Хандама Гомбоева
Парциальная программа «Мой край родной, Бурятия»
Вариативная программа (региональный компонент)
«Бурятия – край родной»
Пояснительная записка.
Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем.
Данная тема недостаточно исследована и поэтому возникла проблема интеграции национально-регионального компонента в образовательный процесс. Анализ программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада показал, что существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем, не уделяется должного внимания национально-региональному компоненту.
Публикация «Парциальная программа „Мой край родной, Бурятия“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Республика Бурятия
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.
Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому происходит формирование у детей знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Приобщая подрастающее поколение к истокам культуры родного края, знакомясь с бытом, традициями коренных народов, учитывая потребности многонационального населения нашей страны, строится педагогический процесс.
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, способствовать приобщению дошкольников к традиционной культуре народов Бурятии (традициям, обычаям, укладу жизни, быту и др., создание условий для формирования у детей интереса к изучению бурятского языка.
Формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Региональные особенности (климатические, экологические) учитываются при организации режима жизнедеятельности детей, системы физического воспитания дошкольников, реализуются в образовательных областях:
• в области познавательного развития (природа родного края, его история, традиции, знакомство с детскими бурятскими писателями, поэтами и пр.);
• художественно-эстетического развития (национальная народная культура и пр.);
• речевое развитие (чтение художественных произведений, пересказ, заучивание стихотворений);
• физическое развитие (туристические прогулки по экологической тропе);
• социально - коммуникативное развитие (игры с байкальским песком, водой и природным материалом родного края, социоигровое взаимодействие детей и взрослых, участие в детском экологическом движении - «Дети Байкала»);
С учетом многонационального состава населения Республики Бурятия особое внимание уделено этнокультурному компоненту в процессе диалога культур (русской, бурятской, эвенкийской, семейских и др.).
Возможность обучения детей бурятскому языку осуществляется в соответствии с п. 1.9. ФГОС Дошкольного Образования.
Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Республики Бурятии. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты.
Задачи:
1. знакомить детей с окружающим миром, с природой родного края, с бурятским народным творчеством, обычаями и традициями;
2. знакомить с произведениями изобразительного искусства
3. развивать художественные навыки и умения.
4. упражнять в рисовании геометрических, растительных, роговидных элементов бурятского орнамента.
5. обогащать опыт композиционного решения.
6. развивать фантазию, творческие способности.
7. воспитывать любовь к малой Родине.