Алевтина Зудина
Партнёрство дошкольной организации и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения должен выступить инициатором в обеспечении конструктивного взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Формы сотрудничества могут быть разнообразными, в зависимости от условий детского сада и возможностей родителей.
Публикация «Партнёрство дошкольной организации и семьи» размещена в разделах
ФГОС ДО предусматривает, что непосредственная образовательная деятельность детей дошкольного возраста может быть организована как совместная деятельность взрослого и ребенка. Поэтому нам кажется важным осуществлять взаимодействие с семьями детей дошкольного возраста через такую форму работы как мастер-класс. Эта форма взаимодействия дает ребенку возможность ощутить себя на равных со своими родителями. Взрослый вместе с ребенком может получить новые знания и освоить новые технологии. А совместное творчество доставляет ни с чем несравнимую радость.
Мастер-класс для родителей – это партнерская форма работы, которая помогает решать задачи ФГОС, а именно непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность.
На мастер-классе родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками в образовательной деятельности, совместно с педагогом они осваивают определенные формы обучения.
Для того чтобы спланировать такую работу, надо хорошо изучить социальный состав семей обучающихся, провести анкетирование, личные беседы, уточнить настрой взрослых, ожидания от пребывания ребенка в дошкольных группах, выявить активных, тревожных, пассивных родителей. Такая предварительная подготовка поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. В ходе анкетирования родителей, выявления потребностей семьей, можно определить интересы взрослых участников образовательного процесса к такой форме совместной работы как мастер-класс для родителей и детей.
При организации работы с родителями нужно помнить, что доброжелательный стиль общения педагога – это создание ситуации успеха у родителей и детей. Настрой участников мастер-класса на совместный успех, поддержка инициативы и творчества – тоже важные моменты.
В процессе проведения мастер-классов важно объединить усилия участников, создать атмосферу взаимопонимания, установить эмоциональную поддержку, помочь достигнуть запланированного результата. Педагог, который проводит мастер-класс, должен за небольшой отрезок времени активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических и творческих возможностях, объяснить, что сегодня мы работаем вместе и нам важен общий результат.
Следующая форма работы – это семейные конкурсы. Семейные конкурсы стали доброй традицией в нашем детском саду.
Конкурс - это не просто мероприятие в стенах детского сада, это продолжение и расширение образовательного процесса, где развитие получают все участники процесса: ребенок, родитель и педагог. Конкурс - это эффективный метод взаимодействия всех трех сторон образовательного процесса. Родитель и ребенок учатся и приобретают опыт по взаимодействию для достижения общей цели, реализуя общие задачи. Родитель учится быть терпеливым и вдумчивым. Ребенок получает первый социальный опыт участия в конкурсном движении, а родитель учится относиться к конкурсам серьезно, знакомясь с положениями, условиями и системой оценки.
Детский сад помогает подготовиться семье к успешному участию в конкурсе: консультирует родителей по созданию условий, мотивации, помогают в подготовке. Поэтому, педагогам приходится учиться видеть домашние условия и возможности ребенка, понимать современного родителя и их трудности, быть терпимыми, и доброжелательными к любому родителю и оказывать посильную помощь в развитии детей дома. Таким образом, через конкурсное движение в детском саду, через весь комплекс мероприятий, проводимых в рамках конкурсов, педагогический коллектив решает для себя важную задачу по воспитанию родителя и преемственности развития ребенка в семье и детском саду.
В ДОУ стараемся подобрать виды и темы конкурсов так, что бы каждый родитель мог найти здесь интерес для себя и своего ребенка. Это всевозможные конкурсы рисунков, поделок, спортивные конкурсы, творческие, театральные и т. д
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковым является проектный метод.
Участвуя в проектах, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации. В детском саду проекты могут быть только взросло - детскими, в них принимают участие дети, родители, воспитатели и специалисты ДОУ.
Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, учит ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который завершается реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
В детских садах чаще планируется и организуется исследовательские и творческие проекты, направленные на развитие познавательных и коммуникативных способностей дошкольников. Проектная деятельность способствует также развитию разнообразной игровой деятельности, формированию и укреплению дружеского взаимодействия между детьми, развитию и совершенствованию детско – родительских отношений.
В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.
Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В такой ситуации педагог становится привлекательным партнером по общению.
Результаты работы по проектной деятельности показали, родители стали более осознанно относиться к предлагаемым мероприятиям, освоили приемы эффективного взаимодействия с ребенком и создания в семье здорового психологического климата.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Таким образом, совместная проектная деятельность - важный способ гармонизации социального пространства жизни детей, педагогически целесообразного влияния на семейную среду, интеграции деятельности дошкольного учреждения и семьи по вопросам воспитания социально компетентного ребенка.
В последнее время все чаще говорят о взаимодействии участников образовательного процесса, о сотрудничестве и выстраивании партнерских отношений педагогов с родителями. Такое взаимодействие происходит на основе уважения друг к другу. При применении таких форм общения с семьями рассматриваются позиции и потребности каждой стороны, признается ценность и значимость участников взаимодействия.
Родители и педагоги становятся не на противоположных, а «на одной стороне баррикад» и вместе определяют задачи воспитания и обучения детей. Безусловно, партнерские отношения не возникают сами по себе. Их надо создавать, структурировать и проводить постоянный мониторинг их актуального состояния.
.