Юлия Ляльцева
Памятка для воспитателей «Квест-игры в детском саду»
Рекомендации воспитателю по проведению и организации квест-игр
Алгоритм работы над программным содержанием игры:
• Провести исследование образовательных и воспитательных потребностей детей, проанализировать уровень своих педагогических возможностей, взвесить силы, оценить ресурсную базу.
Во время размышлений имеет смысл подумать над такими вопросами:
o Какие задачи наиболее важны для детей?
o Какие темы были бы действительно актуальными?
o Что дети моей группы не знают и не умеют делать?
o Обладаю ли я личностным потенциалом и уровнем профессиональной подготовки, которые необходимы для такой работы?
Публикация «Памятка для воспитателей „Квест-игры в детском саду“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Темочки
o Какой результат хотелось бы видеть?
• Сформулировать цели и задачи. Продумать временной план реализации поставленных целей и задач, формы и техники работы.
• Разработать сценарий, придумать метафору, интригу и яркое название, прописать сюжетную линию игровой программы (задания, вопросы, варианты усложнения и импровизаций).
Требования к сценарию:
o первое задание не должно быть слишком сложным, его задача — заинтересовать, вовлечь и игру, вдохновить и вселить оптимизм;
o поставленные задачи должны быть понятны, пробуждать любознательность и не вызывать ощущение переутомления;
o зоны игрового маршрута не должны пересекаться;
o игровые задания и вопросы должны соответствовать возрасту воспитанников, быть не только интересными, но и разнообразными;
o целесообразно придерживаться принципа чередования активной деятельности малышей с фазами отдыха (пальчиковая и дыхательная гимнастика, музыкальная пауза или упражнение на релаксацию);
o задания должны быть последовательными, логически связанными.
Подготовить раздаточный и дидактический материал, создать условия для успешного проведения проекта:
продумать методику проведения игровых испытаний;
подготовить презентацию для вводной части;
продумать музыкальное оформление;
подготовить реквизит, карты, костюмы, атрибуты для прохождения каждого этапа.
О чём нужно помнить при подготовке квеста:
Дети должны чётко понимать конечную цель игры, к реализации которой они стремятся, например, найти сокровища пиратов или спасти принцессу и т. д. Используемые материалы для дидактических игр, костюмы, атрибуты должны соответствовать сценарию и общей тематике. Необходимо проявлять индивидуальный подход, учитывать личностные и поведенческие особенности детей. Запрещается использовать задания, выполнение которых содержит потенциальную угрозу для здоровья детей. Помните, безопасность превыше всего! Эстетическую привлекательность и положительный эмоциональный фон игры создадут декорации, музыка, костюмы, дополнительные атрибуты. Важно придерживаться принципа уважения личности ребёнка, например, нельзя заставлять петь, танцевать, разыгрывать роль, если малыш робок и застенчив. Возникающие в процессе игры ссоры и конфликты разрешать мирным способом. Роль педагога — направлять, помогать советом, но основную работу дети должны выполнять самостоятельно. В конце всех испытаний участников должна ждать заслуженная награда, приз должен быть рассчитан на всю команду и распределяться так, чтобы никому не было обидно
Значение квест-игр в детском саду.
Квест (от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний, универсальная игровая технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ, активизирующая соревновательные механизмы в психике ребёнка, самостоятельность действий и способствующая полному погружению в происходящее. Интерактивная игра — это эффективная и оригинальная образовательная технология. Квест — это возрождение хорошо забытой старой игры в «секретики» или «казаки-разбойники» на новый лад. Такой увлекательный способ организации поисковой деятельности в рамках учебного процесса был предложен и разработан американским профессором Доджем Берни в середине 90-х годов прошлого столетия. Важным преимуществом технологии является то, что она не требует специальной подготовки педагога или дорогостоящих инвестиций, главное — искреннее желание творить и экспериментировать вместе с детьми. Однако, для того чтобы квест получился по-настоящему интересным и увлекательным для всех участников, от педагога потребуется высокий уровень профессиональной подготовки, изобретательность, творческое мышление и личный артистизм. В квесте воспитатель выступает в роли мудрого и внимательного наставника, именно он определяет цели, продумывает и составляет игровой маршрут, готовит задания, оценивает результат командных усилий и личных достижений каждого ребёнка.
Значение квест-игр: обучают умению планирования и прогнозирования; закладывают основы самоанализа; воспитывают навыки коллективного сотрудничества; развивают волевые качества и целеустремлённость; создают благоприятную эмоциональную среду, способствующую релаксации, снятию нервного напряжения и психологического напряжения; способствуют формированию творческой, физически здоровой личности с активной жизненной позицией.
Продолжительность квест-занятия в детском саду больше, чем обычного занятия, и составляет: 20–25 минут для младших дошкольников; 30–35 минут для воспитанников средней группы; 40–45 минут для старших дошкольников.
Типология квестов: Линейные — задания взаимосвязаны по принципу звеньев одной логической цепи. Штурмовые — команды получают задачу, подсказки, но пути продвижения к цели определяют самостоятельно. Кольцевые — круговой аналог линейного квеста, когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своему маршруту к конечной цели. Наиболее популярными и доступными для дошкольников игровыми вариантами являются бродилки, проекты, головоломки и т. д. Основная идея коллективной игры-бродилки предельно проста — команды, перемещаясь по пунктам игрового маршрута, последовательно выполняют взаимосвязанные друг с другом другом.
Справившись с заданием, дети получают подсказку, с помощью которой они переходят к следующему испытанию. Такой способ организации игрового приключения дополнительно мотивирует исследовательскую активность маленьких участников.
Этапы прохождения квеста
Игровые события квеста разворачиваются в определённой последовательности:
Пролог — вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность. Например, в соответствии с игровой легендой дети становятся следопытами и должны провести мини-расследование в поисках пропавшего котёнка. Организационная часть квеста также включает: распределение детей на команды; знакомство с правилами; раздача карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения игровых точек.
Экспозиция — прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. Предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за удачные варианты и правильные ответы.
Эпилог — подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу. Примеры вопросов для проведения аналитической беседы и итоговой рефлексии: Что вызвало наибольший интерес? Что узнали нового? Что показалось трудным? Довольны ли вы своими результатами? Что получилось, а над чем нужно ещё поработать?