Елена Копейкина
Паспорт экологической тропы «Тропинка в природу Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
В современных условиях окружающая среда испытывает антропогенную нагрузку, теряет способность к самовосстановлению. Экологический кризис носит глобальный характер. Меры по защите природы являются первостепенной задачей человеческого сообщества. Первые семь лет в жизни ребенка - становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Современный ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений. В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности, когда закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Понимание специфики разных живых организмов, их самоценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обитания - содержательный элемент экологического воспитания дошкольников. Именно по этой причине в МДОУ «Золотой ключик» возникло желание создания экологической тропы «Тропинка в природу Севера».
Публикация «Паспорт экологической тропы „Тропинка в природу Севера“» размещена в разделах
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Цели:
1. Расширение знаний дошкольников о природе малой родины и ее исторических ценностях.
2. Формирование экологической культуры.
Задачи:
1. учить детей оценивать воздействие человека на природу;
2. формировать у детей экологически грамотное поведение в природе;
3. обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы;
4. формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;
5. познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
6. способствовать познавательному развитию ребёнка; формированию нравственных качеств, расширению кругозора, знаний об особенностях живой и неживой природы родного края (ЯНАО);
7. воспитывать у ребёнка любовь к природе, родным местам малой Родины – города Лабытнанги;
8. повысить экологическое просвещение родителей;
9. способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
Название экологической тропы : «Тропинка в природу Севера»
Место нахождения : МДОУ «Золотой ключик»
Тропа расположена : в зоне дошкольного учреждения
Длина тропы : 80 м
Продолжительность путешествия: 30 минут
Назначение тропы : Тропа рассчитана для экологического воспитания детей дошкольного возраста. Выполняет познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.
Краткое описание маршрута: Обследовав территорию детского сада, выделили наиболее интересные объекты для наблюдения:
Остановка 1 «Хозяин тропы» Схема тропы. На этой точке дети знакомятся с объектами тропы, правилами поведения на тропе. Старичок-Моховичок даст совет, новые знания, ответы на затруднительные вопросы, все, что касается природы Севера. За оказанную помощь, удачно выполненные задания хозяин тропы периодически оставляет на тропе сюрпризы.
Остановка 2 «Ивушки» дерево ивы – высокое,
кусты тальника
Остановка 3 «Ольшанник» заросли ольховника
Остановка 4 «По кочкам, по кочкам» почва, травянистые кочки
Остановка 5 «Познавательная» площадка для бесед, игр, экспериментов
Остановка 6 «Моховое болотце» разновидность мха, влажная болотистая почва
Остановка 7 «Поляна» живые обитатели: насекомые, животные, птицы
Остановка 8 «Ягодная» брусника, черника, смородина, морошка
Остановка 9 «Можжевельник» можжевеловые кустики
Остановка 10 «Стройная рябинка» плодоносящие деревья рябины
Остановка 11 «Хороводная» лиственницы и березы
Остановка 12 «Цветочная» цветник, клумба
Необходимые мероприятия по оборудованию тропы :
- Детальное обследование территории и наиболее интересных объектов
- Составление картосхемы
- Изготовление «Хозяина» тропинки (Старичок-Моховичок)
- Описание всех остановок по схеме, оформление альбома
- Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек
- Составление перспективного плана по использованию объектов тропинки для работы с детьми
Возможность использования тропы по сезонам года : используется сезонно
Среднегодовое количество посетителей экологической тропы, в том числе с экскурсоводами: 120 человек
Ф. И. О., занимаемая должность ответственного лица за экологическую тропу :
Копейкина Елена Александровна, заместитель заведующего по УВР
Формы работы на тропе :
1. образовательная деятельность с детьми
2. проведение сезонных экскурсий
3. мини-субботники
4. исследовательская деятельность
5. наблюдения за растениями в природе (по сезонам)
6. развешивание кормушек
7. наблюдения за перелетными и зимующими птицами (по сезонам)
8. подсчеты видового разнообразия деревьев и кустарников
9. оформление гербария
10. фотографирование
11. сбор природного поделочного материала (шишки, листья.)
12. дневник наблюдение
Перспективный план
Название цикла Цель Объекты наблюдения
«Особенности климата и растений Севера» -закрепить знания о природных и климатических особенностях крайнего севера
- формировать у детей основные природоведческие понятия и представления о живой и неживой природе;
-воспитывать любовь к природе. -небо, солнце, тучи, облака, ветер, осадки, светло-темно, время года
«Деревья и кусты»
-закрепить название деревьев и кустов, их строение, внешние признаки;
-учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;
-систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;
-воспитывать бережное отношение к природе - береза; рябина; ель; сосна;
черная и красная смородина;
ива, тал, ольха,
лиственница
«Почва, мох, травы, цветы» -развивать первоначальные географические представления, простейшие способы ориентироваться на местности;
-учить находить различия у северных растений в особенностях стебля, цветков, листьев;
- воспитывать чувство прекрасного. дикий щавель,
подорожник, тысячелистник, ромашка, мох, трава, болото, кочки
«Полянка насекомых» -познакомить детей с представителем класса насекомых: мошка, комар, муха, муравей, бабочки, жучки, паучки;
- отметить места их обитания, способ передвижения, взаимосвязь строения насекомого со способом передвижения, польза и вред мошка, комар, муха, муравей, бабочки, жучки, паучки
«Ягодник» -обобщить представления детей о ягодных культурах, об их значимости для здоровья человека. - черника, голубика;
- морошка; брусника;
-красная и чёрная смородина.
«Зеленая
аптека» - расширить и закрепить знания детей о лекарственных растениях;
- развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;
- учить собирать и сушить растения. - деревья, кусты;
- цветущие растения и травы.
«Птичья столовая» - развивать у детей интерес к наблюдениям за птицами, прилетающими на кормушку и желание их подкармливать;
- воспитывать желание помогать и оберегать. кормушки, птичий домик - скворечник
«Цветочная клумба» - расширить и закрепить знания детей о цветах;
-развивать эстетическое восприятие;
-воспитывать бережное отношение к природе цветы, высаженные на клумбе, клумба, цветник
Путешествие
по
экологической тропе (итоговое) - обобщить знания по объекту «Экологическая тропа» все объекты экологической
тропы
Целевые ориентиры результатов работы на экологической тропе :
1. формирование навыков культурного поведения в природе;
2. формирование положительно-эмоционального и осознанного отношения к природе : доброжелательность к растениям и живым существам;
3. эмоциональная отзывчивость на их состояние;
4. развитие познавательного интереса детей;
5. интерес к природным объектам;
6. стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ;
7. желание и умение заботиться о природе, создавать необходимые для жизни условия.
Рекомендации по организации работы с детьми на 2,3,4,6,7,8,9,10,1, 12 остановках:
1. Наблюдения за:
* разнообразием растений: деревьями, кустарниками, травами, мхами, ягодами;
*сезонными изменениями жизни растений;
*очередностью появления первых листьев весной и началом листопада осенью;
*насекомыми;
*травами и цветами, растущими на Севере;
*беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения;
*игры с детьми «Мы растения», «чем полезна», «чей листочек»;
*сенсорное развитие детей;
*экскурсии и наблюдения за кустами и деревьями в разные времена года;
* исследование внешних особенностей: лист, ствол, цветы и т. п., чем
*отличаются от деревьев, общее и отличие кустов между собой;
*связь с животным миром;
*польза для человека и забота человека.
Обсуждаемые вопросы:
* сравнение деревьев, кустов, ягодников между собой;
* забота человека о деревьях;
* использование луп для наблюдений;
* сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений;
* связь с животными
2. Изобразительная деятельность:
*зарисовки;
*сбор фотоматериала;
3. Праздники и развлечения:
* Праздник березки, елочки, рябины и др. ;
* Знатоки природы;
* Лесной КВН.
4. Конкурсы Старичка-Моховичка
Вот и закончилась наша экскурсия. Ответь, пожалуйста, на несколько вопросов:
- Что интересного ты узнал на экскурсии?
- Что тебе понравилось?
- Что поразило или удивило тебя?
- Что не понравилось?
- Придешь ли ты сюда еще раз? С какой целью?