анна чистоева
Паспорт экологической тропы группы
▼ Скачать + Заказать документы
№1.
Живая изгородь- создает впечатление зеленой стены, украшает участок группы. Живые изгороди используют для обозначения границ участка. Листочки маленькие, треугольной формы.
Воробьи- Воробьи уже давно живут рядом с нами в городах и деревнях. Они поселяются под карнизами домов, на чердаках, в нишах стен. Оказывается, что воробьи бывают разные. Но отличить их друг от друга сложно – уже очень два вида воробьев похожи друг на друга. Есть воробьи домовые – городские. А есть воробьи полевые (деревенские).
Темочки:
- Паспорт группы
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Посмотри, чем похожи городской и деревенский воробей? (Они маленького размера. У них есть голова, крылья, маленький хвостик, маленькие ножки, клюв. Они летают и др. У них коричневая окраска перышек) А чем они отличаются?»
Отличия:
• У полевого деревенского воробья верх головы коричневый, на щеке есть черное пятно.
• У домового городского воробья верх головы и щеки серые, шея сверху коричневая, на горле и груди есть черная манишка. А вот темных пятен на щеках у городского воробья не бывает! Поэтому по воробьиным щечкам очень легко определить, какой это воробей и где он любит жить.
• Воробьи встают очень рано, когда еще темно, и громко чирикают. Пока на улице светло, они ищут корм. Воробей – птица очень бойкая, себя в обиду не даст, еду себе добудет. А на ночь воробышки собираются снова в стайку, прижимаются друг к другу, чтобы было теплее, и так ночуют.
Воробьи по характеру птицы смелые, даже драчливые. Но несмотря на свой «боевой» характер, воробьи — это очень дружные птички. Они друг другу помогают – если найдет один воробей корм, обязательно всех друзей позовет.
Стихи о воробье.
Птичьи гнезда опустели,
Птицы к югу улетели.
Оказался всех храбрей
Наш дворовый воробей.
Холодов не испугался,
С нами на зиму остался.
Снег всю землю покрывает –
Воробьи не унывают:
Стайкой весело снуют,
Всё, что встретится клюют.
Хлебных крошек не жалей:
Заслужил их воробей.
Ты приладь ему кормушку-
Кликнет он свою подружку,
И друзья все тут как тут,
Крошки весело клюют.
И пошел веселый стук-
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук.
Тук-тук-тук.
Скачет-скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
«Киньте крошек воробью –
Я вам песенку спою:
Чик-Чирик!
Киньте просо и ячмень –
Буду петь вам целый день:
«Чик-Чирик!»
Весной воробьи строят гнезда под карнизами, на чердаках, в щелях, в заброшенных дуплах. Они утепляют их тряпочками, волосками, перышками. Гнезда у воробьев не очень красивые, наспех сделанные. Ведь они особые птички. Они два-три раза за теплое время года успевают птенцов вывести и вырастить! А все другие птички успевают вывести птенцов только один раз!
Потом мама – воробьиха откладывает яйца и их высиживает. Малыши вылупляются совсем голые, без перышек, и не могут вылетать из гнезда. Но маленькие воробушки быстро подрастают и уже через 2 недели могут покинуть гнездо.
Взрослые воробьи едят семена, пшено, крошки. А птенцов, которые появятся весной, они выкармливают насекомыми. Когда птенец подрастает, он тоже начинаем питаться семенами и зернами.
Воробей – это птичка, очень любимая в русских народных играх и забавах и в современных сказках и мультфильмах. О ней придумано множество интересных хороводных игр, стихов, песен.
Народная игра «Огородник и Воробей».
В этой игре передан характер воробьев – шустрый и боевой.
Из всех игроков нужно выбрать того, кто будет Воробьем и кто будет Огородником.
Все игроки встают в круг и берутся за руки. В центр круга – в огород — кладутся орехи (можно класть и что-то другое, изображающее семена). В 10 шагах от огорода чертят круг. Это будет гнездо.
Хоровод медленно движется по кругу, все игроки приговаривают ритмично или поют:
Воробей маленький.
Серенький, удаленький,
По двору шныряет,
Крошки собирает;
В огороде ночует,
Ягоды ворует.
Воробей вбегает в хоровод, берет один орех (или что-то другое, что обозначает еду воробья: семечко, сушеную ягоду, шарик и т. п.) и старается унести его в свое гнездо (Дети поднимают руки, пропуская его). Огородник пытается помешать ему. Он сторожит воробья и начинает его ловить.
Если воробью удалось добежать до гнезда и положить орех в свое гнездо, и огородник до него не дотронулся, то Воробей участвует в следующей игре в своей же роли. Если же огородник поймал воробья – дотронулся до него, то воробей становится в хоровод, а на его роль назначается следующий игрок. Но перед этим пойманному воробью надо выполнить задание огородника – спеть, сллясать, загадать загадку, прочитать стишок и т. д. После того, как он выполнит задание огородника, все ему поют:
Уж век воробышку не лётывать,
В огороде ягод не клёвывать,
На дубовой тычинке не сиживать.
А ты, воробышек, садись на лужочек,
А ты, серенький, садись во кружочек.
Не пора ли тебе встать и полетать,
В хороводе нашем поплясать!
Вариант игры: После того, как несколько игроков побывали в роли воробья, определяется, кто из воробьев принес больше всех орехов (ягод, веточек, семечек) в гнездо. Он становится победителем в игре.
Воробушки и автомобиль.
Игра для детей
Воробушки прыгают, клюют зернышки. Когда появляется автомобиль (ребенок в рулем в руках, который дудит: «Бип-биииип-бип», воробушки разлетаются кто куда от автомобиля
Заклички, потешки и дразнилки о воробье.
Воробей, воробей!
Не гоняй голубей!
Не клюй песок,
Не тупи носок!
Пригодится носок
На овсяный колосок.
Воробьев дразнили так:
Чирик-чири-воробей!
Клюй, клюй конопель!
Трещи – пищи,
Конопель тащи!
Чио, чио, фью-фью-фью!
Чики-чирик! Чью-чью-чью!
Чин чина больше! Чин чина больше!
Еще одна потешка о воробье для самых маленьких, чтение которой сопровождают движениями рук малыша.
Прилетели воробьишки в огород (машем руками).
Спрашивают: «Чей горох? Чей горох?» (повороты головы вправо-влево)
Дима (имя ребенка) говорит: «Мой горох! Мой горох!» (показ ладошками на себя). Воробьишки говорят «Чиви-чиви-чиви!» (повороты головы вправо-влево) Дима говорит: «Кыш! Кыш!» (отгоняющие движения ладошками)
Воробьишки: «Прррр! Полетели и на головку Диме сели!»
Загадки про воробья
1. Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
2. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю.
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый …
3. Озорной Ивашка
Серая рубашка.
Скачет по дорожкам
К семечкам и крошкам.
В холод и в жару
Скачет по двору.
Не боится стужи.
Купается в луже.
4. Эта серенькая птица
Во дворах людей гнездится.
Серых пёрышек наряд.
Глазки — бусинки блестят.
Прыг да скок и «чик- чирик»
Суетлив и невелик.
Крошки сыпь и не жалей!
Кто склюёт их?
Воробей — птичка удивительная! Живет рядом с нами, нам помогает, утром нас песнями своими встречает.
Ворона- Ворона «носит серенький жилет, но у крыльев черный цвет».
Ворона – удивительная птица. Живет долго, дольше, чем человек. Вороны – умные птицы. Они умеют считать до пяти, различают мужчин и женщин, легко отличат спящего по-настоящему от притворяющегося спящим человека. Еще вороны узнают враждебно настроенных к ним людей, отличают палку от ружья.
Вороны – разговорчивые птицы. Они могут передавать разную информацию друг другу. Гнезда вороны вьют высоко на акациях, тополях, кипарисах. Любят селиться на боярышниках. Боярышник хоть и не высок, но зато колюч. А это от врагов верная защита. Строят гнездо вороны из толстых веток, внутри выстилают мхом, шерстью. А попадется им человеческий мусор – вата, тряпки, нитки – используют и его. Вороны очень радуются наступлению весны: распускают хвосты, подергивают крыльями и хрипло орут. Тогда же у ворон бывают свадьбы. Поначалу жених и невеста ходят друг около друга, враждебно напыжившись с полураспушенными крыльями и готовыми к бою клювами. И так день или два. Потом ворона отступает и подставляет голову, а ворон начинает нежно перебирать клювом у нее на голове перышки.
Яйца у серых ворон сине-зеленые, разрисованные темными пятнами. В гнезде их 3-5. Пока самка сидит на яйцах, самец кормит ее, охраняет, а в случае опасности родители в клювах переносят своих детишек в безопасное место. Птенцы поначалу голые, некрасивые, «малоразговорчивые». Голосок у воронят для нашего слуха не очень приятный. Но это для нас, а для родной их матушки вороны, как в русской пословице: «Нет лучшего певца для вороны, чем родной вороненочек».
Вороны всеядны. Вороны едят грызунов, улиток, гусениц, жуков, ящериц. С удовольствием поедают зерна, картофель, орехи, ягоды. Частенько они разбойничают и в садах, пожирая черешню, вишню, инжир, груши, яблоки, шелковицу, орехи, виноград. Кроме того, вороны поедают мусор, оставленный людьми и падаль. Падалью называют остатки умерших, павших животных, птиц, насекомых. То есть, уничтожая мусор и падаль, вороны, как бы убирают, наводят порядок. За это их называют санитарами.
Игра «Вороньи гнезда».
Дети делятся на команды (по 3-5 человек) – обитателей вороньего гнезда (большой обруч). Под слова стихотворения дети бегают, размахивая руками «крыльями» и произнося в конце каждой строфы «кар-кар-кар». По команде «ночь» дети занимают свои места. Побеждает то «гнездо», которое заняло свой обруч первым.
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар!
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар!
Только к ночи умолкают
В своих гнездах засыпают:
Кар-кар-кар!
Воробьи и вороны.
Начертите на земле или на полу две линии. Линии должны располагаться в трех шагах друг от друга и должны быть параллельными. Отступив от этих линий еще 20-30 шагов нарисуйте еще две параллельные линии.
Все игроки разделяются на две команды. Одна команда ворон, другая команда воробьев. Они становятся спиной друг к другу на двух линиях в середине игрового поля.
Ведущий громко произносит команду: «Воро — пауза — бьи!» или «Воро — пауза — ны!». Названная ведущим команда бежит к дальней линии. Игроки другой команды пытаются догнать их и запятнать.
Выигравшей считается команда, которая в течение игры запятнала больше игроков второй команды. Игра повторяется шесть – восемь раз.
Загадки про ворону.
Прилетела на базар,
Громко всем сказала: "Кар!
Пусть я в школе не учёна,
Но умна, ведь я – (ворона) "
Хочет с детства эта птица
Стать известною певицей.
День и ночь неугомонно
" Кар–кар–кар! " – поёт (ворона).
Серо-чёрная та птица,
Говорят, никак, певица.
Мол, как каркать прекращает,
Птицам певчим подражает.
Эта птица всем знакома -
Важно ходит возле дома
Кар-Кар-Кар вдруг закричит,
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут её (Ворона)
Птица чёрная сидит
На лохматой ёлке.
- Кар!- всё время говорит.
Клюв – страшней иголки.
Я такая заводная,
Славная и озорная,
По асфальту я хожу,
Вам я люди не служу.
Гордой поступью шагаю,
Чёрный плащик надеваю,
Быстро весело скачу,
Кар, кар, кар, всегда кричу.
Корку хлебную таскает,
Птиц других не подпускает.
Крепко держит оборону,
Громко каркая?
Две болтливые соседки
Разговор вели на ветке.
Очень важные персоны
Эти чёрные (вороны)
Сильная, большая птица
Даже кошки не боится.
Очень важная персона –
Чёрно-серая. (Ворона)
№2. Скамейка «Змейка».
Наблюдение за собакой.
Собака – верный помощник человека с древних времён. Собака слышит то, чего не слышит человек, чувствует запахи, недоступные человеческому обонянию. Повсюду, где живёт человек, рядом с ним – собака - верный друг. Собаки охраняют границу, помогают полиции, пожарным, спасателям, водолазам, а также сторожат дом. У собаки слюна обладает лечебными свойствами, она зализывает раны и ссадины, которые быстро заживают, она может лечить раны и ссадины и у человека. У собаки есть голова и туловище, на голове есть: уши, глаза, нос, рот. На туловище: лапы и хвост. На лапах есть …. (когти).
Стихи про собаку.
У него четыре лапы,
Черный нос и хвост лохматый,
Очень часто громко лает,
А плохих людей кусает!
Он бывает забияка!
Это кто у нас? Собака!
Среди всех зверей, однако,
Людям лучший друг – собака.
Есть их множество пород.
В будке пес своей живет.
Сторожить умеет дом,
Весело вилять хвостом.
На чужих он громко лает,
И хозяев охраняет.
Мокрый носик,
Громкий лай,
Это — песик,
Так и знай!
Игра «Лохматый пёс».
Цель: Учить детей двигаться в соответствии с текстом стихотворения, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаться.
ОПИСАНИЕ: Дети стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребёнок, находящийся на противоположной стороне, на ковре, изображает пса. Дети гурьбой потихоньку подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:
Вот лежит лохматый пёс,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдём к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет?
Дети приближаются к псу. Как только воспитатель заканчивает читать стихотворение, пёс вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пёс гонится за ними и старается поймать кого-нибудь и увести к себе. Когда все дети спрячутся, пёс возвращается на место и опять ложится на коврик.
Указания к проведению: Пространство между псом и детьми должно быть большим. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не трогали пса при приближении к нему и не толкали друг друга, убегая от него.
Загадки.
Четыре лапы, хвост кольцом,
И с удивительным лицом.
Когда здоров он – мокрый нос,
И кто это? Конечно…ПЁС
В будке живет,
Кости грызет.
Лает и кусается –
Как называется?
Кто гуляет по двору,
Забираясь в конуру.
Большая Забияка
Грозная (Собака.)
№3. Наблюдение за насекомыми.
Пчела.
Пчелки – великие труженицы. Пчела состоит из головы, глазок, брюшка, лапок, крылышек, жала.
Закрепление произношения звука «Ж»
С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу, гужу
И мед вожу.
Звук, который мы слышим во время полета пчелы, она издает крыльями.
Физкультминутка «Трудолюбивая пчелка»
Пчелка трудится весь день
(Руками рисовать перед собой круг)
И работать ей не лень.
(Покачивание указательными пальцами в знак отрицания)
От цветка летит к цветку,
(Ритмичные взмахи руками)
Клеит на брюшко пыльцу.
(Круговые движения ладонью по животу)
Хоботком нектар сосет,
(Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться)
За день много соберет.
(«Раскрыть» перед собой все пальцы)
Унесет нектар тот в улей
(Изображают полет)
И назад вернется пулей.
(Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед)
В сотах утрамбует мед,
(Топанье ногами)
Скоро ведь зима придет.
(Поеживание)
Будет пчелкам чем питаться. (Имитация движения ложкой)
Надо летом им стараться.
(Имитация накладывания меда в соты)
Пчелки живут в ульях:
Чудо-чудо-городок,
Шумных домиков рядок!
Целый год янтарный мед
В сотах не кончается!
А пчелиный народ
На цветках качается.
Дидактическая игра «Пчелки собирают мед»
Часть детей изображают цветы (им на головы надеваются веночки) и располагаются сидя на корточках по всей игровой площади. Остальные дети изображают пчел, которые летают от цветка к цветку, собирая нектар и пыльцу. Выполняя эти движения, дети-пчелы жужжат: «жжжж…». По сигналу: «Темнеет», «Дождик собирается» или «Ветер усиливается» они летят в улей (отгороженное место). Затем дети меняются ролями.
***
- Где была ты?
- Тут и там!
- Где летала?
- По цветам!
- Что домой ты принесла?
- Мёд! - ответила пчела.
***
На цветы она садится,
Не устав с утра трудиться.
Людям воск и мёд дала
Беспокойная пчела.
***
Зайдите к нам на огород:
Стоит под яблоней завод,
В нём - тысячи рабочих
Снуют с утра до ночи.
Гудит, работает завод
И нам даёт душистый мёд!