Папки-передвижки

Патриотический проект «Мое любимое село»

Умакусум
Патриотический проект «Мое любимое село»
▼ Скачать + Заказать документы

Патриотический проект„ Мое любимое село“

Цель проекта : воспитание гражданских чувств, чувства любви к родному краю,селу.

воспитание у детей нравственно – патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом; расширение кругозора.

Публикация «Патриотический проект „Мое любимое село“» размещена в разделах

воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.

формирование у детей интереса к „ малой Родине“.

Задачи проекта : Дать детям знания о родном селе: история; символика; достопримечательности; традиции.

Сформировать патриотические чувства, любовь к родному краю, чувство гордости за „ малую Родину“.

Развивать нравственно – патриотические чувства : гордость, гуманизм,желание сохранять и приумножать богатства нашего села Инхо.

Село расположено на живописном берегу реки Андийское Койсу, на высоте 530 м над уровнем моря, географические координаты села 420 421 1411 СШ, 460 301 2611ВД. Площадь территории села около 67 кв. км. Расположенное как бы на стыке трех районов, село граничит с селами Арадерих, Игали, Верхнее Инхо, Читли, Килятли Гумбетовского района, Тлох Ботлихского района, Харахи и Орота Хунзахского района. В селе проживают около 1000 человек в 300 хозяйствах, имеется средняя школа, библиотека, Дом культуры и досуга, медресе, спортивный зал, участковая больница, 2 мечети, 2 пекарни.

Наш аул возник еще до принятия ислама Дагестаном, и даже до принятия христианства. Остатками языческих поклонений можно считать дерево, растущее на горе «Щулалъи». И поныне никто не смеет отломить веточку с этого дерева, говорят, это приносит беду, а то, что дерево растет на восточной стороне села, по нашему предположению, говорит о том, что наши предки поклонялись солнцу и луне. Доисламские захоронения обнаружены также в местности «Магьардала» при проведении сельскохозяйственных или строительных работ. Там из-под земли был выкопан огромный с человеческий рост христианский крест, что свидетельствует о христианской вере здешних жителей. На основании этих и подобных фактов можно предположить, что здесь люди поселились более 1000 лет тому назад. Летом 2008 года, когда копали могилу, была обнаружена могила доисламского захоронения, в которой были обнаружены бронзовые украшения. Они были переданы в историко-археологический музей ДГУ. Эти находки в настоящее время хранятся в музее. Там было определено приблизительное время захоронения, которое датировалось YIII-X в н. э. Отсюда и можно определить, что селу не менее 1000 лет. До наших дней сохранился дом, построенный в местности «Барданиб» первопоселенцем аула. Барданиб с местного диалекта переводится как на майдане, площади. Естественно для построения жилища на безлюдном месте человек выберет именно майдан.

В те далекие времена жители одних поселений в борьбе за существование нападали на других, отбирали их добро… Обычно здесь всегда выходили победителями жители более крупных поселений. Так, Инховцами были оттеснены со своих обжитых мест жителей хуторов Гилила, Рукалиб, Китилих, Кинисух… Таким образом сады в долине реки Андийское Койсу от Тлоха до Игали достались Инховцам.

О происхождении названия села существует версия, что оно произошло от слова Ихх-поток, с аварского. Село со всех сторон окружено горами, и после дождя потоки обильно стремятся в инховскую долину. И по селу часто текут бурные потоки (ихх, и слово «инхоб» можно перевести как «в потоке», что соответствует действительности.

Инховцы принимали деятельное участие в борьбе за свободу и независимость своего края. Неразлучным сподвижником 1-го имама Дагестана Газимагомеда из Гимры был дервиш Нурмагомед, ученый-арабист из Н-Инхо. Нурмагомед пал смертью шахида вместе с имамом, а Шамиль в том бою был ранен, но спасся. А еще до этих событий произошло вот что: Газимагомед и Шамиль совершили поход в Хунзах. Хунзахцы взяли обеих в плен, разоружили и даже хотели казнить. Дервиш Нурмагомед с мюридами подоспели к ним на помощь и освободили их. В том отряде мюридов вместе с Нурмагомедом был и Хадият из Мехельта, сын имама мехельтинской мечети.

Село расположено недалеко от знаменитого Ахульго- оплота борьбы третьего имама Дагестана Шамиля против царских войск. Шамиль часто гостил в Н-Инхо, собирая в свои ряды мюридов, он часто останавливался здесь. Сохранился дом выделенный имаму джамаатом села. Верным соратником имама был Саид-наиб Инховский, участник сражений при Ахульго. Шамиль очень уважал его за отвагу и бесстрашие, и как человека имеющего вес в джамаате. Правой рукой имама был ученый-арабист, тарикатский шейх Нурмагомед-афанди. После пленения Шамиля он был сослан в Сибирь, умер в каторге в 1879 году. Об этих днях прекрасно сказал Чупалав из Игали:

Инхоса Саг1ид-наиб, Саид-наиб из Инхо,

Нурмух1амад-афанди! Нурмухаммед-эфенди!

Ислам хараблъун бугин, Вера наша слабеет,

Хвалчаби къват1ире ц1ай! Сабли выньте из ножен!

В истории боев за Ахульго немеркнущий след оставил мюрид, знаменосец Шамиля Къокъав Дибир (Низкий Дибир). Однажды, в разгар боя, Дибир срубил саблей веревочную лестницу, по которой поднималась на Ахульго вереница царских солдат и все они сорвались в ущелье реки Ашильтинка. После затишья боя имама объявил мюридам: Отныне Дибира будем звать Ибнумахсудом (так звали храброго воина Пророка Мухаммада а. с.). Впоследствии имам подарил ему большой надел земельного участка из общинного фонда. Дибир участвовал в Русско-турецкой войне, геройски погиб при взятии города Карс в 1877 году. Сохранилось предание и еще об одном герое Ахульго-Халиле. Шамиль всегда следил, как сражаются мюриды, и отмечал наиболее отважных. После одного из ожесточенных боев он спросил о двоих смельчаках: Кто эти храбрецы и откуда они родом? Ему ответили, что это братья Халил и Чеге из Инхо. И добавили, что это тот самый Халил, что остановил твоего коня, когда ты проезжал через их аул. А было это так.

Шамиль с мюридами проскакал через Инхо в соседний Килятль, где и остановился на ночлег. На следующий день по аулу Н-Инхо прошла весть, будто Шамиль своим указом закрепил за Килятлем часть горных сенокосов инховцев. Когда имам возвращался из Килятли, Халил преградил ему дорогу, взял за уздцы его коня и выговорил Шамилю, что он с ними поступил несправедливо. Но Шамиль продолжил свой путь, не обращая внимания на выскочку. Когда процессия оказалась за селом, Шамиль спросил мюридов, почему они не зарубили того, кто посмел остановить своего имама. Мюриды хотели вернуться и исполнить волю имама, но Шамиль им запретил этого. И вспомнил имам этот эпизод, любуясь на отважного рубаку, и сказал: мы допустили бы большой грех, если бы тогда убили этого юношу.

После пленения Шамиля Халил много лет работал бегавулом (главой) села. Это был удивительной честности и порядочности человек, чем были поражены даже царские чиновники. Когда прокладывали дорогу через село, государство выделило деньги на выкуп у населения земли для прокладки дороги. Халил расплатился со всеми, а деньги не все израсходованы, осталась солидная сумма. Бегавул вернул деньги в казну, посчитав греховным растратить их не по назначению. Катушил Гамзат-участник русско-японской войны, говорят он был одним из первых из сельчан, кто свободно владел русским языком. Он впервые в село привез картофель, за что и получил прозвище Катуш.

Октябрьскую революцию 1917 года нижнеинховцы не приняли, они считали ее мифом, авантюрой, настоящей бедой для страны и ее населения. А с началом Гражданской войны жители встали на сторону имама Нажмудина и Узун-Хаджи из Салта. Все взрослое мужское население аула поклялось, если потребуется, умереть за газават. К этому их призывали ученые-арабисты, тарикатские шейхи Сиражудин-хаджи и Дарбищмухаммед-хаджи, которые были делегатами съезда горцев в Анди, где имамом Дагестана был избран Нажмудин Гоцинский. В 1918-1921 годах антибольшевистское противостояние в ауле было очень прочным. В Н-Инхо в доме Нухиева Ахмеда размещался штаб Нажмудина, имам часто бывал здесь и говорил, что здесь он чувствует себя как дома. Не раз сельчане получали требования от большевиков выдать им Сиражудина-хаджи и Дарбищмухаммеда-хаджи и самим стать на сторону большевиков, но каждый раз инховцы отвечали решительным отказом. Когда в 1921 году в Дагестане начался контрреволюционный мятеж, Н-Инхо было окружено большевиками. В местечках Квекила и Холдаб были установлены орудия и пулеметы, нацеленные на село. Первым же снарядом выпущенным большевиками был убит гость из Мехельта, сидевший на годекане. Потом начался беспорядочный артиллерийский обстрел аула. Горсточка местных контрреволюционеров заняла оборону на горе «Щулалъи». В этой неравной борьбе погибло много местных жителей, среди которых были и два внука Сиражудин-хаджи, они похоронены на этой горе. Когда Абдурахман, инховец преклонного возраста, изъявил желание участвовать на газавате и стать в ряды мюридов, его дочери Рукият, Патимат и Баху плача отговаривали его, но он был упорен. Сразу после пятничной молитвы он из мечети направился к восставшим, и в тот же день был убит. Бой продолжался в течение недели, к восставшим из Н-Инхо примкнулись и мюриды из соседних сел Килятль, Верхнее Инхо, Тлох… Мюриды бились насмерть, но превосходящие силы красноармейцев жестоко подавили восстание. На месте боя сейчас зиярат, который постоянно посещают паломники. После боя большевики вошли в село покинутое всеми, кто мог передвигаться. Все, кто не смог или не успел уйти из аула, были уничтожены, село разграблено и сожжено… Весной 1921 г большевики наступали со всех сторон. Мюриды отступали и были зажаты в селении Инхо. Здесь были имам Нажмудин Гоцинский, командующий его армией Жахпаров Магомед из Кудали, Алиханов Кайтмаз, Муртазаали и Насрудин Чупановы. Со стороны Хунзаха наступали отряды большевиков, которым противостояла горстка мюридов. Это был последний бой газавата. Имаму Нажмудину пришлось покинуть села и в нее вошли большевики. Большевики сразу сожгли село, а имам и с ним Дарбищмухаммед ушли в Чечню, где и были арестованы. Дарбищмухаммед был эмиром горцев после Узун-хаджи из Салты. Дарбищмухаммед и Сиражудин в свое время были самыми почитаемыми и уважаемыми алимами Дагестана. В первые годы Советской власти село было на особом счету у большевиков как «осиное гнездо» мюридизма. Сиражудин-хаджи был арестован и умерщвлен в тюрьме города Темир-хан-Шура, а Дарбищмухаммед-хаджи расстрелян вместе с Нажмудином в Ростове. Нижнеинховцы всегда славились богобоязненностью, и село всегда было центром религиозного образования округи. До Советской власти в Н. -Инхо жили и занимались просветительской деятельностью известные в Дагестане исамские алимы, такие как Дарбищмухаммад-хаджи, Сиражудин-хаджи, Багаутдин-хаджи, Шихабудин-хаджи, Сайгид-хаджи, Юнус-хаджи, Мухаммад-хаджи, Хамзат-хаджи, Багаутдинасул Мухаммад и многие другие. Багаутдинасул Мухаммад был и поэтом-моралистом. Он подготовил рукописную книгу своих стихов и мавлидов, к сожалению, она не сохранилась. В период сталинских репрессий она была уничтожена. Благодаря стараниям краеведа и собирателя фольклора Магомедова Омардибира, некоторые стихотворения из той рукописной книги удалось восстановить. Они опубликованы в рукописной книге Омардибира «Страницы истории села Н. -Инхо». После развала СССР, когда ислам в Дагестане стал возрождаться, более 60 юношей и девушек из села получили хорошее исламское образование и работают преподавателями исламских наук в учебных заведениях по всему Дагестану. Сельчане одними из первых в Дагестане отказались от табака и спиртных напитков, в селе их не продают с 1990 года, все свадьбы в селе проводятся по нормам ислама. Это очень благотворно влияет на дисциплину и порядок, на общую криминальную атмосферу в селе.

В 1936 году в ауле был создан крестьком, которым руководил Мамаев Магомедали. Колхоз имени Сталина был создан 20 марта 1939 года, его председателем был Идрисов Магомед. Имя Сталина, можно сказать, послужило спасением для инховцев. Их чуть было не перемолола репрессивная машина того времени. Приехали в район высокие чины из Обкома партии и сказали, что инховцев нужно переселять. Никаких доводов сельчан они не принимали. Выручил Рашидов Али, в тот период работавший председателем райисполкома. Он сказал, что колхоз носит имя самого Сталина и его расформирование может быть расценено как антипартийная деятельность врагов народа. Этого было достаточно, и гости уехали, оставив сельчан в покое.

После осуждения культа личности Сталина, с 1961 года колхоз стал носить имя Героя Советского Союза Магомеда Гаджиева. Некоторые отказывались вступить в колхоз такие, были обременены непосильным налогом. Первый автомобиль колхоз получил в 1949 году и его шофером был Сайгидгусейн из Обода. Шофер-эта самая престижная и загадочная по тем временам профессия, сравнимая в наши дни разве что с космонавтом! Первым шофером из Н-Инхо стал Пирав. В разные годы председателями колхоза были Абдурахманов Гамзат, Ибрагим, Османов Расул, Гамзатов Магомед, Абдукаримов Магомед, Ахкубегов Ханмагомед из Ингиши, Магомедов Юнус, Гаирбегов Камиль, Асхсбомар, Зумайратил Магомед, Абдулатипов Магомед, Ахмеднабиев Магомедрасул, Сахродин, Омаров Жапур…

22 июня 1941года внезапно и вероломно на нашу страну напала фашистская Германия. Наступили самые тяжёлые годы для нашей Родины. Весть о войне молнией облетела города и аулы Дагестана. В Н-Инхо, как и во всех уголках нашей Родины, собирались на многочисленные митинги, горцы, выступавшие на них, говорили о своей готовности в любую минуту встать на защиту Отчизны. Очень трудно было сельчанам, они во всем испытывали недостаток, к тому, же село было полно нищими-попрошайками. Они постоянно собирали для войны все, что можно было собирать. Люди «добровольно» сдавали фронту все, что имело хоть какую либо ценность: мясо, масло, кожа, скот… В те годы за воровство колхозной кукурузы был осужден Юсупгаджи. Он часто вспоминал, каких только испытаний не пришлось ему выдержать из-за початка кукурузы. Был настолько истощен, что у него появился явно ощутимый хвост. Чтобы хоть каким-нибудь образом вырваться из этого ада, он неоднократно подавал заявление об отправке на фронт. Но бедняге и тут не повезло. Получил ответ, что он не достоин с оружием в руках защитить, а если надо и умереть за Родину.

В первые же дни войны, на фронт ушло около 50 молодых ребят из этого маленького аула, и среди них все мальчики первого выпуска семилетней школы. Никто из этого выпуска не вернулся домой! Отдали жизнь за свободу и независимость нашей Родины 25 жителей села. Мы помним всех их поименно. В центре села стоит обелиск в память о героях. Многие из сельчан-участников Великой Отечественной войны были награждены орденами и медалями Родины.

Асадулаев Ахмед, награжден орденом «Славы III степени» и шестью медалями, он участник Парада Победы в Москве 24 июня 1945 года.

Хайбулаев Гамид, награжден орденом «Отечественной войны» и восемью медалями.

Муртазаалиев Абдурахман, награжден шестью медалями.

Гамзатов Магомед, награжден пятью медалями.

Многие жители аула добровольно уходили на строительство оборонительных сооружений на Тереке, Сулаке, в районе Махачкалы, Дербента. Не покладая рук трудились на колхозных полях женщины, дети и старики. Школьники заменяли отцов и старших братьев, ушедших на фронт. Если мужчины героически сражались на фронте, то не покладая рук на фронт работали женщины, дети, старики. В пору весенней страды за плуг становились женщины, при заготовке кормов все, начиная с подростков, брали в руки косы, серпы, грабли. Уборка и перенос урожая только вручную, на плечах, на спине… Колхоз выжил благодаря их самоотверженному труду. Это Маржанат, Магомедова П., Магомедова Х., Ахмедова П., Ахмедова Х., Нурмагомедова П.

Им пришлось выполнять не только сельхоз работы, но и участвовать в сооружении оборонительных укреплений, в строительстве канала. Так, Магомедова П. 13-летним подростком работала в сооружении противотанковых рвов. Сельчане отправляли на фронт теплую одежду, сушеные фрукты, собирали для обороны золотые и серебряные украшения, деньги из своих скудных сбережений. Только для строительства танковой колонны «Шамиль» из Н-Инхо собрали около 110 тысяч рублей.

Трудные послевоенные годы в восстановлении народного хозяйства принимало участие почти все взрослое население аула. Только благодаря их самоотверженному труду колхоз выдержал суровое испытание войной.

Патриотический порыв Н. -Инховцев проявился и в 1999 г, когда в Дагестан вторглись банды международных террористов. И мужчины и женщины были примером мужества, стойкости и решительности в отстаивании целостности и независимости малой и большой Родины. В срочном порядке было создано ополчение, взяты под охрану дороги, мосты и жизненно важные предприятия и организации. По призыву тогдашнего Председателя Госсовета Дагестана все сельчане скинулись и из своих скудных сбережений, и нашли денежные средства для приобретения огнестрельного оружия. Особой благодарности достойны женщины, которые круглосуточно готовили еду для ополченцев и бесконечной вереницей проезжающих через село военнослужащих.

Неоценимый вклад в развитие светского образования Дагестана, в том числе и села Нижнее Инхо внесли русские учителя прибывшие в трудные 1940-1960 –е годы из самых разных уголков России, которых до сих пор вспоминают старшее поколение села.

Это такие учителя как-Зеленова Е., Осипова Н., Зеренова И., Грошева Л., Струкова А. А., Струкова Н. А., Медведева Валентина, Перепелицына Александра, Виноградова А., Андреева Ольга, Иванов И., Метлицкий И., Бондаренко Олег, Орехова Н. В., Калтыкова А., Агапова А., Чопорова М., Шульгина А., Николаева Т. Н., Евтушенко В. О., Метелко М., Чусинова Е и др…

Всю свою жизнь посвятили обучению и воспитанию детей замечательные педагоги из села Нижнее Инхо Заслуженный учитель ДАССР И РСФСР Саидов А. С., Заслуженный учитель ДАССР Омаров М. О., Отличники народного просвещения РСФСР Магомедов Г. М. ,Магомедов С. М., Сайгидгусейнов О. С., Дибиров М. Д., Гамзатов М. Г., Магомедалиев М. М., Отличник образования РД, Заслужнный работник культуры РД Магомедов О. Л.

Саидов Мухтарахмед-Заслуженный врач РД, Ахмединова Хадижат, Мустафаева Гулисат, Сайгидахмедов Магомед-главврач Гумбетовской райбольницы, Джамалужинов Абдулбасир, Абдулхалимов Ахмед, Ахмедов Тажудин.

Выходцы из нашего села занимали и занимают ответственные руководящие посты, работают на различных отраслях экономики, политики, науки и хозяйства республики и страны.

нной зоны района проводятся здесь.

Публикации по теме:

Фотоотчет «С Днём рождения, наша любимое село Питерка!»Фотоотчет «С Днём рождения, наша любимое село Питерка!» Стало хорошей традицией в нашем детском саду проводить осенний легкоатлетический кросс с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Краткосрочный исследовательно-патриотический проект к Дню Победы «Дети войны» .

Нравственно-патриотический проект «Я люблю Россию»Нравственно-патриотический проект «Я люблю Россию» Ольга Шмоткина Нравственно-патриотический проект «Я люблю Россию» Проект в группе дошкольного возраста от 5 до 6 лет «Я люблю Россию».

Патриотический проект «День России» для детей подготовительной группы Патриотический проект для детей подготовительной группы «День независимости России» Подготовила: Лыбаева Н. А. «Красота родного края, открывающаяся.

Патриотический проект «Я люблю Россию» в старшей группе Проект «Я люблю Россию» Старшая группа № 7 Разработчик: Мурзаева Н. А. Вид проекта: социально-нравственный, краткосрочный,.

Патриотический проект «Этот славный День Победы» Патриотический проект «Этот славный День Победы» Тип проекта по доминирующей в проекте направленности: познавательно-творческий, патриотический.

Проект для старшей группы «Моё село» Тип проекта:краткосрочный (1 неделя). Участники проекта:воспитатель, дети старшей группы, родители. Актуальность проекта: Говорят, где бы.

Проект «Мое любимое село» в разновозрастной группе МДОУ «Киргинский детский сад» Проект «Мое любимое село» в разновозрастной группе младшего дошкольного возраста Подготовила.

Эко-волонтерский проект «Чистое село» Эко-волонтерский проект «Чистое село» в старшей группе Разделы: 1. Актуальность проекта 2. Цели и задачи 3. Этапы реализации 4. Ожидаемые.

Экологическо-патриотический проект «Береза — символ России»Экологическо-патриотический проект «Береза — символ России» Актуальность проекта: Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотический проект «Мое любимое село»
Опубликовано: 26 ноября 2019 в 18:57
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотический проект «Мое любимое село»» (включая файлы) размещена пользователем Умакусум (УИ 1797984) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД