Светлана Никифорова
Паспорт уголка уединения в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт уголка уединения в средней группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Полянский детский сад «Сказка»»
Паспорт уголка уединения
в средней группе 4-5 лет
с. Поляны, 2021
Актуальность.
Публикация «Паспорт уголка уединения в средней группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Средняя группа
- Уголки и центры в группах
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
«Уголок уединения» — это место, где ребёнок в детском саду может ощутить себя в полной безопасности, может успокоится, расслабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги, «позвонить» маме, или просто помечтать.
У детей дошкольного возраста часто меняется настроение в связи с недостаточной сформированностью эмоционально-волевой сферы. Дети еще не умеют контролировать проявления своих чувств. Поэтому нередко происходит демонстрация таких эмоциональных проявлений, как гнев, злость, грусть. Для ребенка изменение обстановки, пребывание целый день в шумном кругу людей при отсутствии мамы, а также исполнение требований педагогов и восприятие большого объема новой информации является серьезным стрессом. Поэтому для сохранения психологического комфорта дошкольника в группах создают специальные зоны, где малыш может побыть в одиночестве. В таком уголке кроха может "спрятаться" от окружающих, выразить свои накопившиеся негативные эмоции, отвлечься от суеты с помощью интересных спокойных игр и просто отдохнуть в тишине.
Задачи:
1. Сформировать условия для развития эмоциональной сферы дошкольника;
2. Помочь малышам адаптироваться к новым условиям, сверстникам, педагогам;
3. Создать в детском коллективе положительный микроклимат;
4. Предупредить нервное перенапряжение воспитанников, снизить вероятность возникновения конфликтных ситуаций.
Цель:
Преодоление эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста.
Оснащение «уголка уединения»
Предметы для выражения негативных эмоций
- «Стаканчик гнева»
Красиво оформленный стакан с крышкой, в котором ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда ребенок выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.
- «Островок примирения»
Небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся дети становятся на него и разрешают конфликт, мирятся.
- «Коробочка примирения»
Картонная коробка интересно раскрашивается или декорируется аппликацией, двое детей просовывают в трубу руку каждый со своей стороны и, проговаривая слова мирилки, мирятся.
Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию
- Сенсорные игрушки: шнуровки, мозаика.
- Альбом с изображениями любимых героев сказок и мультфильмов.
- Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе.
- Массажё ры: небольшие мячики-ёжики
- Бутылочки с гелем для душа, в которых плавает бисер, новогодняя мишура. Когда ёмкость переворачивается, то элементы красиво опадают вниз — наблюдение за этим успокаивает нервную систему.
Материалы для изодеятельности : доска для рисования, цветные карандаши.
Дидактическая игра «Собери бусы».
Пребывание в уголке уединения позволяет ребятам расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику.
Пособия для развития эмоциональной сферы
В уголке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний:
- «Книга доброты»
Альбом с изображениями только добрых сказочных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков.
- «Подушка-обнимушка».
Этот вариант позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах.
- «Ласковое солнышко».
Манипуляции с лучиками-ленточками помогут успокоить или помирить поссорившихся ребят.
Воспитатель обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения.
Основные виды деятельности в уголке уединения
С каждым предметом и атрибутом в уголке уединения можно развернуть целую игру.
Обозначим основные направления:
Игры-манипуляции с предметами. Например, «Ласковое солнышко». Если какой-то ребёнок рассердился или слишком расшалился, педагог предлагает ему поиграть в уголке с лучиками игрушечного солнышка — ленточками, накручивая их себе на пальчики. Это также могут делать одновременно 2 поссорившихся ребё нка: они играют с ленточками, одновременно говоря друг другу добрые слова.
Изобразительная деятельность. Например, «Нарисуй своё настроение» (здесь важную роль играет выбор цвета).
В уголке уединения ребята играют в спокойные игры, занимаются творческой деятельностью, тихо общаются или просто отдыхают от шума.
Выводы:
Каждый ребенок, приходя в детский сад, должен иметь возможность в любое время (при необходимости) проработать свои негативные эмоции и
избавиться от них. Именно поэтому очень важно, чтобы в группах создавались специальные зоны уединения, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и безопасно и сможет избавиться от негатива посредством специально отобранного педагогом оборудования.
В основе педагогической деятельности должна лежать уверенность в том,
что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого
ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым.