Приложение МААМ

Памятки для учителя «Как работать с трудными детьми, если родители не хотят идти навстречу»

Анна Савчук
Памятки для учителя «Как работать с трудными детьми, если родители не хотят идти навстречу»
▼ Скачать + Заказать документы

Школа и семья должны сотрудничать, если у ребенка возникают проблемы в поведении или он не хочет учиться. Но это в идеале. В реальности родители могут отказаться признавать проблемы ребенка, а сложности списать на ошибки педагогов или «такой характер» ребенка. В статье собрали приемы и решения, которые помогут скорректировать поведение детей и выстроить контакт с «неудобными» родителями.

Разобраться, почему родители не признают проблемы

Выстроить стратегию общения с родителями, которые игнорируют сложности детей, поможет определение причин такого поведения. Основных причин три.

Причина в самооценке. Признать проблему ребенка для родителя значит признать наличие недостатка или ошибки в самом себе. Он отрицает проблему, чтобы защитить свою самооценку. Такие родители объясняют трудности ребенка его позитивными или нейтральными чертами характера: «юморист», «мечтатель», «стремится быть лидером», «ему скучно, потому что вы плохо учите». Или сваливают вину на учителей: «вы к нему придираетесь», «хотите убрать неудобного ребенка!».

Причина в удобстве. Родителям так проще. Если признать проблему, значит, нужно действовать. Может быть, придется менять все взаимодействие в семье. Родители не хотят брать на себя ответственность, расходовать силы на преодоление проблемы. Они в принципе отрицают, что их участие может облегчить ситуацию. Да и сложностей, по мнению таких родителей, нет. От них вы можете услышать: «все дети дерутся», «учителя сами должны уметь с этим справиться», «мне что, на уроках с ним сидеть?».

Причина в асоциальности. Маргинальные родители не осознают и не выполняют свои родительские обязанности, не вовлечены в жизнь ребенка. Они не могут быть помощниками в решении проблем ребенка, пока не решат свои. Для самого родителя нормально то, что не является нормой с точки зрения педагогов, и предложить ничего он не может и не хочет. Вместо помощи такой родитель или угрожает ребенку: «Я ему голову оторву!» Или говорит, что сам в школе имел проблемы: «Я тоже плохо учился», а чаще вообще ничего вразумительного сказать не может, только шумит или жалуется на жизнь.

Определить, почему ребенок плохо себя ведет или не хочет учиться

Причин, по которым школьник становится неуправляемым, несколько. Например, таким поведением ребенок может реагировать на эмоциональные или учебные сложности. Он ищет внимания, борется за власть, мстит или отказывается от совершенствования.

Иногда даже очень опытным педагогам трудно понять, что служит причиной проблемного поведения ребенка. Разобраться поможет модель Р. Дрейкурса о четырех целях проблемного поведения детей. Она опирается на эмоции взрослого. Учителю не придется додумывать реакции за школьника. Пусть педагог отследит, какую эмоцию вызывает у него провоцирующее поведение школьника, и сверится с таблицей.

Таблица. Модель целей проблемного поведения детей Р. Дрейкурса

Какую эмоцию вы испытали Что с учеником, для чего он так себя ведет

Раздражение Он ищет внимания. Не вовлечен в урок или взаимодействие с вами таким образом, чтобы чувствовать, что он имеет для вас значение

Гнев Он борется с вами за власть и влияние. Он ощущает, что находится в ситуации, когда ничего не решает сам. Хочет влиять на происходящее

Обида Он мстит. Вам или всем взрослым в вашем лице. Испытывает боль из-за каких-то действий взрослых. Не доверяет

Бессилие Он пытается избежать чего-то, уклониться, избежать достижений, хочет вызвать жалость и безнадежность, чтобы от него отстали, обычно потому, что не верит, что может

Соблюдать в работе со сложным школьником принципы

Таким образом, у вас есть психологически проблемный ребенок не менее проблемных родителей. Уверенности в том, что кто-либо, кроме вас, будет противостоять его проблемному поведению, нет. Чтобы скорректировать поведение такого ученика, следуйте принципам.

Всегда реагировать на проблемное поведение ученика немедленно и не риторически. Никаких «ладно, сегодня стерплю», никаких обещаний, угроз, многословных высказываний. Вместо этого нужно сразу действовать, но не оскорблять, ясно обозначить границы дозволенного. Важно ничего не говорить о личности ученика, не давать прогнозов типа «а на ЕГЭ тоже смеяться будешь». Вместо этого можно использовать способ «команда роботу» – сформулировать правило точно и ясно, как будто оно для робота, который понимает все буквально: «на уроке не шумят», «так говорить нельзя», «иди сразу к доске». Или использовать «стоп-прием» – сделать шаг к ученику и кратко веским тоном произнести: «работаем», «сейчас молча». Пусть это будет одно-два слова, которые направят на дело.

Ставить скромные цели. Они достижимы. Проблемный ученик простым не станет, по крайней мере не быстро. Так что лучше выбрать маленькие задачи. Бесполезно пытаться переделать ученика, но можно добиться небольших конкретных изменений в его поведении: не надо перевоспитывать хама, надо добиться тишины в классе. Например, сказать: «мешаешь», «тишина». Без агрессии задать вопрос: «тебе дать задание сложнее?».

Управлять занятостью ученика на уроке. Это то, чем может и должен управлять учитель. Ориентируйте педагогов не ждать, пока понадобятся дисциплинарные меры, а сразу управлять классом- задавать темп, порядок смены видов работы, использовать практические задания, никому не давать отсиживаться.

Снизить остроту психологических проблем школьников

Признавать чувства. За проблемным поведением всегда стоит негативная эмоция или неудовлетворенная потребность. Ученику нужно задать вопрос: «злишься?», «не получается?», «нужна помощь?» Обязательно выслушать ответ и не обесценивать чувства ученика фразами типа «на уроке не должно быть скучно», «нечего злиться из-за таких мелочей».

Запрещать действия, а не чувства. Невозможно запретить скучать, злиться или не понимать. Можно запретить доставать телефон или толкаться. Когда запрещаете что-то, произносите правило: «драться нельзя», «телефон – в рюкзак».

Стресс – не время для воспитания. В сложных ситуациях говорите меньше, чем ученик. Он захвачен эмоциями? Озвучьте то чувство, которое он, по вашему мнению, испытывает, например: «думаю, это обидно». Выслушайте, что он скажет. Не надо долгих разговоров.

Используйте описание, чтобы закреплять даже малейшие положительные действия и сдвиги в поведении. Вслух опишите действия ученика, которые ему стоит продолжать: «я вижу, ты уже нашел задание». Описывайте свои чувства: «я сержусь, когда приходится повторять», «мне понравилось, что ты смог сдержаться». Раздайте педагогам памятки, которые помогут выбрать способ действий, если что-то пошло не так.

Публикации по теме:

Физкультурное развлечение на воздухе «Навстречу Олимпиаде» с детьми старшего дошкольного возрастаФизкультурное развлечение на воздухе «Навстречу Олимпиаде» с детьми старшего дошкольного возраста Зимние Олимпийские игры 2022 в Пекине в самом разгаре. На сборную команду России возложены большие надежды, ожидания новых побед и новых.

Фотоотчет об изготовлении поздравительных открыток ко Дню учителя «Славим мы величие учителя» в центре помощи семье и детямФотоотчет об изготовлении поздравительных открыток ко Дню учителя «Славим мы величие учителя» в центре помощи семье и детям Дорогие друзья, доброе время суток! Вашему вниманию предлагаю фотоотчет изготовления поздравительных открыток ко Дню учителя "Славим мы.

Фотоотчёт «На парад Победы нам идти пора»Фотоотчёт «На парад Победы нам идти пора» Готовясь ко Дню Победы, мы стараемся формировать у детей чувство сопричастности к истории своей страны, своей семьи; развивать у воспитанников.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Памятки для учителя «Как работать с трудными детьми, если родители не хотят идти навстречу»
Опубликовано: 29 ноября 2024 в 08:26
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Памятки для учителя «Как работать с трудными детьми, если родители не хотят идти навстречу»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Савчук (УИ 312248) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД