Ксения Космовская
Консультация для родителей «Возрастная норма развития детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
«От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние» Л. Н. Толстой
Речь.
С первых лет жизни ребенок попадает в социум, где есть определенные правила, отношения, нормы. Основной способ общения и передачи информации в человеческом обществе - речь.
То, что речь напрямую связана с интеллектом, является неоспоримым фактом. Именно речь и интеллект отличают человека от всех живых существ. Речь это навык, который стремительно формируется с первых дней жизни ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Возрастная норма развития детей 2–3 лет“» размещена в разделах
Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка, достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у ребенка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
• Словарный запас достигает 1000 слов
• Дети учатся говорить фразами из 3-4 слов
• Повышается подвижность артикуляционного аппарата
• Трудные по артикуляции звуки заменяются простыми
• Четко оформляется артикуляция гласных и простых согласных звуков: м, н, б, п
• Дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию
• Дети пытаются сохранить слоговую структуру слова
• В речи появляется слово «Я»
• Доступны пониманию сказки и рассказы
Если у ребенка отсутствует фразовая речь, на это следует обратить особое внимание!
В звукопроизношении для детей 2-3 лет характерна общая смягченность речи. Такое несовершенство произношения еще не требует специальной коррекции, но для его успешного преодоления и предупреждения возможного нарушения звукопроизношения требуется активная профилактическая работа по укреплению мышц органов артикуляционного аппарата: губ, языка, щек.
Двухлетние дети не пользуются причастиями, деепричастиями и числительными. Прилагательными ребёнок может обозначать:
• размеры предметов (большой, маленький);
• цвет (зелёный, красный, синий, жёлтый, белый, чёрный);
• свойства предметов (сладкий, кислый, холодный, горячий);
• качества (хороший, плохой);
• форму (круглый, квадратный, треугольный).
В речи малыша активно появляются обобщающие слова, такие как игрушки, фрукты, овощи, одежда, мебель, посуда, животные. Он может ещё путать предметы из одной и той же группы, называя словом туфли и ботинки, и тапочки, и даже короткие сапожки или сами понятия овощи — фрукты. Всё реже и реже встречаются в речи ребёнка облегчённые слова (би-би вместо слова машина).
Активно развивается словотворчество, малыш сам придумывает слова.
Признаки благополучного развития ребенка.
• Физическое развитие ребёнка соответствует возрасту.
• У ребёнка нет никаких неврологических заболеваний.
• Ребёнок активно общается со знакомыми, родными, но может стесняться разговаривать с незнакомыми людьми.
• Ребёнок охотно повторяет за вами всё, что слышит.
• Ребёнок активно решает свои проблемы с помощью речи.
• Вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
Признаки задержки развития речи:
• ребёнок не может воплотить свою мысль в речевое сообщение, он затрудняется при ответе на вопросы взрослого;
• активный и пассивный словарь накапливаются очень медленными темпами;
• дети с трудом строят даже короткую фразу;
• распространённое предложение дети не могут не только построить самостоятельно, но и повторить за взрослым, например «Мишка косолапый по лесу идёт»
• в произносимых словах часто встречаются перестановки слогов и звуков, замещение одного звука другим;
• при произношении отдельных звуков у ребёнка заметно напряжение или подёргивание мышц лица;
• он не понимает смысл прочитанной взрослым сказки, потешки, затрудняется ответить на простой вопрос по её содержанию, не может пересказать;
• у малыша возникает сложность при собирании матрёшек, кубиков, разрезных картинок, состоящих из четырёх частей.
Как избежать задержки развития речи:
1. Разговаривайте со своим ребёнком во время всех видов деятельности (приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, прогулка и т. д.)
2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, чётко, с интонацией.
3. Говорите, используя правильно построенные фразы, короткие предложения.
4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребёнка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
5. Учите ребёнка понимать и выполнять словесные инструкции сначала простые, затем сложные (Возьми мишку. Возьми мишку и посади на стульчик. Возьми мишку и посади на стульчик рядом с собачкой.)
6. Не переходите на детский язык, не «сюсюкайте» сами и объясните бабушкам.
7. Игра - основная деятельность ребёнка, поэтому больше играйте, превратите занятия в интересные игры (игры с пальчиками, игры с предметами и т. д.)
8. Каждый день читайте стихи, сказки, обсуждайте картинки.