МААМ-картинки

Палочки Кюизенера — полифункциональное средство познания окружающего мира детьми дошкольного возраста

Елена Иванова
Палочки Кюизенера — полифункциональное средство познания окружающего мира детьми дошкольного возраста

МБУ ИМЦ Сальского района

Палочки Кюизенера - полифункциональное средство познания окружающего мира детьми дошкольного возраста

(сообщение – презентация из опыта работы)

Подготовила:

Иванова Елена Алексеевна, воспитатель

МБДОУ № 20 «Тополек» г. Сальска

Палочки Кюизенера - полифункциональное средство познания окружающего мира детьми дошкольного возраста (Слайд 1)

«Математика имеет задачей

не обучение исчислению,

но обучение приемам человеческой мысли при исчислении».

Л. Н. Толстой(слайд 2)

Данная тема представляет особую актуальность, для развития познавательных способностей дошкольников, формирования у них элементарных математических представлений, умений и навыков. На современном этапе обучения важно научить детей не только считать, измерять, решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение оперировать предметами, знаками и символами.

Особая роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам, технологиям и методикам. Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Джорджем Кюизенером. (слайд 3) Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школ.

Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Я бы еще хотела сказать, что с помощью палочек Кюизенера можно развивать не только математические навыкив процессе игр с нестандартными дидактическими средствами, но и формировать мыслительные умения и способности, которые позволяют легко осваивать новое.

Девять причин, (слайд 4) почему для воспитания и образования детей необходимо использовать цветные счетные палочки Джорджа Кюизенера:

1. Палочки – один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.

2. Многие математические представления (число и его состав, натуральный ряд чисел, величина, порядок, отношение, операции над числами и т. д.) ребенок получает играя.

3. Палочки учат ребенка ориентироваться как в двухмерном, так и в трехмерном пространствах.

4. Палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований.

5. Ставя задачи разной сложности, палочки можно использовать и в семье, и в дошкольном учреждении, и в школе.

6. Этот материал можно также использовать для коррекционной работы.

7. Игры с палочками дают детям возможность объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться.

8. Палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи, логическое мышление

9. Этот материал может быть использован в диагностических целях.

В нашем МБДОУ № 20 «Тополек» г. Сальска работать с данной игровой технологией педагоги начали с 2018 года. Старшим воспитателем был прослушан цикл вебинаров на сайте https://www.youtube.com/watch?v=v7r7Qw_EvcM. (слайд 5) Ею проведен теоретический семинар по знакомству с данной технологией, затем тренинг, где педагоги практиковались в приёмах и способах работы с цветными палочками. На открытом просмотре основной образовательной деятельности для воспитателей детского сада по Сенсорике в 1 младшей группе, которое давала Грабченко В. А., я увидела, что на занятии дети, играя, выполняли задания легко и непринуждённо. Яоценивала данную технологию и как воспитатель, и как мама ребенка, который посещает эту группу. Меня заинтересовало это дидактическое пособие, приобретя его, начала заниматься со своим ребенком. Увидев положительный и быстрый результат у своей дочери не только в формировании сенсорных эталонов, но и заметный скачок в речевом и интеллектуальном развитии. Исходя из этого, я вплотную занялась самообразованием по этой проблеме и включила в собственную работу с детьми в старшей группе, где я работаю.

На первоначальном этапе необходимо было позаботиться о создании условий для реализации задач, т. е выписана методическая литература, дидактический материал, из цветного картона были изготовлены плоскостные наборы, приобретены объёмные цветные палочки.

Методическую литературу мы выписывали на различных сайтах: (слайд 6)

1. Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера, М: Гном, 2018г.

2. Финкельштейн Б. Б. Вместе весело играть. Палочки Кюизенера. Блоки Дьенеша. Санкт – Петербург: ООО Корвет, 2019г.

3. Финкельштейн Б. Б. Посудная лавка. Игры с цветными счетными палочками Кюизенера. Санкт – Петербург: ООО Корвет, 2019г.

4. Финкельштейн Б. Б. Дом с колокольчиками. Палочки Кюизенера. Альбом – игра. Санкт – Петербург: ООО Корвет, 2019г.

5. Финкельштейн Б. Б. Страна блоков и палочек. Сюжетно – дидактические игры с международными материалами: логическими блоками Дьенеша, цветными палочками Кюизенера. Санкт – Петербург: ООО Корвет, 2019г.

6. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающие игры – занятия с палочками Кюизенера. М: Мозаика – Синтез, 2011г.

Существуют разные варианты и модификации набора палочек. Они могут отличаться друг от друга цветовой гаммой. Но в каждом из наборов действует правило: палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и, естественно, обозначают одно и то же число; чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых отношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.

В своей работе я использую два варианта набора палочек.

Первый вариант. (Слайд 7) Объёмный набор состоит из 116 палочек из пластмассы: белых – 25шт. ….) Комплектация набора на слайде. (производитель ООО Корвет). Белый кубик - число 1 -выступает в качестве условной мерки - единицы измерения. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и размером.

Второй вариант (Слайд 8): плоский палочки изготовлены самостоятельно. Изготовили мы его из плотного цветного картона, такого же цвета, как и палочки. Цветные полоски очень просты и удобны в использовании, изготовление их не требует особых затрат, а обучающие возможности и эффективность ничуть не меньше, чем у палочек. Их целесообразно предлагать в начале работы и младшим детям.

(Слайд 9) Палочки дают возможность выполнять упражнения и в горизонтальной и в вертикальной плоскости на одном и том же месте, например на столе, в то время как полоски размещаются или на столе (горизонтальная плоскость, или на фланелеграфе или коврографе (вертикальная плоскость). С палочками и полосками можно "играть" и на полу.

Возможны разные варианты их сочетания: применение только полосок или только палочек, введение сначала полосок с последующей заменой их палочками и, наконец, чередование того и другого набора, предоставление возможности ребенку выбрать по желанию дидактическое средство, учитывая характер задания.

Данная технология используется нами как в организованной, так и в совместной и самостоятельной деятельности. На занятиях палочки Кюизенера включаем только как часть для реализации конкретной, определенной задачи, в течение месяца это может быть 1 или 2 раза. (Слайд10)

Итак, мы работали с дидактическим материалом поэтапно. Выделяют 3 этапа использования цветных счетных палочек в образовании детей в соответствии с возрастом:

Первый этап предполагает, работу по знакомству с любого возраста начиная с 2 лет (игровые сценарии):

o Выкладывание по образцу и самостоятельно простейших изображений: стул, домик, цветочек. (Слайд 11)

o Сюжеты: строим мостики через реку, заборчики, укладываем конфеты в коробки и т. д. (Слайд12)

o Рекомендую использовать разработанные в ООО «Корвет» игровые альбомы: (Слайд 13)

На втором этапе подразумеваются упражнения в плоскостном и объемном моделировании. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей, самостоятельности. Выкладывание из палочек объектов, сюжетных картин с детьми 4-7 лет. Т. к я работала с детьми 5-6 лет, то и свою работу начала со знакомства с цветными счетными палочками. Перед каждым ребенком стояла коробка с палочками Кюизенера. (Слайд 14)

Первое знакомство заключалось в том, чтобы выбрать по одной палочке каждого цвета. Получалось десять палочек разного цвета.

В дальнейшем дети должны были разложить выбранные палочки по длине, от самой короткой до самой длинной. Получалась вот такая «лесенка». Первая ступенька – белый кубик. Если принять длину стороны белого кубика за единицу, то длина каждой следующей палочки будет на единицу больше предыдущей. Таким образом, длина белой палочки – один, длина розовой палочки – два, голубой – три и т. д. – каждой палочке соответствует число, равное её длине.

С ребятами мы проверяли, действительно ли каждая следующая палочка на единицу длиннее предыдущей, прикладывая белый кубик к ступенькам.

Следующим этапом работы явилось доказательство того, что все палочки одного цвета - одной длины. (слайд 15)

Также мы изучали с детьми, как объедены палочки в «семьи». Измеряли розовой палочкой все палочки красной семейки и записывали, сколько раз мера укладывается в длину палочки. Каждая палочка красной семьи включает в себя целое число розовых палочек – то есть каждое «красное» число кратно двум. Аналогично для синей семьи – все её члены кратны трём, желтой семьи – все её члены кратны пяти. Белая и черная палочки каждая составляет собственную семью.

Для освоения количественного и порядкового счета, сравнение по длине и высоте с применением знаков,, =, арифметических действий, натурального ряда чисел я использовала «лесенку». А для изучения состава числа из единиц мы измеряли палочки единицей, сколько единиц – таково число. Открытие (вывод): желтая палочка – пять единиц.

При знакомстве с составом числа из двух меньших (слайд 17) у нас были «домики, в которых живут числа» или, как вариант, «коврики». (Слайд18) Задание звучало так «К нам в гости пришёл Незнайка, его пригласил на день Рождения Филя. Незнайка долго искал что подарить, и в рекламе по телевизору увидел красивый коврик. Коврик ему очень понравился, но только как его сделать он не знает. Давайте поможем Незнайке. В первый раз перед ребенком лежит на столе цветная картинка, он выкладывает на неё палочки. Затем упражнение усложняется: картинка черно – белая, дети сами должны догадаться какого цвета будут палочки и какое это число. (Слайд19) Выкладываем коврик, первая ниточка – цифра 7, вторая – из двух меньших (белая + фиолетовая).Когда научились составлять коврики самостоятельно, то стали записывать с помощью цифр, как составили коврик.

В этом году мы учимся составлять арифметические задачи по моделям (слайд 20) Вот пример модели задачи на сложение: На парковке стояло 4 машины, приехала еще две. Сколько машин на парковке?

Так же учим образование чисел второго десятка (слайд 21) Один на «цать» (в перев. со славянского – десять) – одиннадцать.

Моделирование многоугольников и ориентировка на плоскости (слайд 22) начинали с готовой картинки цветной, затем давалась готовая картинка чёрно-белая и пустая карточка с заданием - придумай рисунок, в котором бы использовались палочки трёх цветов и дети самостоятельно выполняли занятие.

Третий этап работы (Слайд 23) с детьми рассчитан на возраст 7 - 9 лет (начальная школа)

Упражнения в креативном моделировании, составление кроссвордов, изучение целых и дробных чисел, освоение вычислительной деятельности (в т. ч. умножения и деления, понятия о площади и др.

Палочки «Кюизенера» являются многофункциональным пособием (Слайд24) , которое можно применять не только в формировании элементарных математических представлений, но и в других направлениях деятельности.

В ознакомлении с окружающим миром использую палочки Кюизенера как мозаику или конструктор. Дети создают конструкции различных предметов, а также предметов по лексическим темам, что способствует усвоению видовых и родовых представлений.

В развитии речи (Слайд 25) использую при сравнении прилагательных: длинный, длиннее, самый длинный; короткий, короче, самый короткий. У воспитанников расширяется словарный запас. Дети учатся группировать предметы по признакам их соотнесенности, поэтому развивается понимание обобщающего значения слов. Расширяется понимание значения простых предлогов (к, за, с, около, у, над) и активизируется их использование в речи. Например, простые игры «Цепочка», «Дорожки», «Забор». Когда детям даешь игровое задание, они отвечают на вопросы, употребляя в своей речи простые предлоги. У детей развивается грамматический строй речи. Формирование представлений о множестве позволяет показать изменение имен существительных по числам: одна желтая палочка, много фиолетовых палочек. Происходит обучение согласованию по родам, числам и падежам: имени существительного с именем числительным, одна фиолетовая палочка, две фиолетовых палочки. Дети учатся понимать значение вопросительных (как? куда? когда) и пространственных наречий (вверх, вниз, назад, вперед) и правильно употреблять их. Формируется умение составлять простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Эти игры и упражнения (Слайд 26) позволяют включать детей в беседу, строить между ними диалоги, развивать доказательную речь. При подготовке к обучению грамоте применяю палочки в конструировании букв, делении слов на слоги, выделении ударного слога, в звуковом анализе слова. В альбомах есть готовые модули, которые помогают детям.

В работе я использовала приём (Слайд 27) «инсценирования (обыгрывания) простых сказок «Колобок», «Три медведя», «Теремок», «Под грибом» и другие, в которых ребята применяли палочки, как предметы – заместители, но не использовали палочки хаотично, а доказательно подбирая размер палочек для сказочных героев.

Достаточно эффективным (Слайд 28) оказывается использование палочек в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, т. к. я работаю на группе комбинированной направленности, то палочки использовала для выполнения индивидуальных заданий. В ходе игры обращала внимание ребенка на то, что удобнее использовать палочки таким образом, чтобы они соприкасались со столом наибольшей поверхностью, в таком положении они наиболее устойчивы, предлагала складывать палочки в коробку в определенной последовательности: сначала все белые, потом розовые, голубые, и т. д., составлять изображение по схеме.

Я считаю работу (Слайд 29) с палочками Кюизенера актуальной, интересной и нужной как для детей, так и для взрослого, поскольку математические и логические игры детства учат принимать решения и нести ответственность за них, проверяя их на практике. Дети приобретают способность рассуждать, думать и побеждать, поверить в свои силы. Это и есть составляющая моей работы, главный результат которой - развитие способностей к дальнейшему образованию.

Спасибо за внимание (Слайд 30)

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумагиИсследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумаги ЦЕЛЬ – познакомить детей со способами изготовления самодельной бумаги, особенностями ее производства, воспитывать интерес к исследовательской.

Фотоотчёт «Игра — это способ познания окружающего мира» в средней группеФотоотчёт «Игра — это способ познания окружающего мира» в средней группе Игра - это способ познания окружающего мира. Цель: Развивать у детей диалогическую и монологическую речь посредством игровой деятельности.

Опыт кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебные палочки» с использованием палочек КюизенераОпыт кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебные палочки» с использованием палочек Кюизенера Из опыта кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста"Волшебные палочки" (палочки Кюизенера) Ребёнок по своей природе исследователь,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Палочки Кюизенера — полифункциональное средство познания окружающего мира детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 9 сентября 2024 в 18:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Палочки Кюизенера — полифункциональное средство познания окружающего мира детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 сентября. День осенних прогулок. Передвижка «Осенняя прогулка»

 Осенние увлекательные прогулки можно проводить и в погожие, и в ненастные дни — отличное время, чтобы понаблюдать за изменениями природы.

10 сентября. Единый день световозвращателя. Передвижка «Засветись!»

 Сегодняшний праздник посвящен снижению травматизма на дорогах, которого можно добиться благодаря ношению светоотражающих элементов. Маленький значок-фликер может спасти жизнь пешехода, сделав его...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД