Лазебная Ольга
Парциальная программа по экологии
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ….
1.1 Пояснительная записка.
1. 2 Цели и задачи реализации «Программы»
1.3 Принципы и подходы к формированию «Программы»
1.4 Характеристики, значимые для разработки и реализации «Программы»
1.5. Планируемые результаты освоения «Программы»
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…
2.1 Образовательная деятельность в соответствии с линиями развития ребёнка
2.2 Формы, способы, методы и средства реализации «Программы»
Публикация «Парциальная программа по экологии» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2.3Механизмы взаимодействия в МКДОУ; социальное партнёрство, консультативная деятельность
3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ…
3.1 Материально-технического обеспечение
3.2 Проектирование образовательного процесса
3.3 Предметно-пространственная развивающая среда
БИБЛИОГРАФИЯ….
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.
«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создания в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное воспитание. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста относится к программам первой группы. Характерно акцентирования внимания на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т. п.).
Экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями. В его основе – «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии : организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда.
Причина создания рабочей программы : обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у детей и родителей экологического сознания, культуры природопользования. Также для коррекции уровня развития, работа со способными детьми и для формирования экологического мировоззрения родителей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе. Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений,
обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды. Настоящая рабочая программа разработана на основе программы «Юный эколог» С. Н. Николаевой
Процесс становления осознанно – правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.
В программе показан системный подход к решению задач экологического воспитания детей 6-7 лет, через проведение экологических акций. Представлена работа с детьми, педагогами, родителями.
Программа нацелена на тесное взаимодействие с родителями и показывает практические шаги по активному вовлечению родителей в экологическое воспитание детей.
Данная программа является результатом работы подготовительной группы (6-7 лет) детского сада ЧДОУ № 163 Материалы программы разрабатывались с учетом современных достижений педагогики, психологии и практики дошкольного образования и воспитания
Реализация программы «Экология в детском саду» осуществляется в форме проведения занятий, наблюдений, экспериментов, праздников подготовительной к школе группы (6-7 лет). У детей подготовительной к школе группы – 36 занятий (1 раз неделю, 30 мин.).
1.2 .Цели и задачи реализации «Программы»
Цель: Формирование экологического сознания и мышления, нравственно- этического восприятия природы.
Задачи:
- расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
- развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
- воспитывать у детей ответственное отношения к окружающей среде и формировать основы здорового образа жизни
Ожидаемые результаты:
• создание на территории ДОУ и в группе экологически благоприятной среды;
• повышение уровня знаний по экологии у детей;
• повышение уровня познавательной активности детей;
• воспитание у детей внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе.
1. 3 Принципы и подходы к формированию «Программы»
«Программа» строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:
• полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество организации с семьями;
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);
• учет этнокультурной ситуации развития детей.
(Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО). — Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 11
1.4 Характеристики, значимые для разработки и реализации «Программы»
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Седьмой год жизни — продолжение старшего дошкольного возраста, очень важного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. В это время происходит дальнейшее становление важных психических образований, которое создает необходимые психологические условия для появления новых линий и направлений развития. Это время, когда ребенок готов идти в школу и его жизнь кардинально меняется. В этой статье мы рассмотрим специфику развития и обучения детей 6-7 лет.
Физиологическое развитие
В данный период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно - сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.
Развитие психических процессов
Характерной особенностью этого возрастного этапа является активное развитие познавательных и мыслительных психических процессов.
Восприятие продолжает развиваться, оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребенок способен на такие произвольные действия как наблюдение, рассматривание, поиск. В этом возрасте полностью усваиваются сенсорные эталоны: форма, цвет, величина. Продолжается развитие восприятия пространства. Дошкольник оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы представления право и лево. Однако у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.
Внимание. К концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
Память. К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию опосредствованной памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и др. В этот период можно целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.
Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций.
Воображение. Этот период жизни ребенка характеризуется особенной активностью воображения. Сначала это было только воссоздающее воображение, то есть позволяющее просто представлять какие-либо сказочные образы, а теперь появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка.
Речь. Продолжается развитие грамматики, лексики, речь становится связной. Словарный запас увеличивается, дети активно употребляют обобщающие существительные, используют синонимы, антонимы и прилагательные. Если с ребенком много общаются и читают, то к этому возрасту должна быть хорошо сформирована как монологическая речь (объяснительная и описательная речь, так и умение участвовать в диалоге. Начинает формироваться письменная речь. Словарный запас увеличивается примерно до 3000 слов.
Развитие личности
Основным изменением в сознании дошкольника является появление «внутреннего плана действий», который позволяет ребенку оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном варианте.
Значимым в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я», становится способность к рефлексии, то есть способность анализировать, отдавать себе отчет в собственных действиях, целях и полученных результатах, а также осознавать свои переживания, чувства. Именно это новообразование в сознании ребенка становится основой для морального развития ребенка. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется стремление выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т. е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.
Появляются интеллектуальные чувства – удивления и любознательности, чувства прекрасного, чувство гордости и самоуважения, чувство вины.
Самооценка у ребенка в этом возрасте, как правило, имеет тенденцию к завышению. При этом ребенок очень зависит от внешней оценки, так как пока он не в состоянии составить объективное мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес со стороны взрослых и сверстников. Дошкольники искренне стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче, ярко и эмоционально реагируют на изменение отношения, настроения взрослых. В этот период более четко проявляется дифференциация детей в группе на популярных и непопулярных детей.
Ведущей потребностью дошкольника становится общение, как со сверстниками, так и взрослыми. Ведущая деятельность, как и в предыдущем возрастном периоде, остается сюжетно-ролевая игра. Особенность игры этого возраста в том, что дети начинают осваивать и проигрывать сложные взаимодействия людей, основные жизненные ситуации из окружающего мира. Игры становятся сложными, порой имеют особый смысл, не всегда доступный взрослому. При этом дети способны полностью отслеживать все игровое поле, всех участников игры и изменять свое поведение или роль в зависимости от необходимых игровых действий.
Кризис 7 лет
К 7 году жизни у ребенка наступает очередной «возрастной кризис». Основным внешним показателем этого периода становиться «потеря детской непосредственности», которая выражается в кривлянии и паясничании. Такое поведение выполняет функцию психологической защиты от травмирующих эмоций и переживаний ребенка. Появляются непослушание и споры со взрослыми по разным поводам, желание демонстративно делать то, что родителям не нравится. В семье дети начинают демонстрировать «взрослое» с их точки зрения поведения с позиции «Я не маленький!», пытаясь рассуждать на темы, используя слова и фразы взрослых, не всегда логично и верно. Дети начинают обращать внимание на свою внешность, пытаются одеваться как взрослые или как «популярные» сверстники.
Причина кризиса 7 лет состоит в том, что ребенок перерос ту систему отношений, в которую он включен. В каждом переживании семилеток уже проявляется интеллектуальный момент, их эмоции становятся осмысленными, ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я добрый», «я злой».
Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой стороны, он кажется излишне взрослым, когда предъявляет к окружающим определенные требования.
Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль.
Э. Эриксон говорит, что дети в это время "стремятся побыстрее найти такие формы поведения, которые помогли бы им ввести свои желания и интересы в социально "приемлемые рамки". Он выразил суть конфликта формулой "инициатива против чувства вины". Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.
Общение ребенка 6-7 лет.
Общение в этом возрасте обозначают как вне ситуативно - личностное, то есть отражающее не данную временную ситуацию, а «что было» или «что будет». Основное содержание общения – мир людей, правила поведения, природные явления. Взрослый выступает носителем социальных норм, правил социальных контактов и человеком, открывающим природу мира. Ведущая потребность в процессе общения – потребность во взаимопонимании, сопереживании. Ребенок делится с взрослым самыми яркими своими переживаниями как положительными, так и отрицательными. И основная задача родителей и педагогов принимать детские эмоции, не преуменьшая их значимость в жизни ребенка.
В общении со сверстниками выражены следующие проявления возраста:
инициирование общения;
первые привязанности;
потребности друг в друге, в признании и уважении;
соревновательное подражание:
высокая
детей по их положению в группе.
К 7 годам завершается период дошкольного возраста ребенка. Основными навыками чувствительность к отношению партнера (обидчивость, протест, ссора);
возникает дифференциация этого периода становятся:
освоение ребенком мира вещей и предметов культуры человека,
способность позитивного общения с людьми,
развитие половой идентификации,
формирование «внутренней позиция школьника», то есть осознанное желание ребенка идти в школу, учиться, с полным пониманием того, что ему предстоит делать и чего от него ждут взрослые.
При завершении дошкольного развития дети осваивают мир вещей как предметов человеческой культуры; учатся позитивному общению с людьми, у них развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок уже обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.
Исходя из ФГОС ДО в «Программе» учитываются: особенности развития, коррекция нарушений речевого развития;
(индивидуальный подход к детям, инициатива, интеграция всех образовательных областей и т. д.)
Таким образом, разработанная нами «Программа» в соответствии с ФГОС ДО направлена на:
• охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее развитие
• обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от тяжести речевого нарушения;
• раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирование уровня готовности к школе;
Особенности развития детей подготовительной группы «Волшебники»
Подготовительная группа «Волшебники» состоит из 23 детей. Возрастная категория детей от 6 -7 лет. Группу посещают 16 мальчиков и 7 девочек.
8 детей относятся к первой группе здоровья,11 детей ко второй группе здоровья.
Дети группы обладают достаточно большим запасом представлений об окружающем мире, любознательны, на занятиях активны, стремятся задавать вопросы.
Ребята способны удерживать в памяти большой объем информации, заучивают стихотворения, любят инсценировать небольшие по объему сказки, рассказы. С большим интересом слушают произведения, в которых рассказывается о взаимоотношениях между сверстниками, взрослыми и детьми.
В свободной деятельности мальчики и девочки создают самые разнообразные постройки из разных видов конструктора. Постройки из конструктора дети, используют для организации сюжетных игр: «Дом», «Путешествие», «Больница».
Перед началом игры дети распределяют роли, выбирают игрушки, необходимые им для игровой деятельности. Действия детей в играх разнообразны. Иногда возникают конфликты между детьми во время игры, если в игру хочет войти новый ребенок.
Рисунки детей характеризуются наличием мелких деталей, многоцветием. Пропорции предметов переданы, верно. Мальчики охотно изображают сюжеты на темы: техника, космос, военные сюжеты и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Готовые рисунки дети дарят родителям, педагогам.
Есть некоторые проблемы в организации детей на занятиях. Гиперактивные дети, неусидчивы, отвлекают других детей вопросами, замечаниями. А есть группа детей, которые работают в медленном темпе, им трудно сосредоточиться и постоянно требуется помощь.
Большинство детей в группе владеют навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. Но, некоторые дети в процессе одевания, умывания требуют постоянно контроля со стороны воспитателя.
На начало 2019-2020 учебного года можно выделить 2 подгруппы: дети с опережающим развитием и дети, требующие углубленной индивидуальной работы.
1.5 Планируемые освоения «Программы»
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПО (ФГОС ДО)
Важным положением ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллек-туальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.
Чтобы правильно относиться к природе, осознанно с ней взаимодействовать, не нарушать природного баланса, люди должны знать эти нехитрые законы. Элементарное знание основ экологии является обязательным компонентом экологической культуры любого человека. Доказано, что формирование этого знания легче начи-нать в дошкольном детстве на конкретных примерах ближайшего к ребенку природного окружения.