Елена Павленко
Памятка воспитателям ПДД для воспитанников
В МЕТОДИЧЕСКУЮ КОПИЛКУ ПЕДАГОГА
Предложенные материалы помогут педагогам грамотно организовать работу в разных возрастных группах, определить насколько усвоили дети правила безопасного поведения на улицах и дорогах города.
Мониторинг знаний правил безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе
Младшая группа
В процессе занятий необходимо сформировать у детей определенные знания, умения, навыки. Дети должны:
Публикация «Памятка воспитателям ПДД для воспитанников» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
— знать, как работает светофор (называть его сигналы, при каком сигнале можно переходить проезжую часть;
— владеть понятиями: водитель, пассажир, пешеход; использовать их в речи;
— знать названия транспортных средств: легковой автомобиль; машины: грузовая, «скорая помощь», пожарная; трамвай, автобус, поезд;
— иметь представление, что такое проезжая часть, тротуар.
Средняя группа
Полученные в младшей группе знания, умения и навыки необходимо расширить и дополнить.
Дети должны:
— называть все сигналы светофора и рассказывать об их значении: красный, желтый — «стой», зеленый — «убедись в безопасности и иди»;
— узнавать разные виды транспорта; уметь классифицировать их: водный, воздушный, наземный;
— называть правила поведения в транспорте, на улице;
— знать, где можно переходить проезжую часть.
Старшая группа
К полученным в средней группе знаниям, умениям и навыкам необходимо добавить следующие.
Дети должны
— знать дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен»;
— иметь представление об основных правилах дорожного движения;
— узнавать разные виды транспорта, уметь объяснить их назначение;
— называть правила поведения в транспорте, на проезжей части.
Подготовительная к школе группа
Приобретенные ранее знания, умения и навыки по правилам дорожного движения необходимо пополнить, закрепить и расширить, добавив новые понятия.
Дети должны:
— уметь решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части и во дворе;
— узнавать разные виды транспорта, уметь классифицировать: пассажирский, строительный, военный;
— иметь представление о работе регулировщика и его функциях;
— уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные.
Говори правильно
Неправильно Правильно
Машина Транспортное средство (автомобиль автобус и т. д.)
дорога проезжая часть
шофер водитель
пешеходная дорожка пешеходный переход
«свет» или «цвет» светофора «сигнал» светофора
красный - «стой», желтый -«приготовься», зеленый - «иди» красный, желтый - «стоп», зеленый - «убедись в безопасности и иди»
Тест для педагогов
Воспитателям и педагогам для эффективной работы с детьми по обучению ПДД необходимо хорошо владеть материалом темы и способами его подачи дошкольникам. Для этого требуется как можно чаще принимать участие в семинарах и консультациях по проблемным вопросам, изучать специальную литературу и, глав-ное, регулярно проводить самоконтроль.
Мы предлагаем вам один из вариантов тестов для выявления уровня своих знаний по данной тематике.
1. Форма дорожного знака, разрешающего пешеходам выход на проезжую часть улицы: а) квадрат
б) круг;
в) треугольник.
2. Вы вышли из автобуса, вам необходимо перейти проезжую часть. Вы пойдете:
а) спереди;
б) сзади;
в) ваш вариант.
3. Опасна ли для пешехода стоящая машина:
а) не опасна;
б) опасна;
в) опасна, если у машины включен двигатель?
4. Вы переходите дорогу, где нет пешеходного перехода. Ваши действия:
а) посмотрю налево, пойду;
б) посмотрю направо, пойду;
в) ваш вариант.
5. Вдоль дороги нет тротуара, и пешеход идет по левой обочине навстречу транспорту. Нарушает ли он правила дорожного движения:
а) да;
б) нет?
6. Нарисуйте знак «Пешеходный переход».
7. Какие формы обучения дошкольников ПДД вы знаете? (См. раздел IV.)
Ответы: 1 — а; 2 — в; 3 — в; 4 — в; 5 — а.
Факторы, провоцирующие участие детей в ДТП
По статистике, наибольшее количество происшествий с деть-ми происходит в часто повторяющихся так называемых ситуациях-«ловушках». В основном это ситуации закрытого обзора (неожиданный для водителя выход на проезжую часть из-за сто-ящего транспорта и других предметов, закрывающих обзор) и перехода проезжей части в неустановленном месте. Но это не значит, что на занятиях необходимо ограничиться разбором только этих двух ситуаций.
Несчастные случаи с детьми происходят не только потому, что они сознательно нарушают ПДД, но и в силу их легкой отвлекаемости. Что-то заинтересовало ребенка на улице, его окликнул друг, он увидел знакомого — и сразу забыл об опасности.
К факторам, провоцирующим участие детей в ДТП, относят:
* рассеянное внимание (клетки коры головного мозга у ребенка легко истощаются, поэтому быстро наступает состояние утомления и рассеянности);
* игнорирование правил поведения на улице;
* плохой обзор во время непогоды (раскрытый зонт, поднятый воротник, надетый капюшон);
* плохое дорожное покрытие;
* неустойчивое эмоциональное состояние;
* игнорирование транспортных средств, представляющих особую опасность;
* узкий угол зрения: у 6-летнего ребенка угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого человека, и составляет в
горизонтальной плоскости всего 20—22°, а в вертикальной — 12—15° (рост угла зрения продолжается до 20 лет);
— медленная реакция (время от начала обнаружения опасности до начала действия у ребенка значительно больше, чем у взрослого: у взрослого — 0,6—0,8 с, а у дошкольника — 1,3—1,5 с); при этом, чем опаснее ситуация, тем медленнее и не правильнее ребенок принимает решение, часто теряется);
— отсутствие контроля взрослых (появление на дороге ребенка без сопровождения взрослого должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное происшествие).