Утешева
Памятка для родителей «Нарушение слуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда нужно насторожится:
-к 5-6 месяцам вашему малышу
сложно определить источник звука, он
не реагирует на внезапные и громкие
звуки;
-в 6 месяцев ребенок не отзывается на
свое имя, не поворачивает голову, когда вы его зовете;
-если в возрасте 6-8 месяцев угасает лепет (важно понимать, что первые
звуки появятся даже у малыша с серьезной патологией слуха – как признак
готовности речевого аппарата, однако затем они постепенно угаснут либо в
речи крохи останутся только гласные);
-к 1-му году не выполняет простые просьбы: «покажи», «принеси»;
-в возрасте до 2-х лет в речи малыша нет отдельных слов.
Наиболее значимый признак возможной тугоухости — задержка речевого и
языкового развития. О нарушении слуха может свидетельствовать
следующее:
-Ребенок не замечает человека, который говорит, но находится вне поля
его зрения, особенно при наличии нескольких отвлекающих факторов.
-Ребенок выглядит напуганным или сильно удивленным, когда
осознает, что назвали его имя, независимо от уровня шума.
-Ребенок садится близко к телевизору, когда уровень звука для других
членов семьи достаточен.
- Ребенок включает телевизор или стереосистему на слишком большую
громкость.
-Ребенок не реагирует на звук голоса по телефону и/или все время
меняет ухо.
-Ребенок не реагирует на громкие звуки.
Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с нарушением
слуха:
1. Родители должны быть внимательными к ребенку, к его потребностям.
Стараться понимать, чего он хочет, а не отмахиваться от него.
2. Добиваться, чтобы ребенок понял, что от него хотят родители.
3. Ребенок с нарушенным слухом должен жить вместе со слышащими и иметь
равные отношения с ними, видеть как общаются и взаимодействуют дети и
взрослые.
4. Воспитывать такие качества, как доброжелательность, готовность помочь
другим людям, внимательность к окружающим.
5. Необходимо приучать ребенка к режиму дня, его к организованности.
Это обеспечит достаточное пребывание на воздухе, регулярное питание и
укрепит его здоровье.
6. Планировать совместное время препровождения с детьми (экскурсии,
походы, домашние концерты).
Во время совместно проведенного дня у ребенка возникает потребность в
речи, а приподнятое эмоциональное состояние создает благоприятную почву
для этого.
7. Одной из возможностей компенсировать потерю слуха у ребенка является
протезирование современными слуховыми аппаратами. Поэтому желательно
иметь слуховые аппараты на оба уха. С ними ребенок будет познавать звуки
окружающего мира.
8. Чтобы научиться слышать и понимать речь, говорить, ребенок должен
носить слуховой аппарат каждый день и в течение всего дня.
9. Необходимо дать возможность ребёнку слушать разные неречевые и
речевые звуки, сравнивать их, запоминать, различать.
10. Привлекайте внимание ребёнка к разным окружающим звукам,
проявляйте живой интерес к ним, объясняйте, что звучало (звенело, гремело,
стучало, шуршало и т. д., как звучало и как называется. Научите ребёнка
искать звуки. Если есть возможность, повторите этот звук, дайте ребёнку
повторить, пусть ребёнок назовет что это и как звучит. Пример: звонит
телефон: «Слышишь? Слушай, что это? Что звонит, знаешь? Телефон звонит,
где телефон? Найди телефон. Как звонит телефон? Телефон звонит
громко/тихо».
11. Постоянно разговаривайте с ребёнком. Комментируйте свои и его
действия, интересуйтесь, что ребёнок делал в школе, что ел на обед, как
прошел день, чего нового он узнал сегодня.
12. Помогайте ребёнку составлять фразы, задавайте наводящие вопросы.
13. Создавайте ситуации, когда от ребёнка требуется что-то сказать, не
поворачивайтесь, пока он Вас не позовет по имени, голосом. Не помогайте,
пока он не попросит устно.
14. В процессе развития и воспитания необходимо, чтобы были привлечены
все, кто заботится о ребенке, —братья, сестры, бабушки, дедушки,
сверстники.