Вика
Парциальная проект программа формирования экологических представлений детей «Мы — маленькая частичка природы»
▼ Скачать + Заказать документы
" Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А. С Макаренко»"
Парциальная образовательная программа
формирования экологических представлений детей подготовительного дошкольного возраста
«Мы - маленькая частичка природы»
вторая часть, формируемая участниками образовательных отношений
составитель: Кочергина Виктория Александровна
Публикация «Парциальная проект программа формирования экологических представлений детей „Мы — маленькая частичка природы“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, защита природы. Программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Новосибирск
2021
1. Пояснительная записка
Согласно ФГОС ДОпункт 2.6. образовательная область «Познавательное развитие» предполагает «формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы». Данное направление особо актуально в дошкольный период, потому что именно в дошкольный период воспитываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Обострением глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих точках земного шара обусловлено сегодня все возрастающее внимание общества к вопросам экологического воспитания подрастающего поколения. Повышение уровня экологической воспитанности подрастающего поколения находится в прямой зависимости от полноты научных представлений о своеобразии процесса экологического воспитания на каждом возрастном отрезке и его практической реализации с учетом выявленных особенностей. А значит встает вопрос не только об экологическом образование, но и об экологическом воспитании. Как следствие было принято решение систематизировать эту работу в рамках нашей программы.
Рабочая программа части формируемой участниками образовательных отношений разработана для группы общеразвивающей направленности, которую посещают дети 6-7 лет (далее - Программа) :
- в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования;
- на основе основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО) дошкольной образовательной организации (далее - ДОО);
-парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет, С. Н. Николаева.
1.1. Цель и задачи реализации Программы
Цель программы : формирование предпосылок экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в рамках организации экологических праздников.
Задачи программы :
1. Образовательные
• Формировать экологическую культуру как неотъемлемую часть духовной культуры;
• формировать ряд конкретных и обобщённых представлений о явлениях живой и неживой природы;
2. Развивающие
• развивать память, внимание, восприятие; творческое и художественное
мышление, воображение и фантазию;
• обогащать словарный запас детей;
• развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
3. Воспитательные
• воспитывать у детей интерес к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным;
• воспитывать эстетические чувства;
1.2. Принципы и подходы, к формированию Программы
Принцип научности – предполагающий стимулирование познавательного интереса детей к художественной литературе, окружающему миру; формирование основ научного мировоззрения.
Принцип доступности – обеспечивающий адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, особенностей личностного развития детей дошкольного возраста.
Принцип последовательности – обеспечивающий постепенное обогащение содержания образования.
Принцип системности – предполагающий формирование у дошкольников обобщенного представления о взаимодействии в социуме, где все участники общения, процессы, явления находятся во взаимосвязи и взаимозависимости.
Принцип интегративности - предусматривающий возможность использования содержания познавательных представлений и их реализацию в разных видах деятельности.
Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка - создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Кроме того, в программе предусматривается решение целей и задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности (на занятиях, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали :
- системно-деятельностный подход, обеспечивающий возможности детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике, формирующий умение рефлексировать. Данный подход нацелен на формирование развитой личности, помогает раскрепостить детей, развивать у них самостоятельность, двигательную активность;
- гуманитарный подход предполагает обращенность к личности ребенка через неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов; удовлетворение его потребностей, т. е. становление в каждом ребенке субъективности;
- культурологический подход опосредуется принципом культуросообразности воспитания и обучения и позволяет рассмотреть воспитание как культурный процесс, основанный на присвоении ребенком ценностей общечеловеческой и национальной культуры;
- возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др., а также социально психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей;
- индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников. Он же предусматривает обеспеченность для каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического благополучия, полноценного физического воспитания.
1.3. Возрастные особенности детей 6-7 лет
Программа «Мы - маленькая частичка природы», ориентирована на детей старшего дошкольного возраста. Программа учитывает возрастные особенности усвоения программного материала детьми 6-7лет:
• Дети 6-7 лет активно познают окружающий мир;
• Проявляет интерес к социальным событиям, отражающимся в средствах массовой информации, разговаривает о них с взрослыми и сверстниками;
• Ребенок способен рассматривать любую проблему не только со своей стороны;
• Понимает признаки многих предметов и может их анализировать;
• Ребенок начинает понимать, что в жизни присутствуют не только игры;
• Ребенок эмоционально и физически полностью готов к школе
• Ребенок проявляет интерес к миру людей, человеческих взаимодействий
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Реализация образовательной программы будет способствовать достижению следующих результатов:
Ребенок имеет представление о способах приветствия, поведения в различных ситуациях общения, использует их на практике
Знает и может воспользоваться различными способами выхода из конфликтных ситуаций, и решения конфликтов как со взрослыми так и со сверстниками.
В группе детей и взрослых умеет налаживать эмоционально положительный контакт, знакомится с новыми людьми, вступать в группу детей и принимать новых детей. Готов к выстраиванию взаимоотношений не только в группе детского сада, но и в дальнейшем в школьном классе.
Отслеживание результатов освоения Программы «Мы – маленькая частичка природы». Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) :
• у ребенка сформировано ценностное отношение к природе родного края;
• ребенок имеет первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
• ребенок имеет первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в детском саду, на участке, по месту жительства;
• ребенок имеет личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, акциях.
Организация праздников, развлечений, в частности посвященных Дню Птиц и т. д.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Целевые ориентиры в соответствии с ФГОС ДО Целевые ориентиры в соответствии с реализацией части, формируемой участниками образовательных отношений (далее – ЧФУОО) Целевые ориентиры в соответствии с реализацией коррекционной работы
- Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, участвует в совместных играх.
-Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельность;
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
- ребенок способен к волевым усилиям;
Ребенок проявляет любознательность;
- Ребенок самостоятельно принимает решение о вступлении в игру, может являться инициатором начал игры, умеет вносить в нее предложения по ее развитию.
- У ребёнка сформирована экологическая культура как неотъемлемую часть духовной культуры;
- У ребёнка сформирован ряд конкретных и обобщённых представлений о явлениях живой и неживой природы;
- У ребенка сформирован интерес к родной природе.
1.5. Педагогическая диагностика
Реализация Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в виде мониторинга, что предполагает непрерывный процесс наблюдения, а также учета критериев и показателей.
Суть педагогической диагностики заключается в том, что при оценке индивидуального развития воспитанников мы соблюдаем два основополагающих принципа:
• не присваиваем критериям развития ребенка числовую характеристику;
• не сравниваем индивидуальные достижения воспитанников межу собой.
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
С этой целью используются карты наблюдений детского развития