Елена Дунилина
Парциальная программа «Умелые ручки» (возраст детей 4–5 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
1.1 Новизна программы - Расширяет и дополняет задачи образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"и предполагает развивающее обучение, построение работы в соответствии с конкретным педагогическим замыслом, интеграцию разнообразных видов детской деятельности, творческую организацию образовательной деятельности ребёнка, использо-вание информационно-коммуникативных технологий.
Актуальность
Темочки:
Все дети в дошкольном возрасте немного художники, скульпторы, дизайне-ры… Они не боятся фантазировать и проявлять индивидуальность. Важно помочь ребенку развить в себе эти способности, создав такие условия, где бы он мог свободно и с интересом творить. Всестороннее представление об ок-ружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного позна-ния. Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребенок должен запомнить последовательность приемов и способов изготовления аппликации, композиции. Дети учатся анализировать собственную деятельность. Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.
Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по лепке, обрывной и салфеточной аппликации, аппликации из нетрадиционных мате-риалов. Так развивается мелкая моторика.
Педагогическая целесообразность
От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мысли-тельных центров головного мозга. Поэтому мы считаем, что очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, форми-ровать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Разви-вать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Изготовление композиций, панно, аппликаций способствуют развитию личности ребенка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремленности, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Выбор части программы, формируемой участниками образовательных отно-шений «Умелые ручки» обусловлен необходимостью решения проблемы развития мелкой моторики средствами изобразительной деятельности.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и обеспечивает учет потребностей и интересов детей среднего дошкольного возраста.
1.2 Цели и задачи реализации Программы
Цель программы –развитие мелкой моторики и творческого воображения детей в процессе изобразительной деятельности с различными материалами.
Задачи:
- Продолжать развивать устойчивый интерес детей к изобразительной дея-тельности
- Развивать и совершенствовать умения создавать композиции из различных материалов
- Расширять представления об окружающей действительности, свойствах различных материалов
- Сформировать умения детей планировать свою работу и доводить её до конца.
- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, радоваться достигнутому результату.
Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.
Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств лич-ности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустрем-ленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к эксперименти-рованию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.
Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний в области изобразительного искусства и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.
Творческие задачи - это те задачи, которые требуют от ребенка комбини-рования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художе-ственными материалами.
1.3Принципы и подходы к формированию Программы
При составлении программы учитывались следующие принципы
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится актив-ным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образо-вания (далее - индивидуализация дошкольного образования). Направлен на всестороннее развитие личности ребенка, на формирование индивидуально-сти.
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полно-ценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- формирование образовательных интересов, действий, инициативы детей в различных видах деятельности (выбор изобразительных материалов).
- Сотрудничество ДОУ с семьей.
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ре-бенка в различных видах деятельности- реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) : Подбор работ ори-ентирован на жизненный опыт детей, их знания о предметах окружающего мира, явлениях природы. Материал изложен с учетом последующего услож-нения, начиная с простых работ, дети овладевают умением составлять компо-зиции.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельно-сти в рамках программы стали :
системно-деятельностный как обеспечивающий самим детям открывать новые знания, применять на практике, формирующий умение рефлексиро-вать. Данный подход нацелен на формирование развитой личности, помогает развивать у них самостоятельность, творческое мышление.
Гуманитарный подход предполагает обращенность к личности ребенка через соблюдение его прав и обеспечение его интересов; удовлетворение его по-требностей, т. е становление в каждом ребенке субъективности.
Культурологический направлен на формирование творческой личности, способной создавать материальные и духовные ценности.
1.4 Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана на средний дошкольный возраст. Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, из-менением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взросло-сти”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Они могут раскатывать пластические материалы круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом, украшать вылепленные предметы, используя стеку, изготавливать поделки из бумаги, природного материала; начинают овладевать техникой работы с ножницами; составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых форм.
1.5 Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате освоения программы дополнительного образования по ху-дожественно-эстетическому развитию (лепка, аппликация, ручной труд) деятельности дети:
познакомятся с различными материалами и их свойствами.
научатся некоторым приемам преобразования материалов.
овладевают умениями самостоятельности, творчества при составлении сюжетной композиции.
разовьются умения видеть необычное в обычных предметах.
разовьют мелкую моторику рук,
разовьют познавательные, конструктивные, творческие способности, ин-терес к результату и качеству поделки.
овладеют умениями по культуре труда (организация рабочего места, бе-режное отношение к материалам, инструментам.
Методы, используемые для проведения оценки:
наблюдение за деятельностью ребёнка во время занятий
беседа по вопросам
анализ продуктов детской деятельности
1.6 Формы подведения итогов реализации дополнительной образова-тельной программы
Развлечение «Посиделки»
Создание выставки «Умелые ручки»
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии
с направлениями развития
Интеграция образовательной области "Художественно-эстетическое раз-витие" с другими образовательными областями:
Образовательные
области Взаимосвязь
«Физическое развитие» Развитие мелкой моторики
«Социально – комму-никативное развитие» Развитие коммуникативных навыков свободного общения с взрослыми и детьми в процессе про-дуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Формирование патриотических чувств.
«Познавательное раз-витие» Сенсорное развитие, развитие элементарных ма-тематических представлений, формирование це-лостной картины мира.
«Речевое развитие» Обогащение активного словаря, знакомство с детской литературой,
«Художественно–эстетическое развитие» развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, реализация самостоятельной творческой дея-тельности детей. Использование музыкальных произведений для обогащения детского творчест-ва.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализа-ции Программы
При организации совместной образовательной деятельности педагога с детьми используются следующие методы и приемы, чаще всего работа ос-новывается на сочетании этих методов
практические методы:
• упражнения;
• игровые приемы;
• показ способов действия;
словесные методы:
• рассказ воспитателя;
• поощрение;
• использование художественного слова;
• объяснения, пояснения воспитателя;
• совместный анализ выполненной работы.
наглядные методы и приемы:
• наблюдение;
• показ образцов, схем, демонстрация наглядного пособия;
• рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
• показ способов действия.
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д., разным видам искусства (художественная иллюстрация, открытки, изделия народных промыслов). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребенка на выполнение задания, в других – на преду-преждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкре-пления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, за-мысла.
Используется на занятиях и такой прием, как изготовление, поделки, со-ставление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем са-мым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговари-вать действия.
2.3. Тематическое планирование образовательной деятельности
Сентябрь
1.«Яблочко». (Мозаичная аппликация) .
Приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую, соблюдая расстояние между ними.
2. "Созрели яблочки в саду". (Пластилинография)
Формировать умение оттягивать детали от целого куска, прижимать и при-мазывать их к бумаге. Воспитывать аккуратность.
Октябрь.
1."Осенний листочек".(Пластилинография).
Создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Раз-вивать умения и навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого
2."Грибок". (Пластилинография).
Формировать умение примазывать пластилин к бумаге, не выходя за конту-ры рисунка. Использовать в работе пластилин 2-х разных цветов.
3."Золотая осень".(Пластилиновая мозаика).
Развивать умение оттягивать детали от целого куска, формировать шарики прижимать и примазывать их к бумаге. Воспитывать аккуратность.
4."Осенний лес".(Обрывная аппликация).
Расширять знания детей о приметах осени; продолжать учить отрывать от листа бумаги маленькие кусочки, наносить на них клей, приклеивать их к картинки.
Ноябрь.
1 "Снегирь"
продолжать учить отрывать от листа бумаги маленькие кусочки, наносить на них клей, приклеивать их в нужном месте картинки.
2. "Веселые поварята"
3."Подарок для мамы". Техника работы с мятой бумагой
Закреплять умение скатывать небольшие шарики из мягкой салфетки при помощи воды и нанизывать их на нитку.
4."Цветы для бабушки".(Бумажная пластика).
Закрепить умение создавать несложную композицию на листе из кругов, наклеивать сначала большой цветок затем средний и маленький, развивать мелкую моторику пальцев рук, пространственное воображение, глазомер, абстрактное мышление, развивать способности следовать устным инструк-циям
Декабрь.
1. "Здравствуй, зимушка - зима". (Обрывная аппликация)
Учить детей изображать не сложный сюжет из предметов разных по форме и величине, продолжать освоение обрывной техники. Создавать образ за-снеженного леса на всем листе. Развивать воображение, творчество и навыки работать аккуратно. Воспитывать трудолюбие, дружеские отношения.
2. "Наш весёлый снеговик" (крышки от бутылок).
Продолжать развивать умение детей конструировать из нетрадиционных материалов. Воспитывать аккуратность в работе.
3. "Новогодние игрушки "(футляры из-под киндерсюпризов, баночки из по-дйогурта)
4. "Ёлочка - красавица".(Торцевание салфетками).
Познакомить с новой техникой работы с салфетками.
Январь
1. "Зимняя сказка". Коллективная работа.
Создавать картину заснеженных деревьев. используя вату, соль.
2.«Зайчик». (Аппликация из ваты) .
Изображать по силуэту зайчика из ваты, дополняя пейзаж деталями из цвет-ной бумаги.
3. "Снегири на ветках". (Пластилиновая мозаика).
Развивать умение оттягивать детали от целого куска, формировать шарики прижимать и примазывать их к бумаге.
Февраль.
1. "Лесовичок". (природный материал).
Познакомить детей с новым видом художественного труда из природного материала
2."Ежик"(занятие 6. Николаева)
Закреплять приемы лепки ежика, дополняя его мелкими деталями из при-родного материала
3. "Рыбки в аквариуме"
Продолжать учить конструировать из природного материала - шишек ело-вых, дополнять пластилином, развивать мелкую моторику, точность движе-ний. (занятие 9, Николаева)
4."Подарок папе"(одноразовые тарелочки)
развивать умение создавать композицию, используя бросовый материал.
Март.
1."Бусы для любимой мамочки". (Макароны).
Формировать умение нанизывать мелкие и крупные предметы (макаронные изделия) на проволоку; закреплять соотнесение и название цветов.
2. "Солнышко проснулось, деткам улыбнулось"
Познакомить детей с новым приемом пластилинографии – растягивание.
Научить передавать образ солнышка, раскатывая шарик, сплющивая его на картоне и делая лучики способом растягивания.
3 "Веселые поварята"
формировать умение конструировать по замыслу с учётом особенностей ма-териала
4."Рыбка"
Продолжать знакомить с разнообразием пластических материалов для лепки (соленое тесто)
Апрель.
1."Веточка вербы" (Мятая бумага + вата)
Развивать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек, отрывать от ваты кусочки, аккуратно приклеивать на картон.
2 "Поможем курочке найти своих цыплят"
Продолжать знакомить с различными способами передачи фактуры «пуши-стости» птиц. Воспитывать самостоятельность, инициативность.
3. "Поможем курочке найти своих цыплят"
Побуждать детей доводить начатое до конца.
Воспитывать самостоятельность, инициативность.
4. Развлечение "Посоделки"
Самостоятельно задумывать сюжет поделки, использовать знакомые навыки и приёмы при её создании.
Май.
1. "Яблони в цвету".Коллективная работа. (Аппликация из салфеток) .
2. "Сирень"". (Торцевание салфетками).
Выполнять объёмную аппликацию приёмом торцевания.
3."Одуванчик"
формировать умение конструировать по замыслу с учётом особенностей материала. Совершенствовать умение работать ножницами.
Отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения: оригинальную форму и расцветку лепестков
4. Выставка детских работ "Умелые ручки"
2.4 Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников
Задачи работы по взаимодействию с родителями:
• Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
• Объединить усилия для развития у детей художественного творчества;
• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональ-ной взаимоподдержки ;
• Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей ;
• Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможно-стях.
Принципы взаимодействия с родителями :
• Доброжелательный стиль общения педагога с родителями.
• Индивидуальный подход.
• Сотрудничество, а не настойчивость.
Мероприятия:
Октябрь: выставка семейных поделок «Сказка своими руками»(поделки из природного материала);
Ноябрь: Беседа "Развиваем пальчики - развиваем речь"
Декабрь: творческие семейные работы «Зимние фантазии»
Февраль: ширма "Идеи подарков для дедушки"
Март: ширма "Идеи подарков для бабушки"
Апрель: консультация «Как воспитать творческую личность»
2.5 Перспективный план взаимодействия с социумом
Дом детского творчества
1. участие в смотрах-конкурсах, мастер-классах, тематических выставках и других мероприятиях.
2. Обмен передовым опытом
2. Организационный раздел
3.1. Кадровое обеспечение
Воспитатель
*планирует изобразительную деятельность
*разрабатывает систему занятий, игр, упражнений
*Отбирает методы и приемы работы с детьми
Родители
*участвуют в выставках, конкурсах
*оказывают помощь в подборе изобразительных материалов
3.2 Материально-техническое обеспечение Программы
Для эффективной реализации программы необходима материально- тех-ническая база:
Дидактические материалы:
• готовые изделия;
• фотоматериалы, презентации.
• демонстрационные материалы (иллюстрации, плакаты);
• произведения художественной литературы.
Материалы и инструменты
• наборы цветной бумаги и картона;
• природный материал;
• соленое тесто;
• пластилин;
• альбомы, бумага для рисования;
• бросовый материал;
• ножницы; клей
3.3 Научно-методическое обеспечение программы
1. Основная образовательная программа ДОУ 18 сентября 2015 года
2. Изобразительная деятельность и художественный труд. средняя группа: комплексные занятия/авт. -сост. О. В. Павлова. -Изд. 3-е, испр. -Волгоград: Учитель. -158с.
3. Новикова, И. В. Конструирование из природных материалов в детском са-ду / И. В. Новикова; худож. Е. А. Афоничева. — Ярославль: Академия раз-вития, 2009. — 96 с: ил. — ( Детский сад: день за днем. В помощь воспита-телям и родителям).
Электронные ресурсы:
https://www.maam.ru/detskijsad/programa-kruzhka-umelye-ruchki-v-srednei-grupe.html
3.4 Время и сроки реализации Программы
Работа по реализации Программы организована в соответствии с перспек-тивным планом, Программа «Умелые ручки» рассчитана на 1год :
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 20 минут во второй половине дня, по группам и подгруппам, и является дополнением к основным занятиям по образовательной программе. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности.
3.5 Организация развивающей предметно- пространственной среды
Развивающая предметно – пространственная среда содержательно - насы-щенна, трансформируема, доступна и безопасна.
Материал для творческой деятельности детей :
Цветная и белая бумага, картон, природный материал, пластилин.
Инструменты: ножницы, доски для лепки, формы, шаблоны, трафареты по изучаемым темам, клей.
Оборудование:
Столы для изобразительной деятельности, доска, магнитная доска.
Клеенчатые скатерти.
Книжки-раскраски, предметы декоративно-прикладного искусства, аль-бомы, детские энциклопедии и пр.
Панно для выставки детских работ, материалов (ступенчатая основа для выставки лепных работ).
Инвентарь для уборки рабочего места.