Иванова Людмила Викторовна
Памятка родителям «Профилактика жестокого обращения с детьми в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка родителям
«Профилактика жестокого обращения с детьми в семье».
Подготовила:
Педагог-психолог
MБДОУ «Детский сад № 316»
Иванова Л. В.
Проблема насилия в семье, жестокого обращения на сегодняшний день является одной из самых тревожных среди социальных факторов, оказывающих влияние на рост социального сиротства, безнадзорности, беспризорности.
Публикация «Памятка родителям „Профилактика жестокого обращения с детьми в семье“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Наказание и поощрение детей
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
“Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.
Формы насилия над детьми :
физическое – действия (бездействие) со стороны родителей, в результате которых физическое, психическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения (телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, толкание, плевки, применение ремня);
отсутствие заботы о детях – невнимание к основным нуждам ребенка: потребности в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре;
эмоциональное – ( психическое насилие: брань, крики, обвинения в адрес ребенка, унижение его достоинства);
сексуальное – любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком старшего его по возрасту, в котором ребенок используется для сексуальной стимуляции, действия, способствующие развращению ребенка.
Формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг "системы воспитания", и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых - забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие "воспитание").
Конвенция о правах ребенка.
Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.
Ответственность за жестокое обращение с детьми.
Административная. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).
Уголовная. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.
Гражданско-правовая. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.
Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни.
1. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам о тревогах, сомнениях, страхах.
2. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
3. Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
4. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
5. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков. Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если?.
6. Так же полезны «Я-высказывания», оно передает другому человеку ваше отношение к его поведению без оценки.
Компоненты «Я-высказываний» :
Точное описание чувств и эмоций, которые испытывает родитель в отношении поведения ребенка («Я огорчен», «Я расстроен», «Мне не нравится», «Я не люблю»). Важно отразить в «Я-высказывании» первичные чувства, те, что возникают сразу же в момент конфронтации или конфликта с ребенком, и быть предельно искренним в их описании.
Описание чувств и эмоций родителя.
(«Я чувствую.», «Я огорчаюсь.», «Я не знаю, как реагировать.», «Мне неприятно»).
Характеристика поведения ребенка или ситуации, вызывающей эти чувства.
(«Когда со мной грубо разговаривают», «Когда я вижу, что.», «Когда это происходит»).
Описание причин возникновения аффективной реакции.
(«Потому что я чувствую себя обманутой», «Потому что волнуюсь за тебя»).
Родителям о наказании :
Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.
Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.
Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.
Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.
Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.
Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.
Чем заменить наказание?
Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.
Наградами. Они более эффективны, чем наказание
В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт. Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.
Берегите друг друга!