Филоненко Ираида
Памятка воспитателю «Пять правил обучения детей на природе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Невообразимая красота цветов.
Грациозный полет птиц.
Шум ветра в кронах деревьев.
В какой-то из моментов вашей жизни природа
затрагивает в Вас. во мне, и во всех нас что-то
очень личное, особенное. Ее тайна приоткрывается
для нас в своей ошеломляющей чистоте,
напоминая о том, что Жизнь выше мелкой людской
суеты».
Джозеф Корнелл
В основе этих правил лежат два основных чувства – уважение к детям и благоговейное отношение к природе – и следование этим чувствам дает прекрасный отклик.
Правило 1. МЕНЬШЕ УЧИТЕ, БОЛЬШЕ ДЕЛИТЕСЬ
Публикация «Памятка воспитателю „Пять правил обучения детей на природе“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Прогулки в лесу, правила поведения на природе. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Взрослым необходимо делиться своими душевными переживаниями с детьми. Только разделяя с другими наши мысли и чувства, мы по-настоящему общаемся и способны породить в других любовь и уважение к земле. Когда мы делимся с детьми своими идеями и чувствами, мы побуждаем детей изучать их собственные чувства и ощущения. Между взрослым и ребёнком возникает прекрасное доверие и дружба.
Правило 2. БУДЬТЕ ОТКРЫТЫМИ К ВОСПРИЯТИЮ
Это означает умение слушать и осознавать. Это – самое благородное направление в работе с детьми. Находясь вместе с ними на природе, вы увидите как в ребёнке проявится спонтанный энтузиазм, который вы сможете уверенно направить в русло познания природы. Распахните свои чувства: каждый вопрос, каждый комментарий, каждое радостное высказывание – это возможность общаться. Чутко реагируйте на настроение и чувства ребёнка; расширяйте круг его интересов, обучая его по мере пробуждения его собственного любопытства. Если вы будете уважать его мысли, вы увидите, как легко и счастливо будет вам в компании вашего ребёнка. Будьте готовы замечать, что происходит в природе вокруг вас в каждый момент времени. В природе всегда происходит что-нибудь волнующее и интересное. Если вы будете настроены на восприятие природы, каждая минута вашего занятия пройдёт с пользой для ребёнка и для вас.
Правило 3. СРАЗУ ЖЕ СОСРЕДОТОЧЬТЕ ВНИМАНИЕ РЕБЁНКА
С самого начала задайте тон вашему путешествию в природу. Займите внимание всех детей, задавая вопросы и показывая, что интересного можно увидеть и услышать. Некоторые дети не умеют внимательно наблюдать за природой, поэтому покажите им, что может представлять интерес, и постепенно воспитывайте в них наблюдательность. Дайте детям почувствовать, что их открытия интересны и вам.
Правило 4. СНАЧАЛА НАБЛЮДАЙТЕ, ГОВОРИТЕ ПОТОМ
Иногда спектакль природы может захватить ребёнка целиком: появившаяся откуда-то стрекоза, слегка покачивающая крыльями; одинокий олень, пасущийся на лужайке. Но даже если и не будет таких запоминающихся сцен, ребёнок может познавать природу просто вблизи. У детей есть замечательная способность погружаться в то, на что они смотрят. Ваш ребёнок лучше поймёт то, что ВНЕ его, сливаясь с этим, чем слушая устный рассказ. Дети редко забывают опыт прямого общения с природой. Не расстраивайтесь, если не знаете названий каких-либо растений или животных. В конце концов, это всего лишь искусственные ярлыки для обозначения того, что в действительности они собой представляют. Как вашу внутреннюю сущность не отражает ваше имя или даже внешность и черты характера, так и в простом дубе есть нечто большее, чем просто набор сведений о нём. ВЫ лучше поймёте, что такое дуб, если научитесь видеть, как он меняется в течение дня при изменении его освещённости. Понаблюдайте за деревом с различных точек. Почувствуйте на ощупь его кору и листья, вдохните их запах. Посидите спокойно на его ветвях или в его тени и попробуйте увидеть все формы жизни, которые можно найти рядом с деревом или на нём. Наблюдайте. Задавайте вопросы. Догадывайтесь. Веселитесь. Когда душа вашего ребёнка зазвучит в унисон с Природой, ваши отношения перестанут быть отношениями «ученик-учитель», а станут отношениями товарищей по приключению.
Правило 5. ПОЗНАНИЕ ПРИРОДЫ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРОНИЗАНО РАДОСТЬЮ!
Познание природы должно быть пронизано радостью, как в форме открытого веселья, так и в форме спокойного внимания. Дети естественным образом тянутся к познанию, если вам удаётся поддерживать атмосферу радости. Помните, ваш энтузиазм заразителен, и это, возможно, самое ценное, что вы имеете.