Юлия Иванова
Паспорт познавательно-творческого проекта «Этот загадочный космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт познавательно-творческий проект «Этот загадочный космос».
Автор: воспитатель ИЗО – Иванова Ю. П.
Тип: Познавательно-творческий.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,
художественно – эстетическое, речевое, физическое, коммуникативное.
Участники проекта : Дети старшей группы (5 - 6 лет,
воспитатель (ИЗОдеятельности, воспитатель (старшая группа,
музыкальный руководитель, педагог - психолог, физинструктор, родители.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
Публикация «Паспорт познавательно-творческого проекта „Этот загадочный космос“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2022
Сроки реализации: с 29.03.2022 – 12.04.2022 г.
Формы работы: групповая, фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
Введение
Актуальность проекта : Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Тем не менее современные дошкольники задают много вопросов о космосе, космическом пространстве, космонавтах, так как всё неведомое, непонятное, недоступное будоражит детскую фантазию. Космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Данный проект направлен на обогащение познавательно-эстетической, творческой компетентности старших дошкольников, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки.
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системе и освоение космоса людьми.
Задачи:
Образовательные:
• Знакомство детей с российским праздником -День космонавтики, с космосом, с первым космонавтом Ю. А. Гагариным.
• Познакомить детей с историей развития космонавтики, первыми животными и людьми в космосе, строением солнечной системы (планетами нашей солнечной системы);
• способствовать формированию у детей понятий «Космос», «Космическое пространство».
Развивающие:
• Расширять знания детей о многообразии космоса, о космонавтах, космических летательных аппаратах.
• Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать.
Воспитательные:
• Воспитывать патриотические качества, гордость за людей профессий, связанных с освоением космоса, к своей Родине;
• воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете
• воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.
• Привлечь родителей к участию в проекте, путем организации творческих работ «Этот загадочный космос».
Деятельность педагога:
- Беседы, рассказы с показом слайдовых презентаций или иллюстраций.
- Оформление выставки книг о космосе совместно с библиотекой.
- Чтение художественной литературы;
- Разучивание с детьми стихов, песен;
- Подбор подвижных, сюжетно-ролевых, музыкальных, д/ игр по теме «Космос»;
- Подбор музыкальных произведений для слушания
- Развлечение «Космическое путешествие»
Виды детской деятельности:
- Работа в книжном уголке, просмотр иллюстраций, картин, альбомов на тему «Космос»
- Выставка книг о космосе
- Рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций, буклетов.
- Просмотр слайд-фильмов, мультимедийных презентаций (показ мультимедийной презентации «Детям о космосе»);
- Заучивание и рассказывание стихов;
- Игры настольно-печатные дидактические, подвижные, музыкальные, сюжетно-ролевые;
- Пение песен.
Обеспечение проекта :
Материально-техническое:
• Проектор, экран
• Интерактивная доска
• Музыкальная колонка
Учебно-методическое:
• Видео материалы по теме
• Подбор иллюстраций и картин.
• Детская литература.
• Настольно-печатные игры.
• Папки-передвижки для родителей
Раздаточный материал:
• Цветные карандаши
• Цветные мелки (пастель, восковые)
• Краски (акварель, гуашь)
• Бумага (А-4)
• пластилин
Предполагаемый результат:
В ходе проекта «Этот загадочный космос»
- обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы дошкольников;
- развитие творческих способностей детей и их индивидуальных проявлений: любознательность, исследовательская активность;
Будут:
1. сформированы представления о космосе, летательных аппаратах, космонавтах.
2. реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.
3. воспитаны патриотические чувства и качества.
4. вовлечены родители к участию в проектной деятельности.
Продукт проектной деятельности :
Проект предполагает
1 этап – подготовительный
(с 29марта по 01 апреля 2022 г.)
Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
Разработка содержания проекта : «Этот загадочный космос»
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Выстраивание единого педагогического процесса: подбор материала для работы с детьми, консультации для родителей, направленные на развитие творческих способностей у детей, совместные мероприятия ДОУ и родителей.
2 этап – основной (практический)
(с 04 апреля по 12 апреля 2022 г.)
Реализация плановых мероприятий в образовательный процесс, через проведение мероприятий с детьми:
Познавательное развитие :
- Непосредственная образовательная деятельность, беседы с показом слайдовых презентаций или иллюстраций:
- Работа в книжном уголке, просмотр иллюстраций, картин, альбомов на тему «Космос», «Первые космонавты», «Планеты» и т. д. (показ мультимедийной презентации, познавательные короткометражные фильмы о космосе и космическом пространстве для детей)
- Рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций, буклетов.
- Просмотр слайд-фильмов, мультимедийных презентаций, загадки о космосе.
Чтение художественной литературы:
Чтение рассказов, сказок, стихов: «Малышам о звёздах и планетах» Е. Левитан; «Рассказы о Гагарине» Ю. Нагибин; «Незнайка на луне» Н. Носов; «Большая энциклопедия космоса», «Я познаю мир : Космос» детская познавательная и развивающая литература; «Космонавты» А. Гиваргизов
Заучивание стихов: «Юрий Гагарин» В. Степанов; «День космонавтики» В. Орлов; «Есть в небе звездочка одна» Г. Кружков; «Возвращение» В. Орлов.
Беседы с детьми: «Я космонавтом стать хочу»; «Первый в космосе», «Космос».
Дидактические игры: Музыкальная игра «Ждут нас быстрые ракеты»;
Разрезные картинки «Космос», «Подбери одежду для космонавта», «Четвёртый лишний», «Найди отличия»; игры и упражнения на коммуникативное взаимодействие «Ракета», «Земля – Космос», «Что я возьму с собой в космос», дыхательные упражнения; Конструктивные игры: складывание созвездий из мозаики, из «ЛЕГО» космические корабли и роботы.
Художественно-продуктивная деятельность:
Создание с родителями и детьми альбома «Космос», выставка детско-родительских творческих работ «Космические дали», экскурсия в библиотеку.
Рисование: «Мчатся быстрые ракеты на далёкие планеты», «Полёт в космос».
Лепка: «Космонавт в скафандре», коллективная «Планеты солнечной системы».
Слушание песен и музыки: песни «Космонавтом быть хочу» муз. и слова Е. Бадыло, «Ракеты» муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Серпина
Физическое развитие.
Подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты», «Космонавты», «Ракетодром», «Невесомость», «Солнышко и дождик», «Солнце – чемпион».
Социально коммуникативное развитие.
Сюжетно ролевые игры: «Путешествие в космос», «Полёт в космос».
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Детям о космосе».
Предложение родителям принять участие совместно с детьми в создании альбома «Космос».
Предложение родителям принять участие совместно с детьми в выставке творческих поделок «Космические дали».
3 этап – заключительный
Содержание работы:
План работы
дата мероприятия
1 неделя 1 этап – подготовительный
(с 29 марта по 1 апреля 2022 г.)
Изучение и анализ методической литературы, интернет – ресурсов, наглядно-демонстрационного, раздаточного материала по данной проблеме.
Разработка содержания проекта : «Этот удивительный космос»
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Выстраивание единого педагогического процесса: подбор материала для работы с детьми,
• подбор литературы, фильма «Космос» «Удивительный космос».
• иллюстраций "Космос", «Планеты и звёзды», «Покорители космоса»;
• мультимедийной презентации "Космические просторы"
• изготовление плоскостных силуэтов «планет» для коллективной работы в технике «пластилинография»;
• подготовка и проведение выставки поделок «Космические дали»
консультации для родителей, направленные на развитие познавательной, творческой деятельности у детей, совместные мероприятия ДОУ и родителей.
2 неделя 2 этап – основной (практический)
(с 4 апреля по 12 апреля 2022 г.)
Реализация плановых мероприятий в образовательный процесс, через проведение мероприятий с детьми:
04.04.22. Понедельник:
Развитие речи: Беседа «Я космонавтом стать хочу»
Цель: расширить представления детей о солнечной системе и планетах, расширять словарный запас детей, использовать в речи новые слова, развивать уверенность в себе при ответе на вопросе.
Упражнение «Ракета» (Педагог-психолог)
Цель: развитие саморегуляции, координации движения в пространстве, сплоченности действий.
Прогулка: П/и «Ждут нас быстрые ракеты»
2 пол. дня:
Разучивание песни «Космонавтом быть хочу» муз. И слова Е. Бадыло.
Раскрашивание раскраски «Полёт в космос»
Д/ игра Разрезные картинки «Космос»
05.04. 22 Вторник:
Лепка: «Космонавт в скафандре».
Цель: Учить лепить фигуру человека конструктивным или комбинированным способом.
Чтение художественной литературы. «Рассказы о Гагарине» Ю Нагибин, «Первый в мире Космонавт»
Цель: помочь детям запомнить стихотворение о космосе, развивать речь, а также чувство гордости за свою Родину и чувство патриотизма.
Прогулка: П/и «Космонавты».
2 пол. дня:
Показ мультимедийной презентации на тему "Космические просторы"
Музыкальная игра «Ждут нас быстрые ракеты»
Работа с родителями: Консультация для родителей: «Детям о космосе». Предложение родителям принять участие совместно с детьми в создании альбома «Космос»
06.04. 22 Среда:
ФЭМП: Игра-путешествие «Космическое путешествие»
Цель: - учить ориентироваться в пространстве, понимать смысл пространственных отношений (слева-справа, вверху-внизу, между, характеризовать особенности знакомых геометрических фигур, считать в прямом и обратном счёте;
- закрепить знания детей о составе чисел 6 и 7;
- развивать глазомер, коммуникативные качества детей, умение различать время по часам;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, интерес к математике.
Д/и «Собери ракету» (геометрическая мозаика, счётные палочки)
2 пол. дня:
Разучивание песни «Ракеты» муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Серпина
Просмотр фильма для детей «Космос»
Д/ игра «Подбери одежду для космонавта»
07.04. 22 Четверг:
Экскурсия в библиотеку.
Ознакомление с окружающим «Первый в космосе».
Цель: Дать представление о космических полетах, закрепить знания о том, что первым космонавтом был гражданин России - Юрий Гагарин.
Игра «Земля – Космос» (Педагог-психолог)
Цель: развитие слухового внимания.
Рисование «Мчатся быстрые ракеты на далёкие планеты»
Цель: Закрепить представление о космическом пространстве.
создавать сюжетный рисунок, изображать космический корабль,
– закреплять знание слов, связанных с космической тематикой.
карандашами, восковыми мелками, фломастерами.)
– закрепить умение комбинировать изобразительные материалы.
– развивать воображение, фантазию детей. Развивать мелкую моторику
Прогулка: П/и «Ракетодром»
2 пол. дня:
Разучивание танца «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
Цель: Упражнять детей в умении двигаться ритмично под музыку.
Конструктивные игры. Складывание созвездий из мозаики, из «ЛЕГО» космические корабли и роботы
Работа с родителями: Предложение родителям принять участие совместно с детьми в выставке творческих поделок «Космические дали»
08.04. 22 Пятница:
Лепка коллективная композиция «Планеты солнечной системы»
Цель: Создание творческой, коллективной работы «Солнечная система» в технике пластилинографии, как закрепление знаний у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве.
П/и «Невесомость»
Дыхательное упражнение (Педагог-психолог)
Цель: расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нём своё внимание в целях контроля над расслаблением своего организма и психики.
2 пол. дня:
Сюж. рол/ игра. «Путешествие в космос»
Цель: Обобщить полученные знания детей о космонавтах, о подготовке космонавтов к полету; объяснить, где и как ведется управление полетами, разрабатываются и собираются ракеты; развивать воображение при строительстве ракеты; продолжать формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Просмотр фильма для детей «Удивительный космос»
11.04.22. Понедельник:
Развитие речи. Рассказ воспитателя «Космос»
Цель: Расширить представлений детей о космосе, его освоении.
Задачи: Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики.
Познакомить с профессией космонавт. Дать первоначальные сведения о Солнце, Земле, планетах солнечной системы, Луне, звездах
Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта;
Прививать любовь к стране, к космосу.
Игра «Что я возьму с собой в космос» (Педагог-психолог)
Цель: развитие мышления.
Прогулка: П/и «Солнышко и дождик»
2 пол. дня:
Д/и «Четвёртый лишний», «Найди отличия»
Выставка детско - родительского творчества «Космические дали»
Посещение совместно с родителями выставки творческих работ.
12.04. 22 Вторник:
Развлечение «Космическое путешествие»
Цель: Закреплять знания детей о космосе.
Задачи:
1. Вызывать у детей интерес к НОД.
2. Создать атмосферу радостного настроения.
3. Продолжать развивать коммуникативные качества.
4. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
5. Развивать интерес к космосу.
6. Развивать умение петь легким звуком, способствовать развитию навыков сольного пения.
7. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальную деятельность.
8. Формировать навыки танцевальной импровизации.
Основные виды деятельности: Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, музыкальная.
Прогулка: П/и «Солнце – чемпион».
2 пол. дня:
С/р игра «Полёт в космос»
Цель: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; уметь до начала игры распределить роли, подготавливать необходимые условия, договориться о последовательности совместного действия.
Создать условия для творческого самовыражения. Учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Договариваться мириться, убеждать, действовать: соблюдать правила игры; развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных действий.
ИТОГ:
Результаты проекта «Этот загадочный космос»
Проект «Этот загадочный космос» длился 2 недели.
Во время проведения проекта дети всесторонне познакомились и рассмотрели иллюстрации, наборы картинок, видеоролики, книги, альбомы о космосе. Приняли активное участие в чтении стихов, пении песен, играх.
- Обогатился эмоциональный и интеллектуальный настрой дошкольников;
- Развились творческих способностей детей и их индивидуальные проявления: любознательность, исследовательская активность, творческая деятельность;
- Дети познакомились с историей возникновения праздника День космонавтики.
Познакомились с профессией космонавт через уважение к трудной и опасной профессии космонавта;
Получили первоначальные сведения о Солнце, Земле, планетах солнечной системы, Луне, звездах.
Прививать любовь к стране, к космосу.
После завершения проекта дети знают : что такое космос, солнечная система, кто такие космонавты, ученые изучающие космос и изобретающие космические летательные аппараты.
В ходе реализации проекта была достигнута основная цель - у детей появился интерес и желание узнавать о космосе и его первооткрывателях.
Список литературы:
1. Г. Юрмин, А. Дитрих. «Потомучка. Веселая энциклопедия». - Москва, 2019.
2. Калашников В. «О звездах и планетах».
3. «Космос. Детская энциклопедия». - Москва, 2000.
4. Леонов А. «Я выхожу в космос». - Москва,2015.
5. Левитан Е. П. «Малышам о звездах и планетах». - Москва,2012.
6. «Почемучка». Под ред. А. Алексина. - Москва, 2012.
7. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, М. «Мозаика-Синтез», 2020.
8. Скоролупова О. А. «Покорение космоса». – 2-е изд., Москва, 2017.