКТ, беседы, работа с Красной книгой. Последний раздел — «Культурное наследие России» — посвящен знакомству старших дошкольников с объектами материальной культуры и духовным богатством России. ФГОС ДО акцентирует внимание на объединении обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах семьи, человека и социума. Поэтому так важно уже в детском саду знакомить ребят с культурными ценностями, чтобы помочь осознать роль человека в истории и культуре, сформировать чувство принадлежности к мировому сообществу.
Эффективно решать задачи данного раздела помогает созданный в ДОУ музей «Русская изба», в котором дети собственноручно могут прикоснуться к историческим экспонатам, увидеть и узнать много интересного о жизни, быте и культуре своих предков. В ДОУ организуются конкурсы чтецов произведений известных поэтов, при подготовке к которым дошкольники знакомятся с их биографиями и вкладом в российскую культуру. При помощи современных КТ дети могут увидеть исторические памятники всей страны, узнать историю их появления, осознать значимость культурного наследия для следующих поколений. Налажено тесное взаимодействие с городским краеведческим музеем, детскими библиотеками, детскими художественной и музыкальной школами. Организуются экскурсии, посещение тематических выставок и вернисажей, всевозможные совместные конкурсы детских работ. В МБОУ СОШ № 2 г. Ливны действует Музей боевой славы «Моя малая Родина», который ребята всегда с удовольствием посещают. В группах детского сада воспитатели также организуют мини-музеи по различной тематике («Народный костюм», «Мини-музей пуговицы» и др., привлекают своих воспитанников к коллекционированию. Тематика мини-музеев меняется и обновляется в зависимости от запросов детей. Интеграция всех образовательных областей обеспечивает непрерывное систематическое накопление культурного отела деятельности и общения в процессе взаимодействия с окружающим миром и его «проживание» в соответствии с личным опытом. А реализация программы предусматривает проведение диагностики уровня освоения детьми тематических разделов. Невозможно переоценить роль проектной деятельности в процессе патриотического воспитания. Участниками социально значимых проектов «И помнит мир спасенный.» (посвящен победе в Великой Отечественной войне, «Москва — столица нашей Родины», «Мамочка родная, нет тебя милей.» (посвящен Дню матери в России, «Посиделки на Покров» и многих других являются не только воспитанники и их педагоги, но и родители. Это дает возможность расширить рамки совместной деятельности семей воспитанников со своими детьми, прислушиваться к их мнению, включиться в воспитательно-образовательный процесс не только группы, которую посещает их ребенок, но и всего детского сада (например, совместное изготовление атрибутов, тематических макетов, костюмов, украшение музыкального зала и галереи ДОУ, групповых приемных). Духовно-нравственное и патриотическое воспитание начинается с семьи и невозможно без ее дальнейшего участия. В каждом разделе программы прописано взаимодействие с родителями воспитанников, обозначены наиболее эффективные формы сотрудничества. Не могу не согласиться с тем, что сказал американский философ, писатель, поэт Д. Сантаяна: «Ногами человек должен врасти в землю своей родины, но глаза его пусть обозревают весь мир». Задача педагога, человека, ведущего малыша за руку в окружающее пространство, совместно с близкими ему людьми — помочь осознать свою Родину, ее начало и значение в жизни каждого человека, полюбить ее так, чтобы быть готовым при необходимости встать на ее защиту. Но при этом человек должен ощущать себя свободной личностью, частицей мировой истории, понимая важность мирного и уважительного сосуществования на планете Земля.