наталия Соснина
Паспорт экологической тропы
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт экологической тропы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 9
«Солнечный город»
Г. Братска. Иркутской области.
ПАСПОРТ
Составили: Соснина Н. В
Манькова Л. А
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация развивающей среды.
Публикация «Паспорт экологической тропы» размещена в разделах
Природная зона включает в себя помещения и участок дошкольного учреждения: групповые уголки природы, холлы с природными объектами, озелененная территория детского сада, экологическая тропа.
Значение тропы разнообразно : проведение воспитательно- образовательной работы с детьми, просветительская работа с населением, работниками дошкольных учреждений и родителями детей. Она выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию.
Экологическая тропа ДОУ – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию об этих объектах.
В качестве объектов выбраны различные виды дикорастущих и культурных растений, лекарственные растения, клумбы, различные виды деревьев, растения Иркутской области.
В дальнейшем можно дополнять ее новыми объектами, наиболее привлекательными и интересными с познавательной точки зрения.
При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными.
Экологическая тропа рассчитана преимущественно на организованное прохождение. При выборе маршрута учитывались доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.
Тематика экскурсий, проводимых на экологической тропе различна, и зависит от целей работы и возрастного состава детей.
Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают. Получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Назначение экологической тропы :
- прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровление детей на свежем воздухе;
- наблюдение за живой и неживой природой, установление простейших взаимосвязей в природе;
- проведение исследовательской, игровой, театрализованной и других видов деятельности.
Цели:
- формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных и сезонных изменениях;
- формирование первичных экологических представлений;
- формирование чувства близости к природе, забота и бережное отношение к ней;
- формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, рассказах и творческих работах;
3. КАРТА (план) - СХЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
4. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
УГОЛОК НЕТРОНУТОЙ ПРИРОДЫ.
Это — небольшая озелененная территория, которая не подвергается никакому воздействию со стороны человека: на ней не делают построек и посадок, не косят траву и не убирают опавшие листья, не вытаптывают слишком частыми прогулками с детьми. На таком уголке участка складывается естественный биоценоз — станут произрастать те растения, которые сами посеялись и нашли благоприятные условия. На территории расположен еще один объект экотропы – пенек для насекомых. Эта территория является контрастом, декоративно оформленным газонам (клумбам, рабаткам).
АЛЬПИЙСКАЯ ГОРКА
Альпийская горка рассматривается и как самостоятельный объект для наблюдений, имеет познавательное и эстетическое значение. Растения альпийской горки неприхотливы, большинство из них в естественных условиях растет на каменистых участках или на песке. На примере особенностей этих растений можно рассмотреть их приспособленность к различным условиям окружающей среды, научить детей ухаживать за растениями. Необычность альпийской горки вызывает особый интерес у ребят. Альпинарий поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают. На альпийской горке обычно удачно сочетаются объекты живой и неживой природы, поэтому она может быть использована для проведения занятий по любому блоку программы. И наконец, общий вид альпинария, красота растений, сочетание различных красок — все это способствует развитию эстетического вкуса у детей и родителей.
(ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
«ПТИЧЪЯ ГОСТИННАЯ» (Столовая)
Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.
Оборудование. Кормушки, поилка для птиц, кормовые растения, домики для птиц – скворечники.
Содержание. В зимнее время года дети подкармливают птиц, весной – обновляют и ремонтируют вместе с родителями скворечники, наблюдают за повадками птиц, ежегодно проводят праздник птиц.
ФИТОГРЯДКА
Цель: показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства, учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.); проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений.
Оборудование. Лекарственные растения: календула, мята, бадан, пустырник, мать-и-мачеха, эхинацея пурпурная, ромашка аптечная.
(ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
ОГОРОД
Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.
Содержание. Эта видовая точка представляет собой сюжетный овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают районированные культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений.
Оборудование. Овощные культуры
МЕТЕОПЛОЩАДКА (в проекте)
Метеоплощадка со специальным оборудованием служит обучению детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
Цель: учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.
Оборудование.
На высоком металлическом шесте прикрепляется флюгер, позволяющий следить за сменой направления ветра. Здесь же размещается и оригинальный указатель направления ветра, который обычно устанавливается на аэродромах: он представляет собой мешок-трубу из легкого материала с отверстиями с обеих сторон. Для измерения осадков из пластиковых бутылок можно сделать простые дождемеры. Эти дождемеры можно размещать в разных точках тропинки, сравнивая, где выпадает больше осадков, и, анализируя, почему это происходит (на открытом месте и под деревьями).
САД
Цель: Расширять представления детей о фруктах и ягодах
Содержание. Для сада выбрано место, защищенное от ветра, подобраны неприхотливые к условиям обитания плодово-ягодные саженцы и привлекательные для проведения наблюдений растения: яблоня, вишня, смородина, малина, земляника.
(ПРИЛОЖЕНИЕ №3)
ДЕНДРАРИЙ
ЦЕЛЬ: формировать представление об уникальности и разнообразии деревьев и кустарников: рассмотреть ствол, переплетение веток. Сделать вывод об огромной жизненной силе деревьев; закрепить представление детей о необходимости света, тепла, влаги для роста растений; развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения и заключения; воспитывать уважение к растительному миру.
(ПРИЛОЖЕНИЕ №4)
КЛУМБЫ
Цель: развивать бережное отношение к природному окружению; интерес к природе, выращиванию декоративных растений; дать понятие о жизненном цикле растения, рассматривая строение корневой системы у ростков; формировать желание оказывать пассивную помощь взрослым в экологической деятельности; закрепить правила ухода за растениями во время посадки и полива. (ПРИЛОЖЕНИЕ №5)