Ольга Романова
Консультация для родителей «Словесные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Это два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.
«Самое важное для развития мышления – уметь пользоваться знаниями. Это значит – отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать».
Публикация «Консультация для родителей „Словесные игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Словесные игры
- Темочки
Научить ребенка думать, приучать его к умственному труду – нелегкая задача для взрослых. Чтобы приучать ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разным методами, среди которых на особом месте стоит словесная дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.
В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах, а «представление – это все равно, что обобщенное воспоминание. Этот переход к мышлению в общих представлениях есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления». Словесная игра требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц ит. д.
Игры без игрушек и без картины, игры со словом давно известны в педагогике, как в народной, так и в классической. Всем известны народные игры - потешки «Ладушки», «Сорока-ворона», и другие. Они являются первыми и любимыми «уроками» маленьких детей по родному слову.
Для более старших - народная педагогика создала другие игры, пословицы, как, например, «Каравай», «Гуси-гуси», «Краски», в которых дети, играя со словом, упражняются в произношении слов, в правильном их использовании.
Словесные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Лишь незначительная часть игр направлена на развитие мыслительной способности детей. В старшем же дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно – логическое мышление, необходимо больше использовать словесные игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности. Словесная дидактическая игра – доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания самой игры.
Предлагаем игры, в которые вы можете поиграть с ребенком.
Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем.
Водящий, обращаясь к детям, говорит; «Сегодня мы поиграем в игру. Тот из нас кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты (или закроет глаза, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Выбирается водящий.
Взрослый изображает как будто – бы он пилит дрова. «Что я делаю?»- спрашивает он у детей. «Дрова пилите».- «Давайте все будем пилить дрова».
Приглашают водящего. «Где вы были? Что вы делали?» - спрашивает он. Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Дети и взрослый изображают пилку дров, водящий отгадывает: «Вы пилите дрова». Для продолжения игры выбирают другого водящего.
Когда выходит новый водящий, взрослый и дети придумывают новое действие, которое они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, играть на пианино, и др.
Так бывает или нет
Взрослый обращается к детям, объясняя правила игры : «Сейчас я буду вам о чем – то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть. Примерные рассказы:
«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».
«Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем скворечники для птиц!»- предложил Петя. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям».
«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье.
Дети ели и удивлялись».
Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках», - сказала Света. «А я люблю купаться в реке, - сказала Люда, мы с мамой будем ездить на речку и загорать».
Зеркало
Дети становятся в круг. Выбранный ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят.
Ровным кругом, друг за другом,
Эй, ребята, не зевать!
Что нам Ванечка покажет,
Будем дружно выполнять.
Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их.
Какое время года
Подготовьте карточки, на которых выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку, взрослый спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» - и, открывая карточку, читает текст. Дети отгадывают.
Загадки:
Дел у меня не мало, я белым покрывалом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю.
Белю поля, дома, Зовут меня (зима)
Я раскрываю почки в зеленые листочки
Деревья одеваю, посевы поливаю
Движения полна, зовут меня (весна).
Я соткано из зноя, несу тепло с собою
Я реки согреваю, «Купайтесь!»-приглашаю
И любите за это, вы меня. Я (лето)
Несу я урожаи, поля вновь засеваю
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю
Но не касаюсь сосен и елочек. Я (осень)
«Что подарили Наташе»
Взрослый рассказывает: «Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа лежит в корзиночке что-то круглое, гладенькое, зеленое, а с одного бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыла, как это называется»,- подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала?»
Другой вариант: «Однажды в детский сад пришел гость. Одет он был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник?
Такие разговоры – загадки можно вести о разных предметах и явлениях.