Дмитриева Ирина
Паспорт мини-музея «У медведя во бору»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 Выборгского района г. Санкт – Петербург
Паспорт мини – музея
"У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ"
Выполнил: воспитатель
Дмитриева И. В.
Санкт - Петербург
2019год
Оглавление
1. Пояснительная записка. стр. 3
2. Актуальность создания мини-музея "У медведя во бору". стр. 4
Темочки:
- Медведь, медвежата
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Паспорт музея. Паспорта мини-музеев в ДОУ
- Темочки
3. Паспортные данные. стр. 7
4. Аспекты музейной деятельности. стр. 10
5. План работы по созданию мини-музея. стр. 13
6. Характеристика мини - музея. стр. 14
7. Тематический план проведения занятий в мини – музее. стр. 15
8. Перспектива развития мини – музея. стр. 17
9. Литература. стр. 18
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музейное дело – очень важное дело.
Живой показ явлений, фактов особенно
убеждает, особенно врезается в память,
толкает мысль…
Н. К. Крупская
Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения чувство патриотизма, сохранять традиции своей страны, формировать у дошкольников чувство национального самосознания. С этими задачами прекрасно справляется музейная педагогика.
Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Музейная педагогика является особым видом педагогической практики.
В дошкольном образовании музейная педагогика стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе образовательно-воспитательный процесс с реальной жизнью и обеспечивается воспитанниками через непосредственное наблюдение и знакомство с предметами и явлениями.
2. Актуальность создания мини-музея "У медведя во бору"
На сегодняшний день не многие родители детей, знакомят их с предметами культуры и искусства. Родители крайне редко водят в музеи, театры, на выставки. Дети не имеют наглядной и достоверной информации о вещах, которые их окружают. Родители не задумываются о необходимости рассказывать детям, об элементарных, на их взгляд, вещах и появлении их в нашей жизни.
Музей «У медведя во бору» как форма образовательной и воспитательной работы создан по инициативе воспитателей в первой младшей группе детского сада. Он возник как результат поисковой и исследовательской деятельности педагогического коллектива.
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом, объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.
Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? Именно этому поможет наш музей.
Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т. е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней.
Тема музея "У медведя во бору" выбрана не случайно. Работая с детьми раннего возраста, приходишь к выводу, что медведь в жизни маленького ребенка играет огромную роль. Это и первая мягкая игрушка, и стихотворение А. Барто "Мишка", все родители со своим малышом читают потешку про медведя с шишкой, да и во многих сказках, которые мы читаем, присутствует медведь.
Этот музей раскрывает перед ребёнком красоту природы и сможет помочь научить увидеть её. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание
Поэтому такой музей является актуальным в данной возрастной категории детей.
Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами.
Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы; - является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса; - способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности; - помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Мини-музей способствует формированию первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных, игровых навыков.
Социальная значимость программы музея «У медведя во бору» заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты.
3. ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
фото 1
Наименование мини-музея : «У медведя во бору»
Профиль мини-музея : познавательный
Цели:
формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно дикого животного – медведя;
эффективная и целенаправленная организация работы по нравственному и патриотическому воспитанию, социализация и воспитание творческой личности воспитанников средствами музея;
формирование интереса к дикому животному (медведь) посредством сказок, потешек, подвижных игр, в которых их можно найти, расширение читательского кругозора;
развитие у дошкольников эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности дошкольника.
Задачи:
• Дать представления о медведе
• Знакомить детей с потешками, играми
• Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы
• Пополнить словарный запас детей.
• Воспитывать интерес к животному, сказке, развивать любознательность, воспитывать любовь к природе.
• Развитие прикладных умений и навыков, мелкой моторики;
• Воспитание бережного отношения к книге;
• Развитие устной речи, навыков общения;
• Создать условия для доступного исследования экспонатов.
• Активизировать совместную деятельность родителей и детей.
При создании мини-музея учитывались следующие принципы:
• - наглядность;
• - доступность;
• - содержательность;
• - сочетание предметного мира мини-музея с образовательной программой детского сада;
• - последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями;
• - подвижность структуры (экспонаты или экспозицию использовать к теме занятия).
Адресная аудитория:
• – Выставка рассчитана на детей младшего дошкольного возраста, их родителей, и педагогов различных групп.
Разделы и экспонаты: В мини-музее представлены разные виды игрушек – медведей, сказок, театров, картотеки подвижных игр, потешки. Иллюстрации к сказкам для развития связной речи, иллюстрации видов медведей, дидактические игры.
Совет мини-музея : 2 человека. Воспитатели группы.
Площадь, занятая под экспозицию: мини-музей организован в 2019 г. Под экспозицию выделен отдельный уголок в группе № 15.
Руководители мини-музея : Дмитриева И. В., воспитатель первой младшей группы.
Структура управления мини-музеем : Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.
Формы деятельности:
• фондовая; поисковая; научная; экспозиционная; познавательная.
Наша задача – воспитать детей так, чтобы они жили в мире с нашими меньшими друзьями - животными. Дать представление о медведе. Воспитывать интерес к медведю, развивать любознательность.
4. АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Формы деятельности:
• -поисковая;
• -экспозиционная;
• -познавательная.
Примечание. Наша задача – воспитать детей так, чтобы они жили в мире с нашими верными и преданными четвероногими друзьями, были заботливыми хозяевами, которые не посмеют выбросить надоевшую «живую игрушку».
Оформление мини-музея : музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках. Подборка сказок «Маша и медведь», «Колобок», «Три медведя», «Вершки корешки», «Теремок», «Рукавичка». (диск, маски) располагаются на средней полке, поэтому всегда доступны для детских рук. Коллекции медведей - игрушек (мягких, резиновых, пластмассовых) располагаются на нижней полке стенки, поэтому всегда доступны для детских игр. Экспонаты сказок изготовлены из различных материалов (цветной картон, вязаные нитки, стаканчики от йогурта, изготовленные сюжетные картинки сказок «Теремок, Три медведя, Маша и медведь, Вершки корешки» для показа сюжета сказки и пересказа стоят на верхней полке в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем.
Разделы мини-музея, особенности использования:
«Мягкие игрушки», «Резиновые игрушки», «Пластмассовые игрушки».
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Кроме того, игрушки из разных материалов могут использоваться для классификаций, а значит, быть основанием для создания новых коллекций игрушек. Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
«Галерея»
Оформлена в виде небольшой полки, где расположены детские роботы, кукольные театры, аппликации. Экспонаты галереи могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Художественно - эстетическое творчество», «Коммуникация».
«Библиотека»
Здесь собраны загадки, стихи и потешки о медведе, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
«Игротека»
Игры и атрибуты для игр расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.
«Сами своими руками»
Экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности.
Нам хочется верить, что мини-музей «У медведя во бору» – это то волшебное место, где осуществляются самые неосуществимые детские фантазии, а главный герой Мишка будто оживает и сходят со страниц книг, чтобы поиграть вместе с ребятами.
Принято на родительском собрании
ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИ – МУЗЕЕ «У медведя во бору»
группа №15 Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида
№ 9Выборгского района г. Санкт-Петербург.
1. Общие положения
1.1. Музей является тематически систематизированным собранием различных видов игрушек медведей. Работа музея тесно связана с различными формами воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.
2. Цели и задачи
2.1. Музей способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности.
2.2. Задачами музея являются:
• формирование системы ценностей ребенка, в его приобщении к исследованию животного мира, театрализации, сказке.
• способствование развитию познавательного, творческого и эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.
• обогащение развивающей предметной среды;
• знакомство со средой обитания, видами и питанием медведя.
3. Содержание и формы работы
3.1. Актив музея проводит следующую работу:
• Изучает литературные источники, соответствующие профилю музея;
• Систематически пополняет фонды музея, путём активного поиска, используя различные формы поисковой работы (привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения);
• Обеспечивает сохранность музейных предметов;
• Создаёт и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки;
• Проводит экскурсионную работу для воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их родителей, педагогов.
• Оказывает содействие в использовании экспонатов и фондов музея в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.
4. Руководство работой музея
4.1. Работа музея организуется на основе самоуправления. Руководит музеем Совет, избираемый на родительском собрании. Педагогическое руководство работой музея и его Совета осуществляется руководителями музея.
4.2. Совет музея рассматривает и утверждает перспективные, календарные планы работы, тематико-экспозиционные, заслушивает отчёты о пополнении фонда музея, обсуждает основные вопросы деятельности музея, организует подготовку экскурсоводов.
4.3. Совет музея создаё т группы: поисковые, экскурсионные.
5. ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
Этап Содержание работы Сроки реализации Ожидаемый результат
Подготовительный этап Родительское собрание Сентябрь 2019года 1. Определение темы и названия музея.
2. Выбор места для размещения.
3. Выбор инициативной группы - совет мини-музея.
Практический этап Сбор и изготовление экспонатов.
Оформление выставки.
Индивидуальная работа с детьми. Сентябрь 2019г. –
апрель 2020 г. Создание мини-музея
Подведение итогов Родительское собрание.
Изучение альбома «Любимые игрушки наших воспитанников».
Выставка экспонатов мини-музея Май 2020 г. Положительная оценка мини - музея
6. ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ – МУЗЕЯ
Экспонаты мини-музея
№ п/п Название экспоната Дата поступления Постоянное/
временное хранение
1 Медведь пластмассовый 01.09. 2019 г. постоянное
2 Погремушка мишка пластмассовая 10. 09.2019 г постоянное
3 Неваляшка пластмассовая мишка 10.09. 2019 г. постоянное
4 Мишка резиновый 15.09. 2019 г. постоянное
5 Настольная игра - шнуровка «Мишка» 01.09. 2019 г. постоянное
6 Деревянные кубики - пазлы 01.09. 2019 г. постоянное
7 Дидактическая игра "Кто, где живет?" 01.09. 2019 г. постоянное
8 Дидактическая игра "Кто, что ест?" 01.09. 2019 г. постоянное
9 Картотека потешек 01.09. 2019 г. постоянное
10 Картотека подвижных игр 01.09. 2019 г. постоянное
11 Картотека видов медведей 01.09. 2019 г. постоянное
12 Настольный театр "Теремок" 01.09. 2019 г. постоянное
13 Настольный театр "Колобок" 01.09. 2019 г. постоянное
14 Настольный театр "Маша и медведь" 01.09. 2019 г. постоянное
15 Театр - маски "Три медведя" 01.09. 2019 г. постоянное
16 Детская литература (сказки) 01.09. 2019 г. постоянное
17 Мягкая игрушка бурый медведь 01.09. 2019 г. временное
18 Мягкая игрушка белый медведь 01.09. 2019 г. временное
19 Мягкая игрушка панда 01.09. 2019 г. временное
20 Театр пальчиковый "Рукавичка" 01.09. 2019 г. постоянное
21 Театр – маски "Теремок" 01.09. 2019 г. постоянное
22 Театр – маски "Лиса и заяц" 01.09. 2019 г. постоянное
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
7. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В МИНИ – МУЗЕЕ
Месяц Содержание Участники
Сентябрь Знакомство: с музеем; с названием музея; экспонатами музея; чтение потешек Дети, воспитатели, родители
Октябрь Кто такой медведь? Виды игрушек медведей? Чтение стихов.
Д/и «Угадай из какой сказки мишка» цель: развивать умение узнавать и называть героя сказки, определять его характер.
Взаимодействие с родителями - Консультация «Мини – музей в детском саду как форма взаимодействия с детьми и родителями». Дети, воспитатели, родители
Ноябрь Познакомить с материалом: пластмасс. Учить детей аккуратно играть с пластмассовой игрушкой медведь. Разучивание подвижных игр.
«Путешествие по русским народным сказкам» - закрепить понятие русской народной сказки, учить пересказывать небольшие произведения с помощью воспитателя.
Взаимодействие с родителями - Привлечь родителей (законных представителей) к пополнению мини – музея сказочными экспонатами.
Консультация «Для чего читать сказки на ночь» Дети, воспитатели, родители
Декабрь Познакомить детей с материалом: ткань. Учить детей аккуратно играть с мягкой игрушкой медведь. Разучивание подвижных игр.
Художественное творчество «Разукрась героя мишкиной сказки» - совершенствовать умение детей закрашивать, не заходя за контуры, развивать творческое начало, мелкую мускулатуру пальцев рук.
Взаимодействие с родителями - Выставка рисунков «Мой любимый Мишка» (совместно с родителями) Дети, воспитатели, родители
Январь Познакомить детей с материалом: резина. Учить детей аккуратно играть с резиновой игрушкой медведь. Разучивание подвижных игр.
Игра - приключение «Путешествие по зимним сказкам» (Рукавичка, Лиса и Заяц) - развивать логическое мышление, связную речь; обогащать словарь образными словами и выражениями.
Взаимодействие с родителями - Сообщение «Роль
театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста» Дети, воспитатели, родители
Февраль Знакомство детей с бумагой. Вызвать желание рисовать и делать мишку совместно с взрослым своими руками из бумаги. Разучивание подвижных игр.
Литературная викторина «Сказка, я тебя знаю» - развитие творческого воображения посредством работы над русскими народными сказками.
Дидактическая игра «Разрезные картинки» - учить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление.
Взаимодействие с родителями - Папка – передвижка «Как выбрать полезную сказку» Дети, воспитатели, родители
Март Познакомить детей с различными видами театров. Учить детей аккуратно играть и инсценировать сказку.
«Играем в сказку» - воспитывать интерес к сказке, развивать желание инсценировать знакомую сказку, передавать характер ее героев.
Д/и «Найди ошибку» - развивать внимание, восприятие, речь, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке.
Взаимодействие с родителями - Привлечь родителей (законных представителей) к обновлению мини – музея экспонатами. Дети, воспитатели, родители
Апрель Знакомство с дидактической игрой "Кто что ест".
Консультация «Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством сказочного материала»
Д/и «Отгадай-ка!» - учить детей отгадывать сказку, по словам – повторам, использовать их в пересказе сказки.
Взаимодействие с родителями - Акция «Подари книгу саду» Дети, воспитатели, родители
Май Знакомство с настольной игрой «Теремок». Рассмотреть ее, поиграть с помощью воспитателя. Вспомнить с детьми знакомую сказку «Теремок».
Д/и «Расскажи сказку по иллюстрациям» - побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения.
«Играем в сказку» - воспитывать интерес к сказке, развивать желание инсценировать знакомую сказку, передавать характер ее героев.
Взаимодействие с родителями - Выставка творческих работ (совместно дети и родители) «Что за прелесть эти Мишки в сказке» Дети, воспитатели, родители
8. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить образовательную деятельность по разным видам деятельности.
Художественная литература.
Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения. Помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. М. : Мозаика-Синтез, 2006.
3. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М. : Линка-Пресс, 2003.
4. Карачунская Т. Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия под ред. К. Ю. Белой, Т. С. Комаровой. М. : ТЦ “Сфера”, 2005.
5. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
6. Мацкевич М. Изобразительное творчество и игра в пространстве музея как средство эстетического развития // Дошкольное воспитание. – 2006. - N 2. - С. 87-91.
7. Радвил Н. И. Художественный музей и воспитание личности (современное состояние проблемы) // Образование и общество. - 2008. - N 1. - С. 106-109.
8. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008, 256 с.
9. Сорокин Ю. П. Музеи и художественное воспитание // Искусство и образование. – 1999. - N 4. - С. 16-21.
10. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
11. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.