светлана заерова
Пальчиковые игры в развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковые игры в развитии детей
Известному педагогу Сухомлинскому принадлежит высказывание : «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня не только педагоги, но и родители знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Для определения уровня развития речи логопедами давно был разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три (именно в три года ребенок должен показать три пальца).Дети, которым удаются изолированные движения пальцев-говорящие дети. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, это дети с проблемами в развитии речи.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Влияние мануальных (ручных)действий на развитие мозга человека было известно еще во 2 веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело-разум поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Токудзиро Намикоси создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в ЦНС. Так например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного -положительно воздействует на состояние желудка, среднего на кишечник безымянного на печень и почки, мизинца на сердце.
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна, так и у нас учили детей играть в «Ладушки», «Коза рогатая». Сегодня специалисты возрождают старые игры и придумывают новые.
К старшему дошкольному возрасту ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами. Хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру, владеть способами работы с ниткой и иголкой. В 4.5 года ребенок правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Каждый пальчик к школе должен быть самостоятельным и ловким. А помочь сформировать эти умения и навыки, а значит интеллектуальные способности ребенка, призваны пальчиковые игры.
До 3 лет дети играют в пальчиковые игры одной рукой, с 3 лет они могут играть одновременно двумя руками, а с 4-летнего возраста в пальчиковые игры можно включать различные предметы орешки, камушки и т. д.
В нашей 2 младшей группе №7 пальчиковые игры используются регулярно, так как именно в нашем возрасте ребенок учится рисовать, лепить, держать правильно ложку, карандаш, осваивает навыки игровой и бытовой деятельности.
С помощью пальчиковых игр мы знакомим детей с устным народным творчеством : «Сорока-белобока», «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Пальчик-мальчик где ты был?», «Водичка, водичка умой моё личико» и т. д.
Знакомим детей с простейшим бытовыми действиями «Мы капусту рубим, рубим.» или
«Буду маме помогать
Буду сам бельё стирать
Мылом мылю я носки
Крепко трутся кулачки
Сполосну носки я ловко
И повешу на веревку.
Знакомим детей с названиями пальцев :
«Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел
Указательный с порога
Указал ему дорогу
Средний палец самый меткий
Он срывает сливы с ветки.
Безыменный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает.»
С помощью пальчиковых игр знакомим с частями тела:
«Мой пальчик непоседа
Быстрее шевелись
А если вдруг устанешь
Сюда скорей садись.» и пальчик садится на любую часть тела.
Обучаем детей счету :
«Пальчики уснули
В кулачок свернулись,
1,2,3,4,5
Захотели поиграть» или
«1,2,3,4,5
Вышли пальчики гулять
Этот пальчик в лес пошел
Этот пальчик гриб нашел,
Этот резал, этот ел
Ну а этот лишь глядел.»
Используем пальчиковые игры в качестве физминутки:
«Мы писали, мы писали
Наши пальчики устали,
А сейчас мы отдохнем
И опять писать начнем.»
Таким образом, с помощью пальчиковых игр дети получают дополнительную возможность пополнить знания об окружающем мире. При этом у них развивается память, память, зрительное восприятие, пространственные представления, что позволяет взрослому эмоционально ярко общаться с детьми.