МААМ-картинки

Паспорт экологической тропы «Тропинка в природу Севера»

Елена Копейкина
Паспорт экологической тропы «Тропинка в природу Севера»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность:

В современных условиях окружающая среда испытывает антропогенную нагрузку, теряет способность к самовосстановлению. Экологический кризис носит глобальный характер. Меры по защите природы являются первостепенной задачей человеческого сообщества. Первые семь лет в жизни ребенка - становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Современный ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений. В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности, когда закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Понимание специфики разных живых организмов, их самоценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обитания - содержательный элемент экологического воспитания дошкольников. Именно по этой причине в МДОУ «Золотой ключик» возникло желание создания экологической тропы «Тропинка в природу Севера».

Публикация «Паспорт экологической тропы „Тропинка в природу Севера“» размещена в разделах

Цели:

1. Расширение знаний дошкольников о природе малой родины и ее исторических ценностях.

2. Формирование экологической культуры.

Задачи:

1. учить детей оценивать воздействие человека на природу;

2. формировать у детей экологически грамотное поведение в природе;

3. обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы;

4. формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;

5. познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

6. способствовать познавательному развитию ребёнка; формированию нравственных качеств, расширению кругозора, знаний об особенностях живой и неживой природы родного края (ЯНАО);

7. воспитывать у ребёнка любовь к природе, родным местам малой Родины – города Лабытнанги;

8. повысить экологическое просвещение родителей;

9. способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.

Название экологической тропы : «Тропинка в природу Севера»

Место нахождения : МДОУ «Золотой ключик»

Тропа расположена : в зоне дошкольного учреждения

Длина тропы : 80 м

Продолжительность путешествия: 30 минут

Назначение тропы : Тропа рассчитана для экологического воспитания детей дошкольного возраста. Выполняет познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.

Краткое описание маршрута: Обследовав территорию детского сада, выделили наиболее интересные объекты для наблюдения:

Остановка 1 «Хозяин тропы» Схема тропы. На этой точке дети знакомятся с объектами тропы, правилами поведения на тропе. Старичок-Моховичок даст совет, новые знания, ответы на затруднительные вопросы, все, что касается природы Севера. За оказанную помощь, удачно выполненные задания хозяин тропы периодически оставляет на тропе сюрпризы.

Остановка 2 «Ивушки» дерево ивы – высокое,

кусты тальника

Остановка 3 «Ольшанник» заросли ольховника

Остановка 4 «По кочкам, по кочкам» почва, травянистые кочки

Остановка 5 «Познавательная» площадка для бесед, игр, экспериментов

Остановка 6 «Моховое болотце» разновидность мха, влажная болотистая почва

Остановка 7 «Поляна» живые обитатели: насекомые, животные, птицы

Остановка 8 «Ягодная» брусника, черника, смородина, морошка

Остановка 9 «Можжевельник» можжевеловые кустики

Остановка 10 «Стройная рябинка» плодоносящие деревья рябины

Остановка 11 «Хороводная» лиственницы и березы

Остановка 12 «Цветочная» цветник, клумба

Необходимые мероприятия по оборудованию тропы :

- Детальное обследование территории и наиболее интересных объектов

- Составление картосхемы

- Изготовление «Хозяина» тропинки (Старичок-Моховичок)

- Описание всех остановок по схеме, оформление альбома

- Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек

- Составление перспективного плана по использованию объектов тропинки для работы с детьми

Возможность использования тропы по сезонам года : используется сезонно

Среднегодовое количество посетителей экологической тропы, в том числе с экскурсоводами: 120 человек

Ф. И. О., занимаемая должность ответственного лица за экологическую тропу :

Копейкина Елена Александровна, заместитель заведующего по УВР

Формы работы на тропе :

1. образовательная деятельность с детьми

2. проведение сезонных экскурсий

3. мини-субботники

4. исследовательская деятельность

5. наблюдения за растениями в природе (по сезонам)

6. развешивание кормушек

7. наблюдения за перелетными и зимующими птицами (по сезонам)

8. подсчеты видового разнообразия деревьев и кустарников

9. оформление гербария

10. фотографирование

11. сбор природного поделочного материала (шишки, листья.)

12. дневник наблюдение

Перспективный план

Название цикла Цель Объекты наблюдения

«Особенности климата и растений Севера» -закрепить знания о природных и климатических особенностях крайнего севера

- формировать у детей основные природоведческие понятия и представления о живой и неживой природе;

-воспитывать любовь к природе. -небо, солнце, тучи, облака, ветер, осадки, светло-темно, время года

«Деревья и кусты»

-закрепить название деревьев и кустов, их строение, внешние признаки;

-учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;

-систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;

-воспитывать бережное отношение к природе - береза; рябина; ель; сосна;

черная и красная смородина;

ива, тал, ольха,

лиственница

«Почва, мох, травы, цветы» -развивать первоначальные географические представления, простейшие способы ориентироваться на местности;

-учить находить различия у северных растений в особенностях стебля, цветков, листьев;

- воспитывать чувство прекрасного. дикий щавель,

подорожник, тысячелистник, ромашка, мох, трава, болото, кочки

«Полянка насекомых» -познакомить детей с представителем класса насекомых: мошка, комар, муха, муравей, бабочки, жучки, паучки;

- отметить места их обитания, способ передвижения, взаимосвязь строения насекомого со способом передвижения, польза и вред мошка, комар, муха, муравей, бабочки, жучки, паучки

«Ягодник» -обобщить представления детей о ягодных культурах, об их значимости для здоровья человека. - черника, голубика;

- морошка; брусника;

-красная и чёрная смородина.

«Зеленая

аптека» - расширить и закрепить знания детей о лекарственных растениях;

- развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;

- учить собирать и сушить растения. - деревья, кусты;

- цветущие растения и травы.

«Птичья столовая» - развивать у детей интерес к наблюдениям за птицами, прилетающими на кормушку и желание их подкармливать;

- воспитывать желание помогать и оберегать. кормушки, птичий домик - скворечник

«Цветочная клумба» - расширить и закрепить знания детей о цветах;

-развивать эстетическое восприятие;

-воспитывать бережное отношение к природе цветы, высаженные на клумбе, клумба, цветник

Путешествие

по

экологической тропе (итоговое) - обобщить знания по объекту «Экологическая тропа» все объекты экологической

тропы

Целевые ориентиры результатов работы на экологической тропе :

1. формирование навыков культурного поведения в природе;

2. формирование положительно-эмоционального и осознанного отношения к природе : доброжелательность к растениям и живым существам;

3. эмоциональная отзывчивость на их состояние;

4. развитие познавательного интереса детей;

5. интерес к природным объектам;

6. стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ;

7. желание и умение заботиться о природе, создавать необходимые для жизни условия.

Рекомендации по организации работы с детьми на 2,3,4,6,7,8,9,10,1, 12 остановках:

1. Наблюдения за:

* разнообразием растений: деревьями, кустарниками, травами, мхами, ягодами;

*сезонными изменениями жизни растений;

*очередностью появления первых листьев весной и началом листопада осенью;

*насекомыми;

*травами и цветами, растущими на Севере;

*беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения;

*игры с детьми «Мы растения», «чем полезна», «чей листочек»;

*сенсорное развитие детей;

*экскурсии и наблюдения за кустами и деревьями в разные времена года;

* исследование внешних особенностей: лист, ствол, цветы и т. п., чем

*отличаются от деревьев, общее и отличие кустов между собой;

*связь с животным миром;

*польза для человека и забота человека.

Обсуждаемые вопросы:

* сравнение деревьев, кустов, ягодников между собой;

* забота человека о деревьях;

* использование луп для наблюдений;

* сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений;

* связь с животными

2. Изобразительная деятельность:

*зарисовки;

*сбор фотоматериала;

3. Праздники и развлечения:

* Праздник березки, елочки, рябины и др. ;

* Знатоки природы;

* Лесной КВН.

4. Конкурсы Старичка-Моховичка

Вот и закончилась наша экскурсия. Ответь, пожалуйста, на несколько вопросов:

- Что интересного ты узнал на экскурсии?

- Что тебе понравилось?

- Что поразило или удивило тебя?

- Что не понравилось?

- Придешь ли ты сюда еще раз? С какой целью?

Публикации по теме:

Безопасное дорожное движение Улица приковывает к себе особое внимание детей. Множество быстро движущихся ярких разнообразных машин: автобусов, автомобилей, мотоциклов,.

Зонирование кабинета психологаЗонирование кабинета психолога Представляю вашему вниманию фото книг, зон и развивающей среды своего кабинета. Организация развивающей среды в МБДОУ должна строиться таким.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Паспорт экологической тропы «Тропинка в природу Севера»
Опубликовано: 2 июля 2014 в 09:40
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Паспорт экологической тропы «Тропинка в природу Севера»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Копейкина (УИ 63187) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД