Инесса Станиславовна Тараруева
Парциальная рабочая программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»
▼ Скачать + Заказать документы
Парциальная рабочая программа
«Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности"
Пояснительная записка
Публикация «Парциальная рабочая программа „Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Парциальная рабочая программа «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности» разработана на основе авторской программы А. Д. Шатовой «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности» «Вентана-Граф», 2015.
Цель: помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Основные задачи:
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации; — применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях
УМК
Авторская программа А. Д. Шатовой «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности» «Вентана-Граф», 2015.
Место образовательной деятельности в учебном плане
Согласно учебному плану образовательного учреждения МБОУ «Новогородская СОШ № 3» на занятия «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности» отведено: 5-6 лет 35 часов (1 час в неделю, 6-7 лет 35 часов (1 час в неделю)
Содержание
Фундамент по финансовой грамотности детей дошкольного возраста необходимо закладывать с раннего возраста. Финансовая грамотность позволит маленькому человеку быть успешным во взрослой жизни, грамотно вести свой семейный бюджет.
В данной программе закрепляется представление о непростом мире предметов и услуг, как результатов труда людей, человеческих взаимоотношений.
Играя в профессии, дети постигают смысл труда, моделируют реальные жизненные ситуации, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, повышая интерес к экономическим знаниям.
В дидактических играх систематизируются представления детей о мире финансовых явлений, терминах, закрепляются представления о понятии «реклама», обогащается словарный запас, развиваются коммуникативные и творческие способности детей.
Решение программных образовательных задач осуществляется в ходе:
-совместной деятельности взрослого и детей;
-самостоятельной деятельности детей;
-при организации взаимодействия с семьей и другими социальными партнерами.
Труд и продукт труда (товар).
Труд — основная деятельность человека, источник средств для его существования. Каждый человек имеет свою профессию (врач, строитель, педагог, космонавт, инженер, бизнесмен, банкир, рекламный агент, программист и др.). Знакомство с людьми разных профессий воспитывает уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело, уважение к труду вообще. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия — великое благо, которым следует дорожить. Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину, парикмахер стрижет людей и т. п.).
Продукты труда — это мир вещей, который окружает нас. Вещи могут жить много лет, дольше, чем люди. Создать красивую вещь — это целое искусство, ею восхищаются люди многих поколений; красивые вещи как предметы искусства выставляются в музеях, продаются в антикварных магазинах и т. п.
Продукты труда — это достаток людей, богатство страны: чем больше в ней производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые. За свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям. Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги. Где и как это делается в современном мире. Основные понятия: труд, работа, продукт, продукция; заработная плата; рабочее место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар, торговля; деньги. Педагогические задачи:
• формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада;
• учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
• стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
Совместная деятельность.
-Сюжетно-ролевые игры "Магазин", «Больница», «Аптека», "Салон красоты", "Автозаправочная станция", "Рынок", "Супермаркет" и др. ,
- Беседы о профессиях, о продуктах труда людей разных профессий, просмотры презентаций о профессиях.
- Беседа: «Где и кем работают ваши родители».
- Чтение и обсуждение сказки «Петушок и бобовое зернышко».
- Дидактические игры: «Угадай, какая это профессия»; «Кому, что нужно для работы»; «Кто лучше знает инструменты».
- Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм (совместно с родителями).
- Показ кукольного спектакля по сказке К. И. Чуковского «Федорино горе».
- Игры - развлечения «Путешествие в страну товаров», «Товар и бережное отношение к нему».
- Дидактические игры «В какое время года», «Угадай, где продается».
- Проблемные ситуации: «Какие бывают товары?», «Где продается товар?», «Как поступить?».
- Показ сказки «Хаврошечка» (настольный театр).
-Чтение и обсуждение сказок «Дикие лебеди», «Мужик и медведь» с использованием проблемных ситуаций.
- Чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла»; С. Маршака «Почта»; В. Маяковского «Кем быть?».
- Просмотр презентации «Заводы нашего города».
- Изготовление и обновление атрибутов к сюжетным играм с привлечением родителей.
- Дидактические игры «Кто, что делает?», «Назови профессии?»
- Экскурсия в прачечную.
- Вечер досуга «Теремок на новый лад» (экономическая сказка).
-Чтение и обсуждение сказок о бартере: «Мена», «Лисичка со скалочкой», «Дудочка и кувшинчик».
-Просмотр мультфильма «Волшебное кольцо» (обсуждение). -Дидактическая игра «Бартер».
-Пословицы и поговорки.
Самостоятельная деятельность.
- Сюжетно-ролевые игры по выбору детей.
- Раскраски.
- Рассматривание комиксов.
- Все виды трудовой деятельности детей (хозяйственно-бытовая, в уголке природы, дежурство, труд в природе).
- Представление детьми коллекций своих фишек, открыток, наклеек и пр. и выгодный обмен.
Деньги и цена (стоимость).
Понятие «деньги».
• Деньги как мера стоимости; история денег ( первые в мире виды денег и курьезные виды денег: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи перья и др.).
• Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры).
• Производство денег; почему нельзя «напечатать» денег сколько хочешь.
• Какими деньгами пользуются в настоящее время в нашей стране, как они называются (рубль, копейка).
• Деньги разного достоинства и разной покупательной способности.
• Зарплата (деньги просто так не дают, их зарабатывают честным трудом, пенсии, пособия, стипендии.
• Деньги как средство платежа, накоплений.
• Обмен денег (причины, правила).
Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры, о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег. В каждой стране свои деньги. В России — рубли. Иностранные деньги называют по-разному: доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк и др. Деньги некоторых зарубежных стран и стран СНГ. Обмен денег (валюты) одной страны на деньги (валюту) другой: когда и зачем он производится. Откуда берутся деньги. Деньги зарабатывают. Деньги нельзя красть, клянчить, выпрашивать. Деньги просто так не даются. Тем, кто еще или уже не способен трудиться, помогают (близкие, общество, государство). Зачем людям нужны деньги.
Цена (стоимость).
• Как формируется стоимость : вложения средств, затраты труда, качество, спрос и предложение (например, почему яблоки зимой дорогие, а осенью дешевые).
• Понятия «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле».
Любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Прежде, чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. На дорогие вещи, которые очень нужны каждой семье (мебель, квартира, машина, дача, путешествие, компьютер и др., взрослые понемногу откладывают деньги из общего бюджета семьи (копят, а потом эту вещь приобретают.
Торговля и торг.
• Торговля, купля-продажа; виды и формы торговли (товарами, услугами, ресурсами; оптом и в розницу; в магазине или по Интернету и т. п.).
• Хозяин товара и продавец.
• Этические аспекты торговли (честность, открытость информации, поддержка новичка, местного предпринимателя и т. п.). Бюджет (на примере бюджета семьи)
• Что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы».
• Планирование расходов в соответствии с бюджетом; распределение бюджета; участие детей в планировании предстоящих покупок.
• Понятия достатка, уровня жизни, показатели уровня жизни; богатство и бедность.
Понятие «бюджет» как отправная точка домашней экономики. Планирование доходов и расходов на определенный период времени, исходя из учета постоянных платежей: за ЖКХ, детский сад, электроэнергию, газ; расходы на питание членов семьи, одежду, транспорт, культурно-бытовые нужды. Оставшиеся деньги считаются свободными. Из чего складывается бюджет (все деньги, которые получают члены семьи: если сложить зарплату мамы и папы, стипендию брата и пенсию бабушки, — это все вместе и будет семейный бюджет). Нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что — в следующий раз (приоритетность, планирование). Разве можно быть хорошим хозяином, не владея элементарными знаниями счета, не умея сравнивать и понимать, что выгодно, а что ведет к издержкам? (Например, дети обсуждают вместе с педагогом, что можно купить на 50 и на 300 рублей).
Источники дохода. Дети еще не научились зарабатывать, поэтому их обеспечивают родители и государство. Люди с маленькими доходами (пенсионеры, инвалиды и др.) не всегда могут приобрести то, что им нужно. Им должны помогать дети, которых они вырастили и воспитали. Людям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, могут помочь благотворители. Благотворитель — не обязательно богач. Помочь могут люди любого достатка: и деньгами, и вещами, и делом, особенно, если соберутся, что называется, «всем миром». Меценат, спонсор, благотворитель — суть понятий, общее и различия.
Основные понятия: деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле; покупать, продавать, накопить, растратить, доход, зарплата, бюджет; выгодно, не выгодно, обмен.
Педагогические задачи:
• познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;
• воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения);
• дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.
Совместная деятельность.
-Показ спектакля К. И. Чуковского «Муха-цокотуха».
-Чтение и обсуждение детской литературы: И. Токмакова «Купите лук», К. Ушинский «Лекарство», И. Туричик «Человек заболел».
-Беседы: «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет».
-Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Больница», «Театр», «Парикмахерская», "Банк" и т. д.
-Сюжетно-дидактическая игра «Маленькие покупки».
-Просмотр презентации Экскурсия в «Супермаркет».
-Проблемная ситуация «Кто купит больше?».
-Изготовление атрибутов для игр.
-Беседа «Какими деньгами пользуются люди в других странах».
-Выставка: «денежных купюр» разных стран.
-Чтение и обсуждение сказок о деньгах: «Огниво», Г. -Х. Андерсен, Заработанный рубль».
-Дидактическая игра «Интересные покупки».
-Пословицы и поговорки.
Самостоятельная деятельность.
-Сюжетно-ролевые игры по выбору детей.
-Раскраски.
-Рассматривание комиксов.
- Представление детьми своих денег, придуманных с родителями.
Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности.
Основная задача воспитательно-образовательной работы по данному блоку - воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе. Важно объяснить детям, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений, но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных. Что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п., где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.). Беседы о рекламе, запомнившейся детям. Реклама в повседневной жизни ребенка (мама «рекламирует» кашу: «Ешь, она такая вкусная!»; друг «рекламирует» новую игрушку: «У меня вот какая суперская игра в телефоне. Дам, так и быть, поиграть, а ты мне — три конфеты»; ребенок «рекламирует» себя: «Я лучше всех знаю ответ, спросите меня!»). Сочиняем рекламу. Создание детьми собственной рекламы (в форме рисунков, разнообразных игр, в стихах, прозе и др.) на темы: «Если бы у меня было свое дело…», «Народные промыслы» и т. п. Основные понятия: реклама, рекламировать, воздействие рекламы.
Педагогические задачи:
• дать представление о рекламе, ее назначении;
• поощрять объективное отношение детей к рекламе;
• развивать у детей способность различать рекламные уловки;
• учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой;
• учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).
Совместная деятельность.
- Чтение и обсуждение стихотворения о потребностях «Телефон» К. И. Чуковского.
- Дидактическая игра «Кому что нужно?»
- Обыгрывание сказки «Цветик-семицветик».
- Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях:
«Сивка-Бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке».
-Составление таблиц «Потребности растений», «Потребности животных», «Потребности человека».
-Опыты и эксперименты с растениями.
-Дидактическая игра «Что мне нужно?».
-Беседа «Животные и их потребности».
-Развлечение «Путешествие» (потребности человека).
-Изготовление "Дерева потребностей".
-Показ сказки «Как коза избушку построила» (фланелеграф).
- Показ настольного театра: «Как старик корову продавал».
-Чтение и обсуждение сказок о рекламе: «Кот в сапогах» Ш. Перро, «Три счастливца» С. Михалкова.
- Проблемная ситуация «Как можно узнать о товаре?».
-Дидактические игры «Угадай, какая это профессия?», «Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь!»
-Создание своей рекламы.
-Пословицы и поговорки.
Самостоятельная деятельность.
-Сюжетно-ролевые игры по выбору детей.
-Раскраски.
-Рассматривание комиксов.
Полезные экономические навыки и привычки в быту.
Содержание данного блока реализуется в рамках изучения блоков «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама», а также в ситуациях повседневной жизни, на которые педагог обращает внимание детей. Работа с детьми по данному блоку предполагает создание предпосылок для формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения (не жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду и др).
Предметный (вещный) мир — это мир рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд, забота, желание, любовь, старание, усилия. Поэтому к вещам как продуктам труда следует относиться с уважением. Вещи живут дольше, чем люди. Ими могут пользоваться несколько поколений. Они могут рассказать, как жили люди раньше и как живут сейчас (музеи). Вещами следует пользоваться по назначению, а ломать, портить вещи, обращаться небрежно (не бережно, не бережливо, выбрасывать их зря — недостойно, это осуждается всеми. Представления о своем, чужом и общем. Какими вещами и деньгами ты имеешь право распоряжаться (дарить, давать в долг, выбрасывать и т. п.) самостоятельно, когда необходимо совместное решение (например, семейный бюджет, т. е. общие деньги семьи, обсуждается на семейном совете). Умение прогнозировать последствия своих решений и действий с вещами и деньгами (если я выброшу, отдам, испорчу, то мне этого уже не вернуть, и т. п.). Хороший хозяин (хозяйка) — тот, кто умеет правильно, в интересах семьи, использовать доходы, распоряжаться семейным бюджетом, кто ничего не тратит зря. Хороший хозяин в семье — одно из условий ее благополучия. Правильное распределение семейных доходов — целое искусство. Формирование умений экономить, делать сбережения, планировать, что купить сейчас, а что — позднее; предусматривать все предстоящие расходы — такие как оплата квартиры, воды, электроэнергии, детского сада, проездных билетов, обедов в школе, продуктов питания и т. д. ; способность заранее позаботиться о сбережении средств на отдых, развлечения, подарки, крупные покупки. Копилка — полезная игрушка: как ею пользоваться и ради чего. В детском саду и дома воспитание у детей полезных привычек и повседневное их закрепление: соблюдать чистоту и порядок, бережно пользоваться игрушками, книгами, материалами и инструментами для дидактических игр и труда, не тратить ничего зря (культура деятельности, умение быть занятым); показывать детям образец достойного поведения в быту (экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещам и пр.). Почему люди всегда осуждали неряшливость, расточительность.
Воспитание у детей следующих привычек:
• бережного обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими другим - взрослым, сверстникам;
• разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.);
• экономии воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется);
• нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам.
Если экономить и беречь - хорошо, то почему же жадничать - плохо?
Совместная деятельность.
- Беседа "Относимся бережно к предметному миру", "Уважаем чужой труд".
- Просмотры презентаций об экономном расходовании электроэнергии, газа, воды.
- Дидактические игры "Наоборот", "Что дальше?", " Что сначала, что потом?"
- Составление рассказов об экономии природных ресурсов по мнемотаблицам.
- Решение проблемных ситуаций.
- Разучивание стихотворения З. Петровой "Мои игрушки".
- Пословицы и поговорки.
Самостоятельная деятельность.
- Сюжетно-ролевые игры по выбору детей.
- Раскраски.
- Рассматривание комиксов.
Нравственные ориентиры в социально-экономической сфере.
Что же важнее денег? Представление о честном труде — в противоположность воровству, тунеядству. Почему люди ценят доброту, честность, благородство, способность сочувствовать, милосердие, стремление помогать тем, кто в этом действительно нуждается. Понятия жертвы, жертвенности (отдать свое тому, кому нужнее). Полярные категории и поиски баланса. Жадность и щедрость. Трудолюбие и леность. Представление о нравственном выборе как задаче, не имеющей готового ответа. Всегда ли обязательно делать выбор? Многовариантность решений (на примере нехватки того, что требуется всем) : поделить поровну; разыграть; отдать тому, кому нужнее; сделать так, чтобы хватило на всех и т. п. (разыграть в лотерею последний кусок пирога — или испечь новый пирог, которого хватит на всех; поделить игрушки, играть всем вместе, наделать еще игрушек и т. п.) Основные понятия: бережливый, хозяйственный, экономный, рачительный, щедрый, добрый, честный, запасливый и др.
Педагогические задачи:
• формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь;
• воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам;
• воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей;
• дать детям представление о творческом поиске лучшего решения (либо компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного выбора и др.
Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.
Приё мы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показ сказок (педагогом, детьми); рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр;
Формы работы : Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах :
• беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей
• использование ИКТ-технологий
• виртуальные экскурсии
• тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран
• элементарными финансовыми понятиями
• решение проблемных ситуаций
• чтение художественной литературы
• использование сказок с экономическим содержанием.
• проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
• загадывание загадок;
• проведение викторин, конкурсов.
Планируемый результат
В процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие.
Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению.
Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.
5-7 лет
К концу года ребенок:
• адекватно употребляет в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);
• знает и называет разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
• знает российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
• понимает суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
• знает несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
• знает и называет разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
• адекватно ведет себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;
• в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляет заботу, пытается исправить свою или чужую оплошность;
• любит трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
• бережно, рационально, экономно использует расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
• следует правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
• с удовольствием делает подарки другим и испытывают от этого радость;
• проявляет интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут общее домашнее хозяйство и т. д.);
• замечает и ценит заботу о себе, радуется новым покупкам;
• объясняет различие понятий благополучия, счастья и достатка;
• проявляет сочувствие к другим в сложных ситуациях;
• переживает случаи порчи, ломки вещей, игрушек;
• сочувствует и проявляет жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относится к природе;
• с удовольствием помогает взрослым, объясняет необходимость оказания помощи другим людям.