Папки-передвижки

Парциальная программа в ДОУ для дошкольников

Светлана Аммосова
Парциальная программа в ДОУ для дошкольников

В чем же состоит особенность в формировании креативных качеств личности детей дошкольного возраста?

В первую очередь – возможность понять себя, окружающий мир, развивать навыки взаимодействия с другими людьми, совершенствоваться эмоционально, интеллектуально, духовно и физически.

Развивает ощущения, чувства, эмоции, мышление, воображение, фантазию, внимание, память, волю, умения и навыки (музыкальные, коммуникативные, интеллектуальные, художественные, двигательные).

Стержень технологии организации работы по формированию креативных качеств личности, которая становится смыслом для развертывания различных вариантов детской деятельности.

Успешное формирование креативных качеств личности в процессе развития способностей, возможно лишь при создании определенных условий, способствующих формированию у дошкольников самостоятельности, творческой активности, а также усвоения детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.

1. Целевой раздел

1.1 Объяснительная записка

Актуальность проблемной темы детского сада.

В целях объединения всех направлений образовательной деятельности наш коллектив решил опираться на общую проблемную тему детского сада с приоритетом на всестороннее детей развитие раннего и дошкольного возраста. Самообразование педагогов – интенсивная творческая педагогическая деятельность. Одним из залогов успеха каждого педагога – его профессиональная компетентность, как сложное профессиональное образование дошкольной практики. Воспитателям и специалистам детского сада возложена ответственность за жизнь, рост, развитие детского общества. Поэтому считаем важным объединить все усилия, педагогические идеи в одно целое.

Наша программа посвящена развитию креативных качеств личности в процессе развития способностей детей. «Креативность»-одна из базисных характеристик личности ребенка дошкольного возраста как; активная позиция ребенка, готовность к спонтанным решениям, любопытство, способность к речевому комментированию процесса и результатов своей деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение, способность создания творческого образа, который отличается оригинальностью., вариативностью, гибкостью и подвижностью.

Современному обществу необходимы люди, готовые к принятию и созданию принципиально новых идей. Таких людей называют креативными. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Отсутствие модели поддержки и развития креативных способностей дошкольников в условиях детского сада определяет проблему нашего исследования. Для ребенка приоритетной признается направленность на развитие личности, талантов, креативности и способностей ребенка. Такое понятие как «креативность» чаще всего рассматривается в педагогических и психологических науках, так как в работе с детьми основную роль играют не только ребенок, но и специалисты, которые способны нестандартно мыслить, отказываясь от привычных действий и алгоритмов, что в совокупности подразумевает собой креативность.

Объект исследования: развитие креативных способностей детей раннего и дошкольного возраста (двигательных, интеллектуальных, художественных, коммуникативных, музыкальных)

Предмет исследования: научно-методические условия становления креативных способностей, управление ими и контроля за успешностью их развития.

Гипотеза исследования: повышение эффективности развития креативных способностей детей раннего и дошкольного возраста в системе их непрерывного образования возможна при разработке:

-комплексной диагностики уровня двигательных, интеллектуальных, художественных, коммуникативных, музыкальных (как компонентов креативных способностей);

-плана повышения квалификации воспитателей и специалистов детского сада №28 «Кэнчээри» с. Танда для совершенствования их профессиональной деятельности;

-содержания педагогических мастерских по созданию авторских методик по развитию способностей детей и их апробация;

-опережающего управления и контроля за развитием способностей дошкольников с целью повышения качества образовательного процесса;

1.2 Цель и задачи комплексной программы

Цель программы: разработать условие и содержание поддержки развития креативных способностей детей раннего и дошкольного возраста в условиях МБДОУ «Детский сад №28 «Кэнчээри» с. Танда».

Задачи:

1. Сформировать концепцию развития креативных способностей у дошкольников;

2. Разработать и апробировать комплексную диагностику компонентов креативных способностей дошкольников разных возрастных групп;

3. Определить содержание работы педагогических мастерских;

4. Спроектировать авторские методики по развитию способностей детей раннего и дошкольного возраст;

5. Создать модели управления и контроля по развитию способностей детей для повышения эффективности их образования;

Блок художественно-эстетического направления

Данный блок обеспечивает воспитание личности каждого ребенка с целью раннего выявления и развития музыкальных и художественных способностей детей 2-7 лет во всех видах музыкальной и изобразительной деятельности.

Задачи:

1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;

2. Обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного, речевого развития детей. Формирование креативных качеств личности;

3. Воспитание и развитие детей с учетом ярко выраженных индивидуальных особенностей, проявление одаренности в музыкальной и художественно-творческой деятельности;

4. Формирование предметно-развивающей среды и условий для обогащения разнообразной художественной деятельности детей;

5. Создание модели взаимодействия детского сада и семьи художественно-эстетическом направлении в процессе развития креативных способностей детей 2-7 лет;

Раздел развития творческих способностей посредством нетрадиционного рисунка и поделок из бросового материала в арт-студии детского сада.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию ребенка в целом.

Показателями ожидаемых результатов креативных способностей художественного развития являются:

-преобразование уже знакомого материала, создание новой комбинации из усвоенных, самостоятельность, дополнение, изменение, вариации;

-поиски, пробы наилучшего решения задания;

-инициативность в применении новых приемов;

-быстрота реакций, находчивость в действиях, рассказах, ориентировка в новых условиях, способность воплощения новых образов;

-нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий;

-креативность личности охарактеризуется активностью позиции ребенка, готовность к спонтанным решениям, любопытство, способность к речевому комментированию процесса и результата своей деятельности;

-гибкость, подвижность действий;

Ожидаемые результаты реализации методики:

-увеличение активности, любознательности, инициативности и самостоятельности детей;

-оптимизация развития творческой и коммуникативной способностей;

-увеличение показателей развития компонентов креативных способностей;

Раздел развития эмоционального восприятия музыки через сюжетные танцы и постановки мюзикла.

Ожидаемый результат:

-способный импровизировать, инсценировать образ в движении;

-умение правильно выражать эмоциональный стиль любого образа;

-обладает правильной речью;

-умеет правильно интонировать в диалогах;

-уверенность в действиях;

-способность быстро ориентироваться в новых, незнакомых условиях, среде;

Эффективность музыкальной деятельности заключается в широком использовании методов формирования креативных качеств личности с внедрением принципов:

-оригинальности (способность выдвигать новые неожиданные идеи);

-гибкости (способность быстро и легко находить новые решения);

-продуктивности (разнообразность вариантов решения проблем);

Для этого широко используются:

-чередование индивидуальной, парной, подгрупповой и коллективной форм работы на одном занятии;

-вовлечение детей и родителей в проведение музыкально-ритмической мероприятии;

При этом создаются условия для развития музыкальной и литературной способностей, его стремление к усвоению новых способов действия и приемов комплексного решения эмоционально-смысловой и художественной задач в процессе развития эмоционального восприятия музыки посредством сюжетных танцев, постановки мюзиклов.

Этапы реализации музыкальной и литературной деятельности осуществляются в следующем порядке:

-На подготовительном этапе работы дети учатся выделять действия, поступки героев, через которых раскрываются их черты и взаимоотношения. Затем перед воспитанниками ставится задача освоения» композиции материала (завязки, кульминации, развязки). С этой целью организуются составление рассказа из опыта детей с помощью вспомогательных материалов, одновременно усваиваются образные передачи в движении, мимике. Позднее детей подводят к реализации сюжета в танцевальную и песенную композицию, так называемую «мюзикл». Педагогами демонстрируется «поиск» нужного образа, придумывается движения, раскрывающиеся образ того или иного героя выбранного произведения.

Соединение сюжетов, мыслей, придумывание декораций, бутафории, костюмов производится совместно с детьми и родителями; детям предлагается придумать, сочинить, изменить отдельный эпизод, место и время действий, заменить персонажей. Так создаются условия для успешного развития музыкальных и литературных способностей детей.

-На основном этапе происходит переход усвоенного материала в постановку сюжетных танцев или мюзикла. Разыгрывание по ролям с акцентом на использование образно-двигательных средств («говорящие движения»). Взрослый лишь управляет этим процессом, подчеркивая эмоциональное состояние персонажа, его намерения, направляет детей на сочинительство внутренних монологов в движении и песни. Во всех случаях выразительное движение сопровождаются речью, что свидетельствует об осознанности моделирования и передачи внутреннего характера изображаемого объекта. Н-р, «Придумайте, что можно сделать с лампочкой?», «Солнце. Что в нем хорошего и плохого?» (выявление противоречий, «Можно ли быть большим и маленьким одновременно?». При этом используются методы; ассоциаций (н-р, что какое «сердечное занятие», дырявая прогулка, фокальных объектов («бегущее яблоко», «смеющееся яблоко», синектики («Чем похожи фонарный столб и жираф?», «Что общего между машиной и осликом?»).

-Репетиционный этап осуществляется «прогоном» постановленного танца или мюзикла или его отдельных фрагментов.

Занятия проводятся в зависимости от возраста детей во второй половине дня:

-в младшей и средней группе 1 раз в неделю

-в старшей и подготовительной группе 2 раза в неделю

Заканчивается цикл занятий публичным выступлением или участием в конкурсах самодеятельности и результатом динамики развития креативных способностей детей.

БЛОК Физического развития

Ожидаемый результат:

-способный владеть любым спортивным инвентарем, соответствующим возрасту;

-выносливый;

-уверенный, активный в двигательной деятельности;

-легко, непринужденно взаимодействует с окружающим миром;

-самостоятельный, находчивый с собственными взглядами на мир;

-быстро ориентируется в новой среде;

Процесс формирования креативных качеств личности детей дошкольного возраста реализуется путем решения задач развития физических качеств детей посредством обучения видам северного многоборья.

Эффективность данной выбранной методики обусловлена на развитие креативных качествах личности как; физические качества (ловкость, быстрота, сила, координация, выносливость, двигательная, коммуникативная, игровое умение.

Обучение видам северного многоборья проводится с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Ознакомление и тренировочные циклы организуются с подвижными играми, с акцентом северных народных игр. Игры охарактеризуют три вида северного многоборья; бег с палкой по пересеченной местности, прыжок через нарты, бросание тынзяна на хорей. Подвижные игры разделены на определенные виды физического качества;

-игры, развивающие навык прыжка;

-игры для развития физических качеств, необходимых тынзяна

-игры, преимущественно развивающие координацию движения;

Общеразвивающие упражнения имитирующие природу севера разработаны на материале народного колорита с нетрадиционными оборудованиями; «Встреча солнца», «охотник», «На лыжах по снегу», «Северный олень», «комплекс с мячом из конского волоса», «комплекс ОРУ берестяным диском».

Обучения технике видам северного многоборья проводится с подводящими упражнениями. После усвоения вида и правил переходим на соревновательные приемы; бросание тынзяна (кольца на цель (кольцеброс, бег с палкой по ровной дорожке, затем с препятствиями, прыжки производятся с начало с мягкими, безопасными оборудованиями (легкие картонные нарты, затем на спортивных снарядах для прыжка через нарты.

Секционная работа проводится для детей старшего дошкольного возраста 2 раза в неделю, вне физкультурных занятий. Дети занимаются в легкой одежде, основном босиком.

Секционные занятия сопровождаются музыкальным оформлением, световым эффектом (северное сияние).

По плану проводятся турниры по всем трем видам, в основном весенний период времени (апрель, май месяцы).

В заключении цикла оценивается развитие компонентов креативных способностей по итогам показателей диагностики.

БЛОК речевое развитие.

Речевое развитие является одним из важных качеств креативной способности детей дошкольного возраста. Однако в современной образовательной ситуации не наблюдается единства в необходимости воздействия социума, где живет ребенок. Учитывая это, педагогический коллектив поставил перед собой задачу разработки методики развития коммуникативных способностей в процессе использования электронных картинок.

Цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством упражнений с использованием электронной картинки

Задачи:

1. Владение речью, как средством общения

2. Обогащение активного словаря

3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

4. Развитие творческих способностей, воображения.

Развивать с помощью упражнений посредством электронных картинок, связную речь у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:

-создать условие инновационной технологии ИКТ;

-использовать функциональность электронной картинки;

-дать ребенку возможность самому составить сюжет картины;

-проводить игры с учетом индивидуальных особенностей детей;

До пяти лет ребенок не должен проводить у компьютера не более 10 минут в день, постепенно можно немного увеличивать это время, добавляя по 3-4 минуты, и доведя его до 20-25 минут на тот момент, когда малышу исполнится 6-7 лет.

Ожидаемый результат самообразования педагога:

-комплекс электронных сюжетных картинок;

-методические пособия для работы с электронными картинками;

-методические рекомендации;

Коммуникативная направленность является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в использовании инновационных технологий.

БЛОК познавательное развитие.

Раздел интеллектуального развития детей дошкольного возраста в процессе инновационной деятельности по технологии «Ситуация».

Актуальностью решения данной проблемы на базе детского сада обусловлена тем, что проблема интеллектуального развития ребенка все чаще становится фактором, тормозящими процесс его социокультурного развития и становления качеств личности. С условием развития познавательной активности выступает заинтересованное отношение к явлениям, ситуациям, способы решения их в исследовательских действиях с появлением креативного мышления и воображения формируются способности к творчеству, коммуникации, двигательной активности, интеллекту. Показателями ожидаемых результатов выступают:

-умение дополнить, изменить, варьировать, создать новые комбинации;

-применение известного в новых ситуациях;

-самостоятельность в поисках приемов решения проблем;

-инициативность в применении новых идей, приемов;

-быстрота реакций, находчивость, хорошая ориентировка в новых условиях;

-оригинальность;

Содержание работы опирается на основе комментирования практических действий детей при целенаправленной педагогической работе для формирования основных компонентов интеллектуальной деятельности (мотивационный, ориентировочный, операциональный, лежащие в основе интеллектуальных способностей. Особое значение приобретает ситуативность игровых заданий, где варьируют мыслительные операции (сравнение, наблюдение, оценивание, измерение, равнение и т. д.).

Игры проводятся, как на организованных занятиях, так и в досуговых. Вся система организаций занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности. Дети не просто исследуют различные объекты окружающего мира, но и решают различные варианты задач, которые требуют от них догадки, смекалки и наблюдательности.

Структура организации игр по технологии «Ситуация»:

-введение в игровую ситуацию

-актуализация знаний

-затруднения в игровой ситуации

-открытие нового знания

-включение нового знания в систему знаний ребенка

-итог занятия (обобщение, анализ, оценка)

Ожидаемый результат:

-умеет анализировать результат или процесс игровых ситуаций (исключать лишнее, обобщать, классифицировать, устанавливать логические связи);

-умеет правильно сформулировать ответ;

-быстро реагировать на новую обстановку, изменение;

БЛОК социально-коммуникативное развитие.

РАЗДЕЛ Работа с семьями

Обеспечение систематической реализации работы партнерских отношений детского сада и семьи воспитанников детского сада реализуется через организации «Родительской академии». Целью, которого основывается на развитие способности и одаренности ребенка в процессе реализации креативных качеств личности детей дошкольного возраста. На основе данной цели решаются следующие задачи:

1. Выявить склонности детей, их интерес, способности;

2. Распространение педагогических знаний среди родителей;

3. Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, образования, жизни ребенка в детском саду;

4. Совместное изучение об особенностях детей, формирование единого подхода к реализации работы «Родительской академии»;

5. Повышение уровня педагогических знаний родителей;

6. Вовлечение родителей в педагогическую деятельность;

7. Разработка и реализация обоснованного плана работы для развития способностей детей;

8. Практическая помощь родителям по вопросам проектной деятельности;

Благодаря внедрению в жизнь детского сада данного подхода работы были проведены работы как:

-изучение теоретических и программно-методических основ домашнего воспитания и обучения детей, взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников –на этапе разработки комплекса условий, необходимых для создания родительской академии как инновационной формы педагогического сотрудничества и формирования педагогического сообщества с детским садом;

-систематизация и обобщение концептуальных основ деятельности Родительской академии, принципов и направлений работы, форм и методов оптимизации сотрудничества семьи и ДОУ;

-создание условий для формирования активной позиции родителей в ходе сотрудничества с педагогами, повышения педагогической и коммуникативной компетентности родителей и сотрудников ДОУ;

-разработка этапа функционирования Родительской академии как открытой системы в процессе взаимодействия с семьями воспитанников детского сада;

Направления работы родительской академии:

-Клуб «Музыка для всех»;

-Клуб «Конструкторское бюро»;

-Клуб маленьких дизайнеров;

-Клуб «Бабушкин сундучок»

Раздел Детская журналистика.

Цель: формирование креативных качеств личности в процессе развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Выявление психолого-педагогических условий развития коммуникативных способностей у детей д/в;

2. Определение методов и приемов развития коммуникативный способностей посредством детской журналистики;

3. Разработка содержания педагогического воздействия на каждом этапе работы, учитывающая необходимость включения в работу с детьми специальных творческих заданий в журналисткой деятельности;

Инструментарий: детская журналистская деятельность.

Наиболее эффективным средством реализации плана работы выступают сюжетно-ролевые игры. Ребенок учится оперативно перестраивать образы, в некоторых случаях создавать новые. При этом необходимо учитывать уровень сформированности произвольного поведения и коммуникативной активности каждого воспитанника.

Содержание работы журналистской деятельности представляем в виде следующих этапов:

1 этап.

-создание условий для занятий детской журналистикой;

-конкретизация задач для игровой ситуации, в общем для всех и отдельно для каждого игрока;

-построение образцов результата действий (итоговых действий журналиста);

2 этап.

-формирование механизмов развития коммуникативной способности в процессе журналистской деятельности;

-осуществление трансляции от взрослого к ребенку ориентировочной, контрольной и регулирующей функций развития данной способности, а также системности выполнения действий в процессе организации коммуникативной активности и развития речевого умения и навыка общения;

-формирование ориентировочного компонента деятельности (выделение особой реальности игры, самостоятельности, активности ориентировки в ходе игры)

-формирование контрольной функции (замечание взрослого, взаимоконтроль, самостоятельный намеренный контроль)

-Передача опосредованных форм поведения через разделенную деятельность от педагога к детям (демонстрация через показ, просмотр, совместное решение проблем, стимуляция самостоятельности детей, отработка уже приобретенного опыта)

3 этап.

-формирование связей между разными способами в процессе игровых действий;

-поддержка постоянной связи участников сюжетно-ролевых игр;

-стимулирование желаний детей улучшить результаты в обучении журналистской деятельности;

-формирование обобщенного качества различных форм опосредования;

-формирование деловых качеств личности;

Ожидаемые результаты реализации работы с детьми старшего дошкольного возраста данного раздела:

-активность

-любознательность

-инициативность

-самостоятельность

-оптимизация развития коммуникативной, интеллектуальной и двигательной способностей;

-увеличение показателей развития креативных способностей, творческих действий в процессе организованной и неорганизованной сюжетно-ролевой деятельности;

-выпуск материалов информационной коммуникации;

Оборудования для журналистской деятельности:

-образно-символический материал (схемы, алгоритмы);

-предметно-пространственная среда (материалы для студии журналистики);

-технические средства обучения;

Алгоритм журналистской деятельности:

-осознание поставленной цели

-установление объекта

-изучение известного об объекте

-постановка плана к реализации репортажа

-реализация репортерской деятельности

-обобщение, итог

Алгоритм рассказа события:

-место нахождения

-тема репортажа

-интервью с участниками события

-результат события

-подведение итогов

Оценивание реальных достижений креативных качеств ребенка в его повседневной активности и деятельности в естественной среде, основывались на современных новейших представлениях об оценке дошкольного образования.

Комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов дает возможность всем педагогам и специалистам организовать работу по принципу совокупности всех детских деятельностей.

Прогнозируемым результатом реализации данной программы будет приоритетным направление детского сада в процессе развития креативных качеств личности детей дошкольного возраста.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Парциальная образовательная программа «Познаю мир» для старших дошкольниковПарциальная образовательная программа «Познаю мир» для старших дошкольников ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОЗНАЮ МИР» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.

«Веселый английский». Программа раннего обучения дошкольников Программа «Веселый английский» Содержание: 1. Пояснительная записка: актуальность, проблема, цель, задачи, ожидаемые результаты. 2. Структура.

Программа «Ладошка»Программа «Ладошка» Авторская программа "Ладошка" Пояснительная записка "Ум ребёнка - на кончиках его пальцев" В. И. Сухомлинский. Программа «Ладошка» предназначена.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Парциальная программа в ДОУ для дошкольников
Опубликовано: 17 октября 2024 в 06:02
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Парциальная программа в ДОУ для дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Аммосова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября. Всемирный день пения

Сегодняшний праздник отмечают все любители пения и артисты, для которых исполнение песен стало профессией. Цель празднования — популяризация пения, как способа достичь понимания, единства и гармонии с...

16 октября. Всемирный день хлеба. Папка-передвижка

День хлеба во всем мире отмечается 16 октября. Этот праздник посвящен самой важной пище на нашей планете — хлеб в том или ином виде присутствует в национальных кухнях почти всех народов.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД