Светлана Сушкина
Пальчиковые игры кружка «Озорные пальчики»
Задачи кружка :
- Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики.
- Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук детей через пальчиковые игры.
- Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.
- Развивать речь, желание повторять знакомые стихотворения, потешки.
- Приобщать малышей к произведениям устного народного творчества.
Публикация «Пальчиковые игры кружка „Озорные пальчики“» размещена в разделах
- Способствовать развитию памяти, внимания, речевого слуха, наглядно-
действенного воображения, мышления, приобретению желания слушать, понимать и выполнять наглядные и словесные установки педагога.
- Воспитывать у детей аккуратность, интерес к работе с разными видами
материалов.
- Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
- Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
В раннем дошкольном возрасте уделяют большое внимание мелкой моторике. В плане кружковой работы отражено содержание по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. У детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.
Переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. При повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами, у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, развивается память, способность согласовывать движения и речь.
Дети с развитой мелкой моторикой лучше умеют держать ложку и более умело управляются с ней, рисуют с помощью карандаша, а позже – легче учатся писать с помощью ручки. Им проще дается завязывание шнурков, застегивание пуговиц и другие операции, которые требуют достаточной ловкости пальцев. А в школьном возрасте они оказываются более успешными в обучении. У них высокая самооценка, меньше проблем с письмом. Кроме того, пальчиковые игры для малышей помогают развитию речевых центров, что в свою очередь способствует более активному развитию говорения. Простенькие стишки, которые сопровождают движения пальчиков, помогают успешно сформировать у детей чувство ритма и усилить дарованный природой музыкальный слух, что очень пригодится им в дальнейшем. И еще: ребятам всегда нравится делать что-то вместе со взрослыми. Поэтому пальчиковая гимнастика для детей 2–3 лет доставляет им удовольствие, позволяя сблизиться с родителями, заслужить их похвалу. Заодно хорошая мелкая моторика повышает реакцию, а игры для таких малышей развивают память.
Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь.
С е н т я б р ь
«Вежливые пальчики»
Вышли пальчики гулять
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять
В домик спрятались опять.
(на первые строчки поочерёдное разгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца. На следующие строчки - поочерёдное сгибание пальчиков в кулачки, начиная с мизинца.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать!
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые,
Хотя не очень… чистые.
(на первую строчку – по очереди загибаем пальчики на правой руке. на следующие четыре строчки – ритмично сжимать и разжимать кулачки. на шестую строчку – загибать поочередно пальцы на левой руке. на последние строчки – помахать пальчиками обеих рук)
Цель : Познакомить детей с пальчиковой игрой. Вырабатывать у детей правильный темп речи, интонационную выразительность. Формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы. Развивать моторику речедвигательного аппарата, кистей рук, слуховое восприятие, память и внимание. Воспитывать умение слушать стихотворение, следить за действиями воспитателя, стремление повторять их. Учить детей различать и называть цвета, находить нужный цвет по образцу.
Методы и приё мы:
Игровой: Игровая мотивация: В гости к детям пришли Весёлые пальчики;
Пальчиковая игра;
Игра: «Найди такой же по цвету»
Словесный: Чтение стихотворения: «Вышли пальчики гулять»
«Раз, два, три, четыре, пять»
Наглядный: Демонстрация Весёлых пальчиков;
Показ пальчиковых упражнений.
Практический: Пальчиковая гимнастика;
Работа с разноцветными кружками
О к т я б р ь
«Мы капусту рубим»
Мы капусту рубим рубим
(проговаривать ритмично, это не песенка, ручками показываем как мы
рубим капусту)
Мы морковку трём, трем
(ручками показываем как мы трем морковку)
Мы капусту соооолим сооолим…
(пальчики щепоткой — солим)
Мы капусту мнем мнем…
(ручками «мнем» капусту)
Цель : Познакомить детей с потешкой. Вырабатывать у детей правильный темп речи,
интонационную выразительность, умение отчётливо произносить слова и короткие фразы. Способствовать развитию сенсорных эталонов у детей (форма,
цвет) Учить различать и называть цвета, находить нужный цвет по образцу, сортировать кружочки по цвету. Развивать моторику речедвигательного аппарата, кистей рук, слуховое восприятие, память и внимание. Воспитывать умение слушать стихотворение, следить за действиями воспитателя, стремление повторять их.
Методы и приё мы:
Игровой: Игровая мотивация: В гости к детям пришёл Зайчик;
Пальчиковая игра;
Дидактическая игра: «Урожай собирай».
Словесный: Рассказ зайчика об урожае капусты;
Чтение потешки: «Мы капусту рубим».
Наглядный: Демонстрация зайчика;
Показ пальчиковых упражнений;
Практический: Пальчиковая гимнастика;
Работа с разноцветными кружками
Н о я б р ь
«Репка»
Репку мы сажали (пальцами как будто роем лунку на ладошке)
Репку поливали (имитируем, как льется вода из лейки)
Вырастала репка (выпрямляем постепенно пальчики)
Хороша и крепка! (ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки.
Крючочками пальцев беритесь за крючочки и тяните – каждый в
свою сторону)
Вытянуть не можем,
Кто же нам поможет?
Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух! (расцепили руки, потрясли кистями)
Цель: Вспомнить с детьми русскую народную сказку: «Репка». Вырабатывать
правильный темп речи, интонационную выразительность, умение отчётливо произносить слова и короткие фразы. Способствовать развитию сенсорных эталонов у детей. Развивать моторику речедвигательного аппарата, кистей рук, слуховое восприятие, память и внимание. Воспитывать умение слушать потешку, следить за действиями воспитателя, стремление повторять их. Учить детей по контуру выкладывать крышки.
Методы и приё мы:
Игровой: Игровая мотивация: В гости к детям пришли герои сказки «Репка»;
Пальчиковая игра;
Игра: «Найди репку среди овощей»
Словесный: Беседа об овоще - репке.
Чтение потешки: «Репка»
Наглядный: Демонстрация сказки;
Показ пальчиковых упражнений.
Практический: Пальчиковая гимнастика;
Выкладывание крышек по контуру.
Д е к а б ь
«Мальчик - пальчик»
Мальчик - пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
(Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.)
Этот пальчик в лес пошел, - (разгибает мизинчик)
этот пальчик гриб нашел, - (разгибает безымянный пальчик)
этот пальчик чистить стал, - (разгибает средний пальчик)
этот пальчик резать стал, - (разгибает указательный пальчик)
ну, а этот взял и съел!
Потому и потолстел - (разгибает большой пальчик и щекочет ладошку)
Цель: Познакомить детей с потешкой. Вырабатывать у детей правильный темп речи,
интонационную выразительность, опираясь на знакомый материал. Формировать умение отчётливо произносить слова и короткие фразы. Развивать мелкую моторику пальцев рук, слуховое восприятие, память и внимание.
Воспитывать умение слушать потешку, следить за действиями воспитателя, стремление повторять их.
Методы и приё мы:
Игровой: Игровая мотивация: В гости к детям пришли Весёлые пальчики;
Пальчиковая игра.
Дидактическая игра: «Шаловливый котёнок»
Словесный: Чтение потешки: «Мальчик- пальчик»
«Этот пальчик в лес пошел»
Наглядный: Демонстрация Весёлых пальчиков;
Показ пальчиковых упражнений.
Практический: Пальчиковая гимнастика;
Наматывание ниток на клубок
Я н в а р ь
«Белка»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.)
Цель: Познакомить детей с потешкой. Вырабатывать у детей правильный темп
речи, интонационную выразительность. Формировать у детей умение отчётливо произносить слова и короткие фразы. Способствовать развитию сенсорных эталонов у детей. Развивать моторику речедвигательного аппарата, кистей рук, слуховое восприятие, память и внимание. Воспитывать умение слушать потешку, следить за действиями воспитателя, стремление повторять их.
Методы и приё мы:
Игровой: Игровая мотивация: В гости к детям пришла Белка;
Пальчиковая игра;
Подвижная игра: «Собери орехи в корзину».
Словесный: Рассказ белки об орешках;
Чтение потешки: «Белка».
Наглядный: Демонстрация орехов;
Показ пальчиковых упражнений.
Практический: Пальчиковая гимнастика;
Упражнения с грецкими орехами (катание орехов между ладошками)
Ф е в р а л ь
«Моя семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.
(Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.)
"Братья"
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
(Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.)
Цель: Формировать у детей представление о членах семьи. Вырабатывать у
детей правильный темп речи, интонационную выразительность. Способствовать развитию сенсорных эталонов у детей. Продолжать развивать моторику речедвигательного аппарата, кистей рук, слуховое восприятие, память и внимание. Воспитывать умение слушать потешку, следить за действиями воспитателя, стремление повторять их.
Методы и приё мы:
Игровой: Игровая мотивация: В гости к детям пришла семья пальчиков –
мама, папа, бабушка, дедушка, сынок;
Пальчиковая игра;
Игра: «Скажи, как зовут?»;
Дидактическая игра: «Что внутри».
Словесный: Рассказ воспитателя о семье.
Чтение потешки: «Моя семья»,
«Братья"
Наглядный: Демонстрация иллюстрации «Семья»;
Показ пальчиковых упражнений.
Практический: Пальчиковая гимнастика;
Обследование мешочка с каштанами.
М а р т
«Ну-ка, братцы, за работу»
Hу-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова рубить.
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить.
А тебе - обед варить.
А малышке - песни петь.
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.
(Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.)
Цель: Познакомить детей с потешкой. Вырабатывать правильный темп речи,
интонационную выразительность. Формировать у детей представление о труде. Развивать мелкую моторику пальцев рук, слуховое восприятие, память и внимание. творческие способности. Воспитывать умение слушать потешку, следить за действиями воспитателя, стремление повторять их. Создать эмоционально-положительное отношение к игровому заданию. Учить детей делать постройки из разноцветных крышек.
Методы и приё мы:
Игровой: Игровая мотивация: В гости к детям пришла кукла Алёнка;
Пальчиковая игра;
Игра: «Помоги Алёнке сделать постройку»;
Словесный: Рассказ Алёнки о непослушных пальчиках;
Рассказ воспитателя о труде;
Чтение потешки: «Ну-ка, братцы, за работу».
Наглядный: Демонстрация иллюстраций о труде детей;
Показ пальчиковых упражнений.
Практический: Пальчиковая гимнастика;
Постройка пирамид.
А п р е л ь
«Два козлёнка»
(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).
Как-то раз к кому-то в гости (Держим кисти горизонтально,
Шёл козлёнок через мостик, сближаем руки)
А навстречу шёл другой, (На первый слог каждой строчки соединяем
Возвращался он домой. руки с размаха)
Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались. (На слово "бух" - хлопаем в ладоши)
Вот с разбега лбами - бух!
И с моста в водичку - плюх! (Роняем руки на колени.)
Цель: Формировать у детей представление о дружбе. Вырабатывать
правильный темп речи, интонационную выразительность.
Способствовать развитию желания сооружать постройки. Развивать моторику речедвигательного аппарата, кистей рук, слуховое восприятие, память и внимание. Воспитывать умение слушать стихотворение, следить за действиями воспитателя, стремление повторять их.
Методы и приё мы:
Игровой: Игровая мотивация: В гости к детям пришли два козлёнка;
Пальчиковая игра;
Строительная игра: «Построим мостик для козлят»;
Словесный: Рассказ козлят о своей беде;
Рассказ воспитателя о дружбе;
Чтение стихотворения: «Два козлёнка»
Наглядный: Показ пальчиковых упражнений;
Показ приёмов постройки моста из кубиков.
Практический: Пальчиковая гимнастика;
Разборка и постройка моста.
М а й
«Перчатка»
Весёлая мышка перчатку нашла,
(Ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка) Поворачивают руки то ладонью, то тыльной стороной вперёд.)
Гнездо в ней устроив,
(Ладони смыкаются "ковшом")
Мышат позвала.
(Ладони раскрываются, смыкаясь боковыми сторонами Сгибают - разгибают пальцы ("зовущий" жест)
Им корочку хлеба дала покусать,
(Кончиком большого пальца поочерёдно стучат по кончикам остальных пальчиков.)
Погладила всех
(Большой палец гладит остальные (скользящим движением от мизинца к
указательному.)
И отправила спать.
(Ладони прижаты друг другу, кладутся под щёку (спят).
со слов "им корочку хлеба. " повторить два раза)
***
Мы перчатку одевали,
И учились мы считать.
Сколько домиков в перчатке?
Раз, два, три, четыре, пять.
Каждый пальчик – в каждый домик,
Мы запомним без труда,
Вот так весело перчатки
Одеваем мы всегда!
(Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатку.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших.)
Цель: Продолжать формировать у детей представление о дружбе. Вырабатывать
правильный темп речи, интонационную выразительность. Способствовать развитию умения собирать картинку из 2 – 4 частей по образцу. Развивать моторику речедвигательного аппарата, кистей рук, слуховое восприятие, память и внимание. Воспитывать умение слушать стихотворение, следить за действиями воспитателя, стремление повторять их.
Методы и приё мы:
Игровой: Игровая мотивация: В гости к детям пришла Мышка;
Пальчиковая игра;
Игра: «Собери картинку»;
Подвижная игра: «Мыши и кот».
Словесный: Рассказ мышки о мышатах;
Чтение стихотворения «Перчатка», «Мы перчатку одевали»
Наглядный: Показ пальчиковых упражнений;
Рассматривание разрезной картинки.
Практический: Пальчиковая гимнастика; Сбор картинки из частей.