Ольга Ефремова
Памятка для родителей «Развитие грамматического строя речи у детей с ОНР»
Подготовил: учитель-логопед МБДОУ детский сад №5 «Теремок»
г. Железноводска
Ефремова Ольга Викторовна
Памятка для родителей.
Развитие грамматического строя речи
у детей с ОНР.
Публикация «Памятка для родителей „Развитие грамматического строя речи у детей с ОНР“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Развитие грамматического строя речи у детей с ОНР является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания.
Дети с нарушением речи длительно и стойко не замечают граммати-ческой изменяемости родного языка. Они манипулируют грамматическими правилами несознательно, на интуитивном уровне, поэтому в речи детей с ОНР встречаются ярко выраженные аграмматизмы.
Речевые средства, которыми владеет ребёнок с ОНР, недостаточны для его общения с окружающими, и когда он начинает осознавать, что его речь непонятна окружающим, это сказывается на формировании его характера: у одних появляется раздражительность, у других – замкнутость, стойкий негативизм, нежелание входить в контакт, упрямство и пр.
Поэтому своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение и для коммуникации, и для последующего обучения.
Развитие грамматического строя речи идёт параллельно с развитием лексического строя, но при ОНР детей формирование грамматики происходит с большими трудностями, чем овладение словарём. Это связано с тем, что грамматические категории абстрактны, основаны на большом количестве правил, а ребёнок не может охватить все стороны грамматики сразу, и, естественно, самостоятельно с этим не справится.
Значит ведущая роль в развитии речи и, в частности, её грамматического строя принадлежит взрослым: специалистам, педагогам в детском саду, родителям и близким в семье. А успешность в овладения детьми навыками словообразования и словоизменения во многом зависит от преемственности в совместной работе взрослых.
Основной речевой работой занимается логопед: он работает над пониманием значения грамматической формы слова, над формированием грамматического строя речи, ведёт часть словарной работы, касающейся моделей словообразования и закрепления лексики.
Решить множество грамматических проблем позволяет дидактическая игра.
Дидактические игры являются обязательной составной частью каждого вида непосредственно образовательной деятельности, свободной деятельности во время режимных моментов, в бытовом общении, а так же в домашних условиях по рекомендации педагогов.
Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения, которые родители могут выполнить со своим ребенком дома. Взрослый должен подробно объяснить ребенку правила игры.
Логопедические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи.
Здесь представлены упражнения для развития грамматической составляющей речи :
1. Склонение существительных (изменение их по числам и падежам)
2. Имена прилагательные
3. Приставочные глаголы
4. Согласование прилагательных с существительными в роде (для предупреждения аграмматизмов в устной и письменной речи)
1. Склонение существительных (изменение их по числам и падежам)
А) Множественное число. Слова расположены блоками по окончаниям и ударению, по степени
усложнения. В процессе развития речи именно так их проще всего усваивать
Я называю один предмет, а ты - КОГДА таких предметов много (если скажите "много предметов",
то получите много коней, мячей, т. е. косвенный падеж) :
И обязательно даем образец: Один КОНЬ – а когда много - это КОНИ
Игра называется «Один-много»
Лак - лаки
Телевизор – телевизоры
Телефон - телефоны
Мышь – мыши
Дверь – двери Лампа – лампы
Мама – мамы
Папа – папы
Сумка – сумки …
Неизменяемые: пальто, манто, колье, кенгуру, кашпо, кашне, какаду, шимпанзе, …
Б) Родительный падеж множественного числа существительного:
Нет чего? – Стульев или Много чего? - Стульев.
Творительный падеж
Что чем делают?
пилят пилой
забивают молотком
рубят топором
режут ножницами
шьют иголкой пишут ручкой
рисуют карандашами
подметают метлой
копают лопатой
и т. д.
В) Образование существительных с уменьшительно-ласкатель-ными суффиксами.
Иногда дети предпочитают в жизни пользоваться уменьшительными словами. (Если родители говорят :
«Покажи, где носик?», то и ребенок усвоит первой именно эту форму). В таком случае это упражнение
поможет ему подобрать первоначальную форму слова.
Представь, что у тебя есть волшебная палочка, с помощью которой можно превращать большие
предметы в маленькие. Я тебе называю большой предмет, а ты – РАЗ! – и делаешь из него маленький.
Большой стол, а маленький – столик,
Дом – домик,
Карандаш – карандашик,
Нос – носик,
Час – часик,
Хвост – хвостик, Куст – кустик,
Мост – мостик,
Ключ – ключик,
Шкаф – шкафчик,
Заяц – зайчик,
Мяч – мячик
2. Имена прилагательные игра «Из чего сделано?»
Образование прилагательных ребенок осваивает довольно поздно – в 5-6 лет. До этого он, конечно,
может использовать некоторые прилагательные в речи уже несколько лет : «железный», «мамин».
Но самостоятельно образовывать их – немного другой процесс.
А) Относительные прилагательные (признак предмета – из какого материала сделан предмет) :
Например: Ключ из железа – он какой? (железный).
Из железа, металла, чугуна, стали
Из бумаги, картона, пластика, пластмассы, целлофана,
Из резины, акрила, синтетики, шерсти, шелка, драпа, кашемира, кружева,
Из стекла, фарфора, фаянса, хрусталя, золота, бриллиантов,
Из чего сделана посуда. (Совместите изучение темы «Посуда» с изучением образования прилагательных.
Кастрюля из стекла – стеклянная
Из металла – металлическая
Из дерева – деревянная
Из пластмассы – пластмассовая
Из фарфора – фарфоровая
Из глины – глиняная
Из керамики – керамическая
Из хрусталя – хрустальная
Сок
Из яблок, апельсинов, лимонов, ананасов, Придумай, из чего можно еще сделать сок?
Можно начать изучение образования относительных прилагательных в супермаркете, стоя с ребенком перед полками с соком. «На коробке нарисованы яблоки, значит, там какой сок?»
Следующее задание совмещает образование относительных прилагательных и согласованием их с существительными в роде. Для этого чуть больше внимания уделяйте звучанию окончаний.
Сок из ананаса – ананасовый
апельсиновый
яблочный
абрикосовый
сливовый
лимонный
банановый
малиновый
Начинка, Наливка
ананасовая
апельсиновая
сливовая
Варенье
ананасовое
апельсиновое
сливовое
Б) Притяжательные прилагательные (кому это принадлежит, чей) : Игра «Чей хвост?»
Рассматривая картинки с животными, задайте ребенку вопрос: «А чей хвост у зайца?» - «зайкин»
(в лучшем случае) – «а может быть, волчий? Или кошачий?» (используйте слова только той же группы с одинаковыми суффиксами, а не то по аналогии с «лошадиный» малыш образует слово «зайкиный»)
Хвост зайца – заячий,
Беличий, волчий, собачий, кошачий, цыплячий, лягушачий, поросячий, сорочий, бычий, птичий,
Коровий, лисий, вороний, орлиный, куриный, лошадиный, львиный, мышиный, тигриный (чей? А если из кого, то тигровый,
Медвежий, верблюжий, стерляжий.
Предмет чей? Мамин, папин, бабушкин, дедушкин, дядин, тетин, Васин, Петин…
3. Приставочные глаголы игра «Кто,что делает»
Мальчик в дом (входит);
из дома (выходит);
к дому (подходит);
от дома (отходит);
вокруг дома (обходит);
через дорогу (переходит).
4. Согласование прилагательных с существительными в роде (для предупреждения аграмматизмов в устной и письменной речи)
Игра «Найди родственные слова»
Кот – кошка – котёнок (пушистый – пушистая- пушистенький)
Пёс – собака – щенок (рыжий – рыжая – рыженький)
Козёл – коза – козлёнок (серый – серая – серенький)
Баран – овца – ягнёнок (белый – белая – беленький)
Конь – лошадь – жеребёнок (молодой – молодая – молоденький)
Бык – корова – телёнок (чёрный – чёрная – чёрненький)
Боров – свинья – поросёнок (маленький – маленькая – малюсенький)
Учить детей, играя, нужно попросту,без затей,но весело и интересно Задания, игры и упражнения могут быть придуманы вместе с ребенком в дополнение к тем, которые представлены выше. Важную роль в усвоении обучающего материала во время занятий играет создание дружеской доверительной атмосферы между родителями и ребенком. Ниже предлагаю еще несколько игр, в которые вы можете поиграть с ребенком дома.