Корчака Анна
Консультация «Почему ребенку с РАС нужны поощрения?»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему ребенку с РАС нужны поощрения? Поощрения в действительности нужны всем детям. Различием в данном случае является то, что здоровый ребенок имеет внутренние (естественные) и усвоенные стимулы, в том числе в связи с пониманием социальных норм, ценности и смысла взаимодействия с другими людьми. Из-за искаженного восприятия мира ребенок с РАС не имеет мотивации ко многим видам деятельности, у него нет понимания необходимости вещей, нет к ним интереса. Данные нарушения проявляются в коммуникативных и речевых отклонениях, узости интересов, стереотипов деятельности и т. д. У детей с РАС может полностью отсутствовать желание разговаривать с другими людьми (даже близкими родственниками, потому что они не понимают назначение этого действия. У них могут отсутствовать такие естественные причины для коммуникации как любовь к матери или живой интерес к чему-либо. Такие дети не только плохо разговаривают (не имея для этого прямых физиологических предпосылок, но и не могут зачастую себя полноценно обслуживать. У них могут отсутствовать социально-бытовые навыки только потому, что они не понимают смысла социальных норм. К примеру, ребенок с РАС не понимает зачем ему нужна одежда, если ему хорошо и без нее.
Публикация «Консультация „Почему ребенку с РАС нужны поощрения?“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для родителей
- Наказание и поощрение детей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Поощрение детей с РАС служит стимулирующим подкреплением их деятельности, которое необходимо для развития нужных навыков и преодоления выявленных отклонений. Чтобы ребенок делал то, что хотят взрослые, следует найти то, что хочет он. Без мотивации ребёнок не будет ничего делать. Работа с выбором стимулов неизбежна. Но её нужно построить грамотно.
1. Нужно целенаправленно искать наиболее предпочтительный стимул для каждого ребёнка. Прежде всего это беседа с родителями. далее наблюдения: как проводит время ребёнок наедине, чем занимается. Тестирование с помощью картинок, конкретных предметов, письменных тестов. Наблюдения фиксировать в виде таблицы, например.
2. Поощрение используется только после реакции. Если ребенок с трудом выполняет поставленную задачу, можно применить еще один эффективный поведенческий инструмент — подсказки. Как только задание будет выполнено, дайте ребенку с РАС заслуженную награду. Для закрепления результата следует повторить упражнение, давая с каждым разом все меньше подсказок.
3. Чтобы вознаграждение было действительно в радость, нужно знать, как награждать ребенка с аутизмом :
- Самостоятельный успех ребенка нужно подкреплять быстро и энергично.
- Материальный стимул желательно совмещать с социальным — похвалой. Это позволит научить малыша ценить значимость похвалы, и со временем уменьшить использование сладостей и игрушек в качестве поощрения.
- Чем выше мотивационная ценность награды для ребенка, тем менее желательные вещи он готов выполнить (например, обучиться навыку, с которым у него возникают особые трудности).
Чтобы еще больше замотивировать ребенка и повысить значимость награды для него, можно усилить эффект от вручения с помощью красивой презентации. Для этого используют обычные подарочные пакетики, блестящие мешочки, оригинальные коробочки, шуршащую оберточную бумагу и другие виды упаковки.
Чтобы вознаграждение оставалось эффективным методом коррекции поведения, нужно следовать нескольким несложным правилам при его вручении:
· проявлять истинную радость, когда ваш особенный ребенок делает успехи; будьте с ним на одном уровне глаз, вручая презент;
· не обращаться к нему монотонно — нужно демонстрировать радость в голосе, чтобы он отличался по тону и интонации от обычной речи, например, когда вы что-то не разрешаете;
· поощрять ребенка с РАС, когда он хорошо сидит за столом, прилежно и без ошибок выполняет все задания, не демонстрирует социально неприемлемого поведения;
· использовать только те стимулы, которые подходят ему по возрасту, уровню развития (например, старшекласснику не подходят в качестве награды цветные стикеры, а ребенку с выраженными нарушениями слуха и речи — словесная похвала).
В целом методика поощрений должна пройти путь от предоставления материальных объектов до естественной мотивации, выраженной социальным одобрением, а в конце до самостимуляции, оценки своих действий и способности принимать решения. На последних этапах подключается и выражение взрослыми объективного недовольства. Но при этом количество поощрений должно преобладать, а недовольство должно быть высказано строго в адрес действий ребенка, а не его личности. Такая поведенческая методика предполагает, что любое проявление навыков вознаграждается, а невыполнение ожидаемых действий не наказывается. То есть нужно иметь четкое представление об особенностях поведения ребенка и понимать какая мотивация является для него источником позитивных и негативных эмоций (а значит и стимулом к выполнению или отказу от деятельности). Мы создаем комфортную обстановку для обучения.