Анастасия Марьина
Памятка для родителей от логопеда «Подготовительные упражнения для постановки свистящих звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка. Также необходимы точные движения губ (в улыбке, нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и движущейся посередине языка).
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ КРУГОВОЙ МЫШЦЫ РТА
«Улыбка».
Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5-7 секунд.
«Трубочка».
Вытянуть губы трубочкой: произносить длительно звук [У] без участия голоса;
«Двери открываются».
Темочки:
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Медленно открывать рот до получения расстояния в 10-15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».
«Зайчик».
Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос, опустить на место. Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.
«Губки качаются на качелях».
Зубы и губы сжаты. Попеременно поднимать углы рта с помощью пальцев рук.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ КОНЧИКА ЯЗЫКА
«Качели».
Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.
«Почистим зубки».
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
«Горка».
Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).
«Киска сердится».
Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАССЛАБЛЕНИЯ СПИНКИ ЯЗЫКА
«Накажем непослушный язычок».
Скажите, что язычок обезьянки провинился. Он вышел один без разрешения на улицу, и теперь придется его наказать. Продемонстрируйте упражнение. Сначала высовывайте изо рта язык, слегка покусывая его по всей длине от кончика, а затем втягивайте язык в рот, также покусывая.
При выполнении этих движений нужно произносить звуки «та, та,та….».
«Пожалеем язычок».
Жаль нам стало и обезьянку, и ее язычок. Не будем мы его больше наказывать, а наоборот, пожалеем. Повторите, предыдущее упражнение, но не кусайте язык зубами, а похлопывайте его губами, произнося звуки «пя, пя,пя….».
«Блинчик».
Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»).
«Язычок нырнул на дно реки».
«Посмотрим, где живет маленький язычок». Опускание языка на дно ротовой полости.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ МЫШЦ БОКОВЫХ КРАЕВ ЯЗЫКА
«Малыш учится произносить звук [и]». Опустить кончик языка за нижние зубы и произносить звук [и]. Следить, чтобы «ямочка» на языке была ровно посередине.
«Киска лакает молоко».
Движения языком вперед-назад, при задвижении в ротовую полость боковые края языка немного загибаются, как будто образуя ковшик.
«Трубочка».
Рот приоткрыть, губы слегка вытянуть вперед, боковые края языка поднять вверх. Удерживать в таком положении под счет до 5.
«Чашечка».
Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, передний и боковые края языка поднять. Удерживать в таком положении под счет до 5.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ
«Охотник идет».
Язычок выступает в роли лисы, которая греется на солнышке. Объяснить ребенку, что под счет 3 появляется охотник. И тогда лиса должна быстро спрятаться в норку, т. е. язык быстро оттягивается назад. Ушел охотник. Выдох ч. з. нос с произнесением звуков Н, Т, Л.
«Штангист».
Выдвигание нижней челюсти вперед (вдох) с последующим возвратом ее назад (выдох). Закусив ручку или карандаш, следует поднять ее к носу и опустить вниз. Выдох ч. з. нос с произнесением звуков Н, Т, Л.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ
«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками.
«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта.
Посередине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку, следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум.
«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.