Ольга Бондаренко
Памятки для родителей по воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Приучайте такого ребёнка к самостоятельности настойчивее, но обязательно используйте следующие секреты воспитания :
•В любом деле должно быть радостное настроение. Утро, когда все спешат, не лучшее время для приучения к самостоятельности. А после обеда Вы уже можете спокойно и весело играть с ребёнком в «интересное» из жизни, например, учиться завязывать шнурки, застёгивать пуговицы или мыть посуду.
•Поддерживайте (не высмеивайте и не унижайте) каждую попытку, каждый признак самостоятельности там, где ребёнок ранее сворачивал с правильного пути.
Темочки:
•Понемногу прибавляйте нагрузку. Например, вместе выносите мусорное ведро. Потом пусть ребёнок вынесет его сам, а Вы проводите до середины дороги. Затем только постойте у открытых дверей, а далее уже ждите его дома.
Так преодолевается неуверенность
ребёнка!
•Иногда ему потребуется много времени для самостоятельного выполнения какого – либо дела. Пусть ребёнок учится. А Вывооружитесь терпением (не упрекайте, соблюдайте тактику и обязательно похвалите своё чадо за старание!.
Семейная копилка
«Что делать с ребёнком, который не
проявляет желания к
самостоятельной деятельности?»
Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Успешность ее формирования на самых ранних этапах развития во многом определяет направленность личности. Самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности, без самостоятельности личность не становится полноценной.
Долгое время основным критерием самостоятельности считали отсутствие у ребенка ориентации на помощь и поддержку взрослого. Высказывания «Я сам», и автономность в действиях рассматривались как наиболее достоверные признаки сложившейся или складывающейся самостоятельности. Однако наблюдения показывают, что абсолютно надежными признаками самостоятельности эти данные не являются. Так тяга к самообслуживанию, к самостоятельности в некоторых действиях, ярко обнаруживающаяся у детей в три года, к пяти – шести годам может абсолютно бесследно исчезнуть, не оставив в личности необходимого отпечатка, не став насущной потребностью. Дело в том, что многие элементарные проявления самостоятельности в середине раннего возраста – это признак псевдосамостоятельности.
Воспитывать самостоятельность, несомненно, необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.
Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя – это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Первый из них – негативизм, т. е. не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать, наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших.
Затем – упрямство. Не следует путать его с настойчивостью. Кроме того, наблюдается строптивость. Ребенок начинает отрицать все, что он делал раньше. Его протест направлен не против конкретного взрослого, а против всего образа жизни. И наконец, своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности даже в том, что еще мало умеет.
В поведении ребенка могут наблюдаться и такие явления, как бунт против окружающих. Ребенок постоянно ссорится с окружающими людьми, ведет себя очень агрессивно. Может обзывать взрослого бранными словами, которых раньше не употреблял. Или отказываться играть со своими игрушками, замахиваться на них, будто они живые.
Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка. Дети стремятся к самостоятельности, но возникает вопрос: что, же они могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте, несмотря на то, что они еще малы? Такой ребенок уже способен включатся в различную полезную деятельность. Например, трехлетние дети умеют самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, есть, пользуясь ложкой и вилкой. Они очень активны и с огромным удовольствием выполняют различные поручения взрослых. Стремление к самостоятельности особенно велико, когда ребенок принимает участие в настоящей работе, выполняемой взрослыми: подает картошку, чтобы мама ее почистила, приносит и убирает со стола посуду, помогает накрывать на стол. Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. Прежде всего, нужно создать необходимые условия для проявления самостоятельности: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальное место для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков, постоянное и удобное место для полотенца и т. д. Но создания условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи.
Папка передвижка
Подвижные познавательные игры на природе
К дереву-беги!
Задача: закрепить знания детей о деревьях, произрастающих на участке детского сада, развить умение диффферениировать их, активизировать речь, внимание.
Правила игры: водящий рассказывает о загаданном дереве. Например: «У нас на участке растет красивое дерево. Оно стройное, кудрявое. На нем краснеют гроздья ягод». Затем дается команда: «Раз, два, три! К этому дереву - беги!»
Дети должны подбежать к рябине.
Кто ошибся и подбежал не к тому дереву, отдает свой фант, который в конце игры должен отыграть.
Что мы делали - не скажем, в что видели - покажем.
«Пастбище» - игра для любого количества участников, рассчитана на младший дошкольный возраст. Помогает детям познать мир насекомых. Подходит для теплого времени года, когда в траве и на деревьях можно увидеть разных насекомых. Дети должны определить «кто это» и повторить звуки, которые свойственны данному насекомому. Такое подражание очень веселит малышей, позволяет им узнать новое, способствует контактированию в группе.
«Догонялки» - развивает эмоциональные и физические качества. Эта игра подходит для любого возраста. Разнообразить ее можно, ограничив поле для преследования, разделив участников на группы, добавив передающийся предмет (по аналогии с эстафетной палочкой).
«Сокровища» - игра, в подготовке которой должны принять участие взрослые или старшие дети. Необходимо написать на листочках задание – список предметов, которые нужно найти и собрать быстрее всех. Например: небольшой круглый плод, перо птицы, два сухих листа, желтый цветок. Победитель награждается призом. Это могут быть цветные мелки, скакалка – с такими предметами игры продолжатся снова.
«Человек» - замечательно подойдет для активного отдыха, имеет познавательный характер. Участников может быть любое количество. Ведущий стоит за чертой и называет какую-нибудь букву. Те из игроков, кто вспомнил на эту букву часть тела человека, проходят за черту, остальные (кто ничего не придумал) – пытаются перебежать, а ведущий их ловит. Состязание заканчивается, когда вся команда оказалась по другую сторону преграды. С помощью считалочки выбирается новый ведущий.
«Жмурки-носилки» - дополнительно потребуется небольшой столик, две табуретки, десять одинаковых небольших предметов (кубики, шишки, яблоки). Двое игроков с завязанными глазами соревнуются, кто быстрее перенесет пять предметов к себе на стульчик. Наблюдающие следят за тем, чтобы «бегуны» не столкнулись и веселятся, если кто-то потеряет ориентир и перепутает свой «домик» с табуреткой соперника. Тот, у кого первого окажется пять предметов, и выиграл. Такие соревнования порадуют детей 6 – 12 лет.
«Гонки на руках» - очень полезная для здоровья, подвижная игра. Необходимое условие – теплое время года. Проводить можно на чистой площадке, травянистой поляне. Дети разбиваются на пары и соревнуются в беге, причем один из пары держит другого за ноги и тот бежит на руках. Пройдя половину дистанции, игроки в паре меняются ролями. Победитель – первый добравшийся до финиша тандем.