Фильчукова Марина
Паспорт универсальных игровых пособий для развития речевых навыков и мелкой моторики дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Название: «Универсальные игровые пособия»
Ф. И. О автора: Фильчукова М. В.
ДОУ: МКДОУ детский сад «Рябинка»
Образовательная область: Речевое развитие
Возрастная категория: многофункциональные пособия, направлены на решение одновременно нескольких задач и предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста, учитывая индивидуальные особенности развития ребенка. Применяются в работе с детьми с ОВЗ.
Публикация «Паспорт универсальных игровых пособий для развития речевых навыков и мелкой моторики дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Актуальность: Практика показывает, что современные дети имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук, проявляющиеся в слабости, неловкости, невозможности осуществлять рукой тонкие дифференцированные движения при проведении линий, срисовывании образцов геометрических фигур и начертаний букв.
В процессе образовательной деятельности приобретают актуальность вопросы по развитию у старших дошкольников мелкой моторики и графо-моторных навыков, в том числе и детей с ОВЗ, а именно не только в нахождение разнообразных методов и приёмов, способствующих развитию руки, но и создании разнообразных пособий способствующих развитию детей.
Цель данных пособий : развитие мелкой моторики рук и речевых способностей ребенка.
Основные задачи данных универсальных игровых пособий :
- Развивать мелкую моторику и графо-моторные навыки детей;
- Развивать речевые возможности каждого ребенка;
- Обогащать и активизировать словарный запас;
- Развивать воображения и творческую активность у детей;
- Развивать у ребенка все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное.
Использование изготовленных игровых пособий и разнообразных игровых приемов, позволило организовать систематическую работу и осуществлять регулярную тренировку пальцев рук.
Применение универсальных игровых пособий, сделанные своими руками, позволяют не только развивать мелкую моторику ребенка и его графо-моторные навыки, но и помогают педагогу решать многие речевые задачи.
1 «Доска пожеланий» (мягкий мольберт с канцелярскими кнопками) это хорошая тренировка для пальцев, где совершенствуется ловкость рук. Позволяет развивать координацию движения пальцев руки при обращении с кнопками, формируют у ребенка умение ориентироваться на плоскости мольберта, развивает зрительную память и глазомер, точность движения руки и силу кисти, воспитывают усидчивость и старательность.
При решение речевых задач используется при обобщении и закрепление речевого материала (найди и прикрепи картинку, активизации словаря, развитии навыков связной речи (что сначала, что потом, совершенствовании звуко - слоговой структуры слова, при проведение звуко слогового, или звукобуквенного анализа слова (прикрепи слоги, буквы, работе со словом и предложением (придумай и посчитай, сколько слов в предложение, вставь картинку).
2. «Слово-воз (слого-воз)» так же способствуют развитию фонетической стороны речи при работе со словом и предложением. Пособие позволяют облегчить проведение звукового анализа слова, так как имеется зрительная опора, в виде фишек-пуговиц, являющиеся заменой схемы слова. Пособие способствуют и быстрому проведению слогового анализа слова, а так же закреплению навыков математического счета (посчитай – называй). С помощью игры осуществляется работа при постановке и автоматизации звуков, работа над предложением (чего не хватает, чего не стало, совершенствуются навыки связной речи при составление связного высказывания (что за чем?, расскажи–ка). При этом во время деятельности с ребенком у ребенка совершенствуется его навыки ловкости, тактильного восприятия, координации движений обеих рук. Данное пособие развивает умения ребенка управлять своим телом, концентрировать внимание на предметах.
3. «Необычная сушилка» (подразумевает развешивание предметов,предметных картинок, цветных платочков, кусочков ткани) используется при постановке и автоматизации звуков, в работе по совершенствованию звуко - слоговой структуры слова, активизации словаря, при развитии навыков связной речи, способствуют развитию психических процессов: внимания, слухового восприятия, памяти и мышления. Развивает умения ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами как средствами познания окружающего мира. Формируют умения сравнивать и обобщать предметы, путем прикладывания их друг к другу, умения обследовать предмет, текстуру ткани, развивают тактильную чувствительности пальцев рук и зрительное восприятие.
4. «Потяни–ка» (подразумевает вытягивание из бочонка разноцветных лент, скрытых от ребенка) формируют у ребенка умения сравнивать и обобщать предметы по цвету. Используется при закреплении ранее полученных знаний (найди похожий предмет, обобщении, формировании и активизации словаря (что может быть еще такого цвета, развитии навыков связной речи (ответь на вопрос, расскажи-ка). Пособие способствует развитию и коррекции моторики, тактильных ощущений, точности и плавности движений руки. У ребенка развивается усидчивость и терпение.
В заключение хотелось бы отметить, что систематическое развитие мелкой моторики у детей, в том числе и детей с ОВЗ, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет детям в дальнейшем: овладеть элементарными навыками письма, рисования, ручного труда; лучше адаптироваться в практической жизни; научиться понимать многие явления окружающего мира.
Можно сделать следующий вывод. Разнообразные универсальных игровых пособий способствуют привлечению внимания детей к поставленной цели и её успешному достижению.