Марина Сурмач
Паспорт мини-музея «Чудо-дерево»
Наименование мини-музея «Чудо-дерево»
Профиль мини-музея познавательный, экологический, краеведческий
Цель создание условия для расширения представление детей о разнообразии деревьев и деревянных изделий, их назначении
Публикация «Паспорт мини-музея „Чудо-дерево“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Паспорт музея. Паспорта мини-музеев в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2023
Задачи - познакомить детей со свойствами, особенностями возможностями использования дерева в быту;
- расширять представления о многообразии видов деревьев и о разнообразии видов деревянных изделий их значение в нашей жизни;
- расширять знания детей в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой);
- развивать любознательность, воображение, творчество, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Принципы - принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
- принцип опоры на интересы ребенка;
- принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
- принцип наглядности;
- принцип последовательности;
- принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Разделы и экспонаты В мини-музее представлены разные предметы, связанные с миром деревьев -кора деревьев, орехи, деревянная посуда, игрушки, сувениры,музыкальные инструментв, дидактические игры, альбомы и другое. Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей
Расположение мини-музея под экспозицию выделен отдельный уголок в холле детского сада
Руководители мини-музея Воспитатель Сурмач М. П.
Структура управления мини-музеем руководитель мини-музея планирует, координирует, контролирует работу
Аспекты музейной деятельности
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Каждая семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом, объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.
Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. Расширение кругозора - это одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев – это участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же можно размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.
- Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы.
- Является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса.
- Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности
- Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Мини-музей предназначен, для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных, игровых навыков.
Формы деятельности:
- фондовая;
- поисковая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
Оформление мини-музея :
Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. В мини-музее размещено всё, что связано с жизнью дерева в природе. Коллекции мини-музея располагаются на столах и стене в холле детского сада.
Примечание: Наша задача - воспитать детей так, чтобы они жили в мире с природой. Дать представление о пользе деревьев для человека. Воспитывать бережное отношение к живому, развивать любознательность.
Разделы мини-музея
В мини-музее представлены следующие разделы:
I Раздел «Лес и его значение в жизни человека»
1.1. подраздел «Строение дерева»
Знакомит детей с различными частями дерева. На стене размещен макет ДЕРЕВА. На столе лежат небольшие спилы деревьев, красивая ваза с сухими ветками.
1.2. подраздел «Дерево в жизни человека»
Представлен экспонатами, которые знакомят детей с тем, как человек использует деревья. На столах размещены разнообразные деревянные предметы: матрешки, предметы быта, деревянные картины, рамки, музыкальные инструменты, деревянные сувениры, деревянный домик, ложки, кухонные доски, скалки и другая утварь.
II. Раздел «Игротека»
Для настольных игр используются разнообразные карточки с заданиями, раскраски о деревьях, о диких животных, о птицах, пазлы, дидактические игры: «Найди лист какой покажу» «Найди дерево по описанию», «С какого дерева листок?», «Собери картинку», «Найди лист как на дереве», «Найди, о чем расскажу».
Игры расположены на столе в специальной коробочке. Дети используют их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе образовательной деятельности. Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей.
III. Раздел «Библиотека»
В данном разделе собраны книги о деревьях, в которых имеются рассказы, загадки, стихи о деревьях. Используются как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
Экспонаты могут быть использованы в процессе организованной образовательной деятельности, в образовательных областях «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
План работы по созданию мини-музея «Чудо дерево»
№ этапа Название этапа Содержание работы Ожидаемый результат
1 Подготовительный этап Родительское собрание 1. Определение темы и название музея.
2. Выбор места для размещения.
2. Практический этап 1. Сбор экспонатов.
2. Оформление выставки.
3. Индивидуальная работа с детьми.
4. Проведение бесед, игр. Создание мини-музея «Чудо-дерево».
3 Подведение итогов Презентация работы мини-музея. Выставка экспонатов мини-музея.
Перспективный план работы мини-музея
Месяц Содержание Задачи Участники
Сентябрь 1. НОД «откуда появилась бумага»
2. Деревянные столовые
приборы (лепка) 1. Дать понять детям, что бумага изготовляется из мелких опилок (отходы лесопильного производства).
2. Познакомить детей с деревянными ложками, как
предмет домашнего быта. Воспитатели,
родители, дети.
Октябрь 1.«Лес - наш друг».
2. Рисование «Роспись хохлома» 1. Познакомить детей с ролью
леса в жизни человека и
природы. Развивать интерес
к природоохранной
деятельности. Воспитывать
любовь к природе.
2. Знакомство с элементами
хохломской росписи.
. Воспитатели,
родители, дети.
Ноябрь 1. Познание: «Русская
березка».
2. Рисование: «Береза
осенью». -Уточнить и обобщить
знания детей о русской
березке, ее красоте в стихотворениях. Развивать
словарь детей.
-Воспитывать любовь и
бережное отношение к русской березке.
-Развивать творческие
способности детей; Воспитатели,
родители, дети.
Декабрь 1. Составление и
оформление альбома
«Загадки, поговорки,
пословицы, стихи о деревьях.
2. Экспериментальная деятельность (сравнение
свойств дерева и
металла) 1. Познакомить детей с устным народным творчеством и
приметами русской
природы.
2. Уметь проводить опыты по сравнению свойств дерева и
металла и умению делать
выводы. Воспитатели,
дети.
Январь 1. Аппликация по мотивам сказки «Три
медведя».
2. Сюжетно-ролевая игра
«Парикмахерская» 1. Учить детей вырезывать
фигуры медведей с
использованием экспонатов
музея.
2. Учить детей в игре
использовать нужные атрибуты (шкатулки, зеркало в деревянной рамке, расчески и пр.). Воспитатели,
дети.
Февраль 1. Театрализованная деятельность сказка «Красная шапочка».
2. Чтение художественной литературы. 1. Продолжать развивать
интерес к театрализованной деятельности, эмоциональное и
выполнение роли.
2. Прививать интерес к художественной литературе,
развивать речь детей. Воспитатели,
родители, дети.
Март 1. Чтение русских
народных сказок,
заучивание с детьми
потешек, поговорок,
считалок о лесе и деревьях.
2. Рисование: «Хохломская роспись» поднос. 1. Поддерживать у детей
интерес к литературе,
воспитывать любовь к художественным произведениям.
2. Расширить представления
детей о более сложных элементах хохломской росписи. Воспитатели,
родители, дети.
Апрель Знакомство с народно-прикладным искусством.
Учить применять элементы
хохломской росписи.
Воспитатели,
родители, дети.
Май 1. Составление и
оформление альбома
«Деревья в нашем крае».
2. Выставка семейного творчества «чудо-дерево» поделки
совместно с родителями. Уточнить и расширить
знания детей о видах деревьях, что изготовляют из разных видов дерева. Воспитатели,
родители, дети.
Тематический план проведения занятий в мини-музее
Месяц Содержание Участники
Сентябрь Знакомство с музеем, с названием музея, экспонатами музея. Воспитатели, дети
Октябрь Продолжать знакомить с деревьями и их разнообразием. Воспитатели, дети
Ноябрь Знакомить с материалом: древесина.
Где используют дерево?
Деревянные изделия, предметы быта и т. д. Воспитатели, дети
Декабрь Продолжать знакомство детей с деревянными изделиями – Хохлома, Городец и т. д. Воспитатели, дети
Январь Игра-загадка «Кто, что, из чего и чем?»
С / ролевая игра «Экскурсия в музей». Воспитатели, дети
Февраль Игра-занятие «Кто и что, делает из дерева?»
Экскурсия в краеведческий музей. Воспитатели, дети,
сотрудники музея
Март Продолжать знакомство детей с деревянными изделиями (свистульками, матрешками, скульптурами и т. д.) Воспитатели, дети
Апрель Лаборатория «Школа волшебников»,
огород на окне
(изучаем растения). Воспитатели, дети
Май Экскурсия по мини-музею Воспитатели, дети
Предполагаемые результаты:
- Создание мини-музея экологического содержания, а не просто коллекции, позволит сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей, обогатит средства формирования экологической культуры дошкольников;
-приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей и экологической этики;
-будет способствовать развитию сенсорного опыта дошкольников и формированию у них осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам живой и неживой природы;
-поможет выработать правильные формы взаимодействия дошкольников с окружающим миром;
- расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие;
-обогатит предметно-развивающую среду в детском саду.
Перспектива развития мини-музея
1. Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов и презентаций, художественной литературы, энциклопедий, научно-познавательных фильмов о деревьях.
2. Проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.
3. Написание книжек-малышек или большой книги о деревьях.
4. Пополнение альбома и каталога музея.
5. Индивидуальная работа с детьми по изготовлению поделок, рисунков, выставок.
Заключение
Мини-музей стал неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашего детского сада. В дальнейшем мы планируем пополнять музей экспонатами, привлекать детей в качестве экскурсоводов, продолжать сотрудничать с родителями.
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем: у ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы.
Таким образом, у дошкольников формируются эмоционально окрашенные чувства сопричастности к наследию прошлого. Среда музея рассматривается нами как “встреча” образов истории, культуры, взрослых людей - носителей ценностей и смыслов настоящего и ребенка - носителя ценностей и смыслов будущего, корни которого находятся в истории и культуре прошлого. А также в процессе реализации музейной педагогики родители стали посещать музеи с детьми, интересоваться его выставками, активно помогают в организации экспозиций в группе.