Елена Иванова
Палочки Кюизенера — полифункциональное средство познания окружающего мира детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МБУ ИМЦ Сальского района
Палочки Кюизенера - полифункциональное средство познания окружающего мира детьми дошкольного возраста
(сообщение – презентация из опыта работы)
Подготовила:
Иванова Елена Алексеевна, воспитатель
МБДОУ № 20 «Тополек» г. Сальска
Палочки Кюизенера - полифункциональное средство познания окружающего мира детьми дошкольного возраста (Слайд 1)
«Математика имеет задачей
не обучение исчислению,
Публикация «Палочки Кюизенера — полифункциональное средство познания окружающего мира детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
но обучение приемам человеческой мысли при исчислении».
Л. Н. Толстой(слайд 2)
Данная тема представляет особую актуальность, для развития познавательных способностей дошкольников, формирования у них элементарных математических представлений, умений и навыков. На современном этапе обучения важно научить детей не только считать, измерять, решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение оперировать предметами, знаками и символами.
Особая роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам, технологиям и методикам. Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Джорджем Кюизенером. (слайд 3) Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школ.
Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Я бы еще хотела сказать, что с помощью палочек Кюизенера можно развивать не только математические навыкив процессе игр с нестандартными дидактическими средствами, но и формировать мыслительные умения и способности, которые позволяют легко осваивать новое.
Девять причин, (слайд 4) почему для воспитания и образования детей необходимо использовать цветные счетные палочки Джорджа Кюизенера :
1. Палочки – один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.
2. Многие математические представления (число и его состав, натуральный ряд чисел, величина, порядок, отношение, операции над числами и т. д.) ребенок получает играя.
3. Палочки учат ребенка ориентироваться как в двухмерном, так и в трехмерном пространствах.
4. Палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований.
5. Ставя задачи разной сложности, палочки можно использовать и в семье, и в дошкольном учреждении, и в школе.
6. Этот материал можно также использовать для коррекционной работы.
7. Игры с палочками дают детям возможность объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться.
8. Палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи, логическое мышление
9. Этот материал может быть использован в диагностических целях.
В нашем МБДОУ № 20 «Тополек» г. Сальска работать с данной игровой технологией педагоги начали с 2018 года. Старшим воспитателем был прослушан цикл вебинаров на сайте https://www.youtube.com/watch?v=v7r7Qw_EvcM. (слайд 5) Ею проведен теоретический семинар по знакомству с данной технологией, затем тренинг, где педагоги практиковались в приёмах и способах работы с цветными палочками. На открытом просмотре основной образовательной деятельности для воспитателей детского сада по Сенсорике в 1 младшей группе, которое давала Грабченко В. А., я увидела, что на занятии дети, играя, выполняли задания легко и непринуждённо. Яоценивала данную технологию и как воспитатель, и как мама ребенка, который посещает эту группу. Меня заинтересовало это дидактическое пособие, приобретя его, начала заниматься со своим ребенком. Увидев положительный и быстрый результат у своей дочери не только в формировании сенсорных эталонов, но и заметный скачок в речевом и интеллектуальном развитии. Исходя из этого, я вплотную занялась самообразованием по этой проблеме и включила в собственную работу с детьми в старшей группе, где я работаю.
На первоначальном этапе необходимо было позаботиться о создании условий для реализации задач, т. е выписана методическая литература, дидактический материал, из цветного картона были изготовлены плоскостные наборы, приобретены объёмные цветные палочки.
Методическую литературу мы выписывали на различных сайтах: (слайд 6)
1. Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера, М: Гном, 2018г.
2. Финкельштейн Б. Б. Вместе весело играть. Палочки Кюизенера. Блоки Дьенеша. Санкт – Петербург: ООО Корвет, 2019г.
3. Финкельштейн Б. Б. Посудная лавка. Игры с цветными счетными палочками Кюизенера. Санкт – Петербург: ООО Корвет, 2019г.
4. Финкельштейн Б. Б. Дом с колокольчиками. Палочки Кюизенера. Альбом – игра. Санкт – Петербург: ООО Корвет, 2019г.
5. Финкельштейн Б. Б. Страна блоков и палочек. Сюжетно – дидактические игры с международными материалами: логическими блоками Дьенеша, цветными палочками Кюизенера. Санкт – Петербург: ООО Корвет, 2019г.
6. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающие игры – занятия с палочками Кюизенера. М: Мозаика – Синтез, 2011г.
Существуют разные варианты и модификации набора палочек. Они могут отличаться друг от друга цветовой гаммой. Но в каждом из наборов действует правило: палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и, естественно, обозначают одно и то же число; чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое оно выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых отношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел.
В своей работе я использую два варианта набора палочек.
Первый вариант. (Слайд 7) Объёмный набор состоит из 116 палочек из пластмассы : белых – 25шт. ….) Комплектация набора на слайде. (производитель ООО Корвет). Белый кубик - число 1 -выступает в качестве условной мерки - единицы измерения. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и размером.
Второй вариант (Слайд 8) : плоский палочки изготовлены самостоятельно. Изготовили мы его из плотного цветного картона, такого же цвета, как и палочки. Цветные полоски очень просты и удобны в использовании, изготовление их не требует особых затрат, а обучающие возможности и эффективность ничуть не меньше, чем у палочек. Их целесообразно предлагать в начале работы и младшим детям.
(Слайд 9) Палочки дают возможность выполнять упражнения и в горизонтальной и в вертикальной плоскости на одном и том же месте, например на столе, в то время как полоски размещаются или на столе (горизонтальная плоскость, или на фланелеграфе или коврографе (вертикальная плоскость). С палочками и полосками можно "играть" и на полу.
Возможны разные варианты их сочетания: применение только полосок или только палочек, введение сначала полосок с последующей заменой их палочками и, наконец, чередование того и другого набора, предоставление возможности ребенку выбрать по желанию дидактическое средство, учитывая характер задания.
Данная технология используется нами как в организованной, так и в совместной и самостоятельной деятельности. На занятиях палочки Кюизенера включаем только как часть для реализации конкретной, определенной задачи, в течение месяца это может быть 1 или 2 раза. (Слайд10)
Итак, мы работали с дидактическим материалом поэтапно. Выделяют 3 этапа использования цветных счетных палочек в образовании детей в соответствии с возрастом :
Первый этап предполагает, работу по знакомству с любого возраста начиная с 2 лет (игровые сценарии) :
o Выкладывание по образцу и самостоятельно простейших изображений: стул, домик, цветочек. (Слайд 11)
o Сюжеты: строим мостики через реку, заборчики, укладываем конфеты в коробки и т. д. (Слайд12)
o Рекомендую использовать разработанные в ООО «Корвет» игровые альбомы: (Слайд 13)
На втором этапе подразумеваются упражнения в плоскостном и объемном моделировании. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей, самостоятельности. Выкладывание из палочек объектов, сюжетных картин с детьми 4-7 лет. Т. к я работала с детьми 5-6 лет, то и свою работу начала со знакомства с цветными счетными палочками. Перед каждым ребенком стояла коробка с палочками Кюизенера. (Слайд 14)
Первое знакомство заключалось в том, чтобы выбрать по одной палочке каждого цвета. Получалось десять палочек разного цвета.
В дальнейшем дети должны были разложить выбранные палочки по длине, от самой короткой до самой длинной. Получалась вот такая «лесенка». Первая ступенька – белый кубик. Если принять длину стороны белого кубика за единицу, то длина каждой следующей палочки будет на единицу больше предыдущей. Таким образом, длина белой палочки – один, длина розовой палочки – два, голубой – три и т. д. – каждой палочке соответствует число, равное её длине.
С ребятами мы проверяли, действительно ли каждая следующая палочка на единицу длиннее предыдущей, прикладывая белый кубик к ступенькам.
Следующим этапом работы явилось доказательство того, что все палочки одного цвета - одной длины. (слайд 15)
Также мы изучали с детьми, как объедены палочки в «семьи». Измеряли розовой палочкой все палочки красной семейки и записывали, сколько раз мера укладывается в длину палочки. Каждая палочка красной семьи включает в себя целое число розовых палочек – то есть каждое «красное» число кратно двум. Аналогично для синей семьи – все её члены кратны трём, желтой семьи – все её члены кратны пяти. Белая и черная палочки каждая составляет собственную семью.
Для освоения количественного и порядкового счета, сравнение по длине и высоте с применением знаков,, =, арифметических действий, натурального ряда чисел я использовала «лесенку». А для изучения состава числа из единиц мы измеряли палочки единицей, сколько единиц – таково число. Открытие (вывод) : желтая палочка – пять единиц.
При знакомстве с составом числа из двух меньших (слайд 17) у нас были «домики, в которых живут числа» или, как вариант, «коврики». (Слайд18) Задание звучало так «К нам в гости пришёл Незнайка, его пригласил на день Рождения Филя. Незнайка долго искал что подарить, и в рекламе по телевизору увидел красивый коврик. Коврик ему очень понравился, но только как его сделать он не знает. Давайте поможем Незнайке. В первый раз перед ребенком лежит на столе цветная картинка, он выкладывает на неё палочки. Затем упражнение усложняется: картинка черно – белая, дети сами должны догадаться какого цвета будут палочки и какое это число. (Слайд19) Выкладываем коврик, первая ниточка – цифра 7, вторая – из двух меньших (белая + фиолетовая).Когда научились составлять коврики самостоятельно, то стали записывать с помощью цифр, как составили коврик.
В этом году мы учимся составлять арифметические задачи по моделям (слайд 20) Вот пример модели задачи на сложение: На парковке стояло 4 машины, приехала еще две. Сколько машин на парковке?
Так же учим образование чисел второго десятка (слайд 21) Один на «цать» (в перев. со славянского – десять) – одиннадцать.
Моделирование многоугольников и ориентировка на плоскости (слайд 22) начинали с готовой картинки цветной, затем давалась готовая картинка чёрно-белая и пустая карточка с заданием - придумай рисунок, в котором бы использовались палочки трёх цветов и дети самостоятельно выполняли занятие.
Третий этап работы (Слайд 23) с детьми рассчитан на возраст 7 - 9 лет (начальная школа)
Упражнения в креативном моделировании, составление кроссвордов, изучение целых и дробных чисел, освоение вычислительной деятельности (в т. ч. умножения и деления, понятия о площади и др.
Палочки «Кюизенера» являются многофункциональным пособием (Слайд24) , которое можно применять не только в формировании элементарных математических представлений, но и в других направлениях деятельности.
В ознакомлении с окружающим миром использую палочки Кюизенера как мозаику или конструктор. Дети создают конструкции различных предметов, а также предметов по лексическим темам, что способствует усвоению видовых и родовых представлений.
В развитии речи (Слайд 25) использую при сравнении прилагательных: длинный, длиннее, самый длинный; короткий, короче, самый короткий. У воспитанников расширяется словарный запас. Дети учатся группировать предметы по признакам их соотнесенности, поэтому развивается понимание обобщающего значения слов. Расширяется понимание значения простых предлогов (к, за, с, около, у, над) и активизируется их использование в речи. Например, простые игры «Цепочка», «Дорожки», «Забор». Когда детям даешь игровое задание, они отвечают на вопросы, употребляя в своей речи простые предлоги. У детей развивается грамматический строй речи. Формирование представлений о множестве позволяет показать изменение имен существительных по числам: одна желтая палочка, много фиолетовых палочек. Происходит обучение согласованию по родам, числам и падежам: имени существительного с именем числительным, одна фиолетовая палочка, две фиолетовых палочки. Дети учатся понимать значение вопросительных (как? куда? когда) и пространственных наречий (вверх, вниз, назад, вперед) и правильно употреблять их. Формируется умение составлять простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Эти игры и упражнения (Слайд 26) позволяют включать детей в беседу, строить между ними диалоги, развивать доказательную речь. При подготовке к обучению грамоте применяю палочки в конструировании букв, делении слов на слоги, выделении ударного слога, в звуковом анализе слова. В альбомах есть готовые модули, которые помогают детям.
В работе я использовала приём (Слайд 27) «инсценирования (обыгрывания) простых сказок «Колобок», «Три медведя», «Теремок», «Под грибом» и другие, в которых ребята применяли палочки, как предметы – заместители, но не использовали палочки хаотично, а доказательно подбирая размер палочек для сказочных героев.
Достаточно эффективным (Слайд 28) оказывается использование палочек в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, т. к. я работаю на группе комбинированной направленности, то палочки использовала для выполнения индивидуальных заданий. В ходе игры обращала внимание ребенка на то, что удобнее использовать палочки таким образом, чтобы они соприкасались со столом наибольшей поверхностью, в таком положении они наиболее устойчивы, предлагала складывать палочки в коробку в определенной последовательности: сначала все белые, потом розовые, голубые, и т. д., составлять изображение по схеме.
Я считаю работу (Слайд 29) с палочками Кюизенера актуальной, интересной и нужной как для детей, так и для взрослого, поскольку математические и логические игры детства учат принимать решения и нести ответственность за них, проверяя их на практике. Дети приобретают способность рассуждать, думать и побеждать, поверить в свои силы. Это и есть составляющая моей работы, главный результат которой - развитие способностей к дальнейшему образованию.
Спасибо за внимание (Слайд 30)