Евдокия Николаевна Юракова
Паспорт логопедического кабинета
▼ Скачать +Заказ
Цель и задачи логопедического кабинета:
Цель: создание условий для своевременного исправления речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Задачи логопедического кабинета:
• обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и речевой помощи;
Публикация «Паспорт логопедического кабинета» размещена в разделах
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
• изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы;
• создание развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению имеющихся нарушений;
• проведение обследования ребенка с целью разработки индивидуальной программы развития;
• проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий;
• оказание консультативной помощи педагогам, родителям.
Общие сведения:
Общая площадь логопедического кабинета: 7,6 кв. м.
Освещение: смешанное (естественное и искусственное)
Ответственный, Ф. И. О. : учи тель-логопед Юракова Евдокия Николаевна
В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами (ФГОС) развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
В кабинете создана предметно-развивающая среда в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.3648-20 и ФГОС и основными педагогическими принципами:
• системности (материал систематизирован, составлен паспорт логопедического кабинета с перечислением всего материала и оборудования);
• доступности (дидактические игры и игрушки хранятся на нижних открытых полках, методический материал и документация логопеда – на верхних закрытых полках);
• здоровьесбережения (имеется основное и дополнительное освещение (над индивидуальным зеркалом, проведена пожарная сигнализация, стены кабинета теплого цвета, имеются пособия для зарядки глаз, кабинет легко проветривается);
• учета индивидуальных особенностей и потребностей детей (учет возрастных и физических особенностей детей, мебель регулируется под детей данной группы; наглядный, дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей и структурой дефекта).
• вариативности (наглядный методический материал и пособия имеют много вариантов использования — в зависимости от возраста детей, задач обучения и структуры речевого дефекта).
• эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
Зоны логопедического кабинета:
Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон.
Зона методического, дидактического и игрового сопровождения представлена книжными полками и детскими уголками и содержит следующие разделы:
• материалы по обследованию речи детей;
• методическая литература по коррекции речи детей;
• учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;
• учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;
пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах).
Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы является наличие основной документации:
• коллегиальные заключения ПМПК, на основании которых дети поступают в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР;
• речевая карта на каждого ребёнка зачисленного в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР;
• рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда (куда входят годовой, перспективный, календарный планы);
• ежедневное планирование работы учителя-логопеда (планирование индивидуальной работы);
• индивидуальные тетради у каждого ребёнка;
• отчёт об эффективности работы учителя-логопеда и аналитический годовой отчет.
Зона индивидуальной коррекции речи (артикуляционная зона). Здесь располагаются большое зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа, над зеркалом имеются изображения основных артикуляционных упражнений и звуковых профилей. Также в этой зоне находятся маленькие зеркала, картотека артикуляционных упражнений, инструментарий для постановки звуков.
Зона подгрупповых занятий оборудована детскими столами, песочным столом.
Зона дыхания и моторики содержит материалы для игр и упражнений на развитие речевого дыхания и мелкой моторики.
Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда:
Перечень материально-технических средств:
1. Стол письменный – 1 шт.
2. Стул для взрослых – 2 шт.
3. Шкаф для верхней одежды – 2 шт.
4. Шкаф для пособий –1 шт.
5. Угловая полка – 1 шт.
6. Песочный стол – 1 шт.
7. Стол для детей – 2 шт.
8. Стулья детские – 6 шт.
9. Настенное зеркало – 1шт.
10. Индивидуальное зеркало – 6 шт.
11. Лампа дневного освещения – 2 шт.
12. Шпатели одноразовые – 50 шт.
13. Набор постановочных зондов – 1 шт.
14. Зондозаментители – 50 шт.
15. Влажные салфетки – 1 уп.
16. Спирт медицинский – 1 уп.
17. Массажные мячики, су-джок – 14 шт.
18. Азбука настенная - 1 шт.
19. Наборное полотно, набор букв – 1 шт.
Методическое обеспечение работы учителя-логопеда:
1. Нормативно-правовая база (Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, должностная инструкция учителя-логопеда);
2. Рабочая документация (рабочая программа учителя-логопеда; циклограмма деятельности учителя-логопеда; график работы учителя-логопеда; расписание занятий с детьми; речевые карты на каждого ребёнка; индивидуальные планы коррекционно-развивающей работы с детьми; календарно-тематическое планирование; перспективные планы индивидуальной работы с детьми; список детей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР; коллегиальные заключения ПМПК; журнал учета посещаемости детьми логопедических занятий; журнал взаимосвязи с воспитателями; портфолио учителя-логопеда);
3. Предметно-развивающая среда логопедического кабинета по разделам:
Диагностические материалы
1. Логопедические карточки для обследования и
развития лексико-грамматического строя и связной речи детей;
2. Картинный материал;
3. Альбом для логопеда;
4. Дидактический материал по обследованию речи детей (1 альбом грамматический строй, 2 альбом звуковая сторона)
Формирование правильного звукопроизношения
Пособия:
1. Методы и приемы постановки звуков;
2. Формирование слоговой структуры слова;
3. Формирование просодической стороны речи;
4. «Чудо - обучайка». Развитие речевой моторики;
5. Гимнастика для развития речи;
6. Игры - упражнения для развития речевого дыхания;
7. Профили звуков;
8. Артикуляция звуков в графическом изображении;
9. Сказка «Живые звуки»
Дидактические игры и игрушки:
1. Звуковое лото;
2. Игры со звуками;
3. «Гараж»;
4. «Логопедическое лото»;
5. «Поезд»;
6. «Волшебный цветок»
Формирование фонематического восприятия. Развитие звукового анализа и синтеза. Обучение грамоте.
Дидактические игры:
1. «Я учу буквы»;
2. «Собери слово»;
3. «Играем и учимся»;
4. «Первое чтение», «Читаем сами»;
5. «Определи место звука в слове»;
6. Звуковые символы «по звонкости/глухости»;
7. Магнитная азбука, «Веселая азбука»;
8. «Звуковое лото»;
Формирование лексико-грамматических категорий и навыков
Картинный материал:
1.«Антонимы (сущ-е, прилаг-е, наречия, предлоги)»;
2.«Овощи, фрукты, ягоды, грибы»;
3. «Деревья, цветы»;
4. «Времена года (лето, осень, зима, весна)»;
5. «Домашние, дикие животные»;
6. «Домашние, дикие птицы»;
7. «Моя семья, части тела, гигиена тела»;
8. «Игрушки, дни недели, части суток»;
9. «Головные уборы, обувь, одежда»;
10. «Посуда, продукты питания»;
11.«Квартира, мебель, бытовая техника»;
12. «Транспорт, военная техника, космос»;
13. «Профессии, спорт»;
14. «Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся»;
15. Тематические цветные картинки «Учите, играя» А. И. Максаков, Г. А. Тумакова;
16. Альбом В. К. Володиной (падежи)
Дидактические игры
1.«Что в моей корзинке?»;
2. «Лото парочки»;
3. «Что говорят, что едят»;
4. Лото «Транспорт», «Моя квартира», «Морские животные»;
5. Игра «У нас в школе»;
6. Игры «Что для чего?», «Кто как устроен»;
7. Лото «Свойства предметов», «Большой, средний, маленький», «Кем быть?», «Собирай-ка»; 8.«Маленькие и большие»;
9. «Скажи наоборот»;
10. «Чего не стало?»;
Формирование связной речи
1. Опорные таблицы, мнемотаблицы;
2. Схемы для описательных рассказов; 3. Картинный материал к конспектам занятий по развитию связной речи «Говорим правильно в 6-7 лет» О. С Гомзяк;
4. Демонстрационный материал по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР. Н. Е. Ильякова;
5. Методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи детей с алалией «Читать раньше,чем говорить!»Н. Н. Созонова, Е. В. Куцына
Развитие мелкой моторики и графо- моторных навыков 1. Песочный дворик + (набор игрушек);
2. «Шнуровки»;
3. «Трафареты»;
4. «Пирамидки»;
5. «Волшебные клетки»;
6. Счетные палочки, пуговицы, мелкие игрушки;
7. Мозаика, пазлы;
8. Су-джок;
Развитие высших психических функций (мышление, внимание, память, воображение)
Дидактические игры:
1. «Четвертый лишний»;
2. «Найди заплатку для ковриков»; 3.«Собери картинку»;
4. «Что перепутал художник»;
5. «Кто с кем?»;
6. «Найди кубик»;
8. «Прыгалки»;
9. «Загадочные животные»;
7. «Формы и цвета»;
4. Методическая литература:
1. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7лет. 2009
2. Агапова И., Давыдова М. Лучшие игры и развлечения со словами. 2008
3. Агронович З. Е Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. 2007
4. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. 2008
5. Бочкарева О. И Обогащение и активизация словарного запаса (подг. гр.). 2010
6. Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л., Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. 1993
7. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. 2010
8. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования. 2005
9. Громова О. Е Говорю правильно С-З-Ц. 2011
10. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. 2010
11. Егорова О. В. Звуки М,Мь, Н,Нь. 2010
12. Егорова О. В. Звуки П-Пь, Б-Бь; Ф-Фь, В-Вь; Т-Ть, Д-Дь. 2011
13. ИншаковаО. Б. Альбом для логопеда. 2008
14. Ильякова Н. Е Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения. 2006
15. Жукова Н. С. Уроки логопеда. 2010
16. Коскова Н. В. В некотором царстве. Викторины для детей 4-6 лет. 2009
17. Коноваленко В. В. ,Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. 1998
18. Коноваленко В. В. ,Коноваленко С. В. Автоматизация свистящих звуков у детей. 2006
19. Коноваленко В. В. ,Коноваленко С. В. Автоматизация шипящих звуков. 2006
20. Коноваленко В. В. ,Коноваленко С. В. Автоматизация сонорных звуков. 2006
21. Коноваленко В. В. ,Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР(I-III)периоды. 2000
22. Корнев А. И., Старосельская Н. Е. Как научить ребенка говорить, читать и думать. 2001
23. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно. 1998
24. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.
25. Лиманская О. Н Конспекты логопедических занятий (I-II год обучения). 2009
26. Лопухина И. Речь Ритм. Движение. 1997
27. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. 1991
28. Миронова О. С. Учимся сочинять и рассказывать (подг. ,гр.) 2010
29. Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика. 2008
30. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие речевого восприятия (5-6лет). 2007
31. Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми
нарушениями. 2010
32. Нагорная Л. Ф. Логопедические проблемы детей дошкольного возраста. 2009
33 Новикова Е. В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения 2010
34. Новикова Е. В. Зондовый массаж: коррекция тонкой моторики руки. 2010
35. Нефедова К. П. Бытовые электроприборы. Какие они?2010.
36. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. 2006
37. Поваляева М. А. Справочник логопеда. 2006
38. Папикова Е. А. Беседы о космосе. Методическое пособие. 2010
39. .Рыжанкова Е. Н. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. 2010
40. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду (6-7лет).2007
41. Синицын В. А. Чтобы язык не заплетался. 2008
42. Соколова Ю. А. Внимание (Подготовка к школе по интенсивной методике) 2005
43. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников 2002
44. Сержантова Т. Б. Оригами для всей семьи. 2005
45. Сычева Т. Е. Логопедический букварь
46. Соколова Н., Васильева С. Логопедические игры для дошкольников. 1987
47. Спивак Е. Н. Звуки С-Сь, З-Зь, Ц. 2005
48. Спивак Е. Н. Звуки Ш-Ж-Щ-Ч. 2005
49. Спивак Е. Н. Звуки Л-Ль, Р-Рь. 2005
50. Свободина Н. Г. Беседы слогопедом. Вопросы и ответы. М., ТЦ 2010
51. Ступак Л. В. Применение дидактической куклы Слава на занятиях по коррекции речи. 2007
52. Ткаченко Т. А. Формирование лексико- грамматических представлений. 2003
53. Трофименко В., Волгин Н. Поговорим об этикете. 1991Узорова О., Нефедова Е. Загадки. 2006
54. Филичева Т. Б., Чиркина Т. В., Туманова Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи 2008
55. Филичева Т. Б., Чиркина Т. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН. 2003
56. Филичева Т. Б., Чиркина Т. В. Коррекционное воспитание и обучение детей 5-6 летнего возраста с ОНР. 2003
57. Фрицлер Е. В. Культурно-досуговая деятельность старших дошкольников. 2008
58. Шевченко С. Т. Ознакомление с окружающим миром учащихся с ЗПР. 1990
59. Шустерман М. Н., Шустерман З. Г. Как попасть в сказку. 1995
60. Якубовская Э. В., Аксенова А. К. Дидактические игры. 1987 63.
Правила использования логопедического кабинета:
• влажная уборка кабинета производится 2 раза в неделю;
• ежедневно проводится проветривание кабинета;
• перед каждым применением и после него производится обработка логопедических инструментов и оборудования;
• по окончании рабочего дня проверяется закрытость окон, отключение электрических приборов.