Приложение МААМ

Пальчиковые игры для развития речи ребенка с особыми образовательными потребностями

Виктория
Пальчиковые игры для развития речи ребенка с особыми образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы

Пальчиковые игры для развития речи ребенка

с особыми образовательными потребностями.

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.

Публикация «Пальчиковые игры для развития речи ребенка с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Игры, способствующие развитию мелкой моторики руки, и игры с пальчиками должны помочь ребенку поскорее научиться держать разнообразные предметы, в том числе и очень мелкие. Кроме того, эти игры помогут скорее начать владеть своей рукой в совершенстве и манипулировать различными предметами. Если ребенок отстает в развитии речи, то педагоги и врачи всегда используют игры, где задействованы пальцы и руки, а также пальчиковые игры. У таких детей развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Чтобы играть в «пальчиковые игры», кроме рук и желания, ничего не надо, а польза от них огромная!

«Поиграй со мной»

Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики.

Пассивная гимнастика для пальцев рук :

1. Массаж кистей рук. Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можно сказать ребенку, что сейчас мы погреем ручки. Целесообразно использовать следующие приемы массажа: поглаживание, легкое растирание и вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья.

При поглаживании кисть без напряжения с выпрямленными и сомкнутыми пальцами, находящимися в одной плоскости, производит движения в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно). С поглаживания начинают и поглаживанием заканчивают сеанс массажа. Поглаживание проводят медленно, плавно.

Вибрация заключается в нанесении следующих один за другим ударов кончиками полусогнутых пальцев. Массаж лучше выполнять одной рукой. Другой рукой фиксируют массируемую конечность. Проводить массаж нужно курсом 10 – 12 раз. Во время массажа можно слушать приятную, лучше классическую музыку.

2. Пассивные движения выполняются взрослым с большой амплитудой движений, не допуская неприятных ощущений у ребенка, в медленном темпе. Во время пассивных упражнений необходимо ласково обращаться к ребенку, не вызывая у него отрицательных эмоций.

Упражнение 1. Рука ребенка лежит на столе ладонью вниз. Одной рукой взрослый фиксирует ее в лучезапястном суставе, другой рукой приподнимает вверх до максимального положения поочередно каждый палец.

Упражнение 2. Рука ребенка лежит на столе ладонью вверх. Придерживая ее одной рукой, другой рукой взрослый поочередно сгибает пальцы ребенка.

Упражнение 3. Рука ребенка согнута в локтевом суставе, локоть опирается на стол. Рука ребенка фиксируется взрослым также в лучезапястном суставе. Свобод-ной рукой взрослый производит поочередное круглое движение пальцев руки ре-бенка.

3. Развивать ощущения собственных движений. По мере возможностей необхо-димо побуждать ребенка к самостоятельным действиям.

Задание «Ладушки»

Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную с взрослым работу, развивать ощущения собственных движений.

Взрослый хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждая малыша к ответным действиям:

Ладушки-ладушки,

Где были? У бабушки!

Ладушки- ладошечки,

Звонкие хлопошечки.

Хлоп-хлоп!

Задание «Гули-голубочки»

Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную с взрослым работу, развивать ощущения собственных движений.

Взрослый, действуя руками ребенка, произносит стихотворный текст.

Прилетели гули-гули голубочки, (машет руками)

На головку сели гули моему малышу. (кладет руки на голову малыша)

Ой! Шу, полетели! (разводит руки ребенка в стороны)

Задание «Хлоп-хлоп, моя рученька»

Цель: развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей.

Оборудование: мисочка с водой, вата, жесткая щетка.

Перед ребенком на столе находятся мисочка с теплой водой, вата, жесткая щетка. Взрослый действует рукой ребенка, хлопая поочередно по воде, вате, жест-кой щетке и сопровождая действия словами:

«Хлоп-хлоп, моя рученька!»

Если малыш с удовольствием участвует в этой игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям.

Задание «Горка»

Цель: развивать ощущения собственных движений с помощью легких массаж-ных действий руками.

Взрослый правой рукой ребенка поглаживает и похлопывает другую руку от локтя до кончиков пальцев (а также в обратном направлении). Затем меняет руки. Все движения сопровождаются словами:

С горки – бух! (движения от локтя к пальцам руки)

На горку – ух! (движения от кончиков пальцев до локтя)

Задание «Дорожка»

Цель: активизировать ощущение собственных движений с использованием ровных и неровных поверхностей.

Оборудование: зеркало, массажный коврик.

Взрослый, работая рукой ребенка, водит по гладкой поверхности зеркала. Все действия сопровождаются словами:

По ровненькой дорожке (поглаживающие движения)

Топ-топ! (стучит ладонью по зеркалу)

По гладенькой дорожке (поглаживающие движения)

Скок-скок! (постукивающие движения)

Аналогичные движения проводятся на неровной поверхности массажного коврика и сопровождаются словами:

По кочкам, по кочкам – топ-топ,

На бугорочки – скок-скок,

В ямку – бух!

Активная гимнастика для пальцев рук. Все упражнения проводятся в иг-ровой форме. К играм с предметами начинают приступать, когда ребенок начнет подражать действиям взрослого. Задания для данного уровня систематизированы от простого к сложному.

Задание 1 «Грибы»

Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки пальца).

Вылезли на кочке мизинец правой руки

Мелкие грибочки: безымянный

Грузди и горькушки, средний

Рыжики, волнушки. указательный

Даже маленький пенек большой

Удивленья скрыть не мог. большой левой руки

Выросли опята, указательный

Скользкие маслята, средний

Бледные поганки безымянный

Встали на полянке мизинец

Задание 2 «Овощи»

Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев (на каждый ударный слог – размина-ние фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фа-ланги к основанию пальца).

Вырос у нас чесночок, указательный левой руки

Перец, томат, кабачок, средний

Тыква, капуста, картошка, безымянный

Лук и немножко горошка. мизинец

Овощи мы собирали, мизинец правой руки

Ими друзей угощали, безымянный

Квасили, ели, солили, средний

С дачи домой увозили. указательный

Прощай же на год, большой палец левой руки

Наш друг – огород! большой палец правой руки

Задание 3 «Фрукты»

Игра с пальчиками (соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони касаются друг друга).

На базар ходили мы, мизинцы

Много груш там и хурмы, безымянные

Есть лимоны, апельсины, средние

Дыни, сливы, мандарины, указательные

Но купили мы арбуз – большие

Это самый вкусный груз! пальцы сжимаются в кулак,

а большой отводится вверх

Задание 4 «Ягоды»

Ребенок катает грецкий орех между ладонями (по кругу, приговаривая:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Задание 5 «Деревья»

Даем ребенку колючий мяч или щетку для волос. Ребенок катает мяч или щетку между ладонями, приговаривая:

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник!

Задание 6 «Дикие животные»

Для выполнения данного упражнения можно взять решетку для раковины (обычно она клетчатая по строению) или расчертить в клетку 2х2 см лист бумаги.

Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножницами, по этим клеткам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками.

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд –

Медвежат, волчат, бобрят.

Задание 7 «Дикие животные готовятся к зиме»

Игра с пальчиками. Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и кончая мизинцем. В обратном направлении – от мизинца к указа-тельному. Сначала ребенок соединяет пальчики одной руки, потом – другой (на удар-ные слоги) :

1-2 1-3 1-4 1-5

Еж, медведь, барсук, енот

1-5 1-4 1-3 1-2

Спят зимою каждый год (смена рук).

1-2 1-3 1-4 1-5

Волка, зайца, рысь, лису

1-5 1-4 1-3 1-2

И зимой найдешь в лесу.

Задание 8 «Перелетные птицы»

Собираем спички (счетные палочки) одними и теми же пальцами рук : двумя указательными, двумя средними – до мизинцев (подушечками). На каждую стихотворную строчку – по одному движению (взятию спички) :

Клювов длиннее

Не видывал я,

Чем клювы у аиста

И журавля.

Задание 9 «Зимующие птицы»

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог пере-кладвает горошины по одной в другую кружку:

Снегирь и сорока, и клест, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по-прежнему с нами,

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

То же самое ребенок может проделать другой рукой, двумя руками одновре-менно, двумя руками попеременно, большим и средним пальцами, большим и безы-мянным, большим пальцем и мизинцем.

Задание 10 «Домашние животные»

Прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и об-ратно, на ударные слоги стиха). После 1-го двустишия – смена рук.

2 3 4 5

Кусается сильно котенок – глупыш,

5 4 3 2

Он думает: это не палец, а мышь (смена рук).

2 3 4 5

Но я же играю с тобою, малыш,

5 4 3 2

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

Задание 11 «Домашние птицы и их детеныши»

Насыпаем горох в крышку от банки (или на блюдце). Ребенок большим и ука-зательным пальцами берет горошинку и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет еще одну, еще одну, и так набирает целую горсть. Можно это делать одной или двумя руками. Каждая горошина берется на ударный слог.

Зернышки все, что хозяйка давала,

Курочка клювом по штучке склевала.

Задание 12 «Зимние забавы»

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе вверх. Это – «лыжи». Ука-зательный и средний пальцы встают в них, «как ноги». Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

Мы едим на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной поры!

То же самое можно попробовать проделать одновременно.

Задание 13 «Человек. Части тела»

Здесь требуется четкое указание ребенком на упоминаемую в стихотворении часть тела (своего или куклы).

Есть на пальцах наших ногти, на руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь и животик не забудь.

Бедра, пятки, двое стоп, голень и голеностоп.

Есть колени и спина, но она всего одна.

Есть у нас на голове уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски, и глаза, что так близки.

Щеки, нос и две ноздри, губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!

Задание 14 «Транспорт»

Игра с пальчиками. Соединение всех пальчиков с большим по очереди, начиная с указательного, на каждый ударный слог:

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай (смена рук).

В морях – корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

Задание 15 «Транспорт. Правила дорожного движения»

«Ходим» пальцами (указательным и средним) по «зебре» дорожного перехода на ударные слоги:

Нас с тобой переведет

Пешеходный переход.

Задание 16 «Материалы и инструменты»

Кусочек полиэтилена размером 1,5х2 детские ладони ребенок собирает (ком-кает) пальцами в ладонь, начиная с угла. Кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны. Сначала ребенок может помогать себе другой рукой, но потом он выпол-няет это упражнение только одной рукой.

Задание 17 «Профессии. Строительство»

Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Задание 18 «Защитники Отечества»

Ребенок сжимает в руке эспандер (мячик резиновый, грушу от пульверизатора или любой другой предмет, который сопротивляется при сжатии). Сжимание – на ударные слоги.

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка – умнее.

Задание 19 «Времена года. Календарь. Весна»

Берем веревку (толщина – с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года (по по-рядку). Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. д.

Задание 20 «Мамин день. Семья»

Натяните веревку на уровне плеч ребенка и дайте ему несколько бельевых при-щепок. На каждый ударный слог стиха делается одно соответствующее движение:

Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку.

Задание 21 «Ранние признаки весны. Первые цветы»

Соединение одних и тех же пальцев рук, начиная с мизинцев, на ударные слоги стиха:

5-5 4-4 3-3 2-2

Был он желтый, стал он белый.

1-1

Где теперь? (Подуть как на одуванчик, и развести ладони)

Не наше дело!

Задание 22 «Электроприборы. Ателье»

Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок так, чтобы он весь уме-стился в его кулачке.

Задание 23 «Весна в природе»

Массаж ладоней щеткой для волос (на ударные слоги). Не исключается и само-массаж.

Гладила мама-ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

Задание 24 «Труд людей весной»

Руки, как грабельки (большой палец прижат к ладони, а остальные слегка раз-ведены и полусогнуты, скребут по шершавой поверхности подушечками пальцев (на ударные слоги) :

Граблями сгребаем мы мусор с земли,

Чтоб к свету расточки пробиться смогли.

Задание 25 «Космос»

Два грецких ореха или маленьких каучуковых мячика ребенок держит в одной руке и вращает их одним вокруг другого (по типу китайских шариков).

Вокруг Земли Луна летает,

А вот зачем – сама не знает.

Задание 26 «Возвращение птиц. Насекомые»

Рисуем соты на бумаге. Лист располагаем сотами вверх, и пальцы ребенка (ука-зательный и средний) «ходят»«летают» по сотам на ударные слоги:

Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?

Публикации по теме:

Пальчиковые дорожки — тренажер для для развития мелкой моторики рук ребенка к Дню пуговиц на МAAMПальчиковые дорожки — тренажер для для развития мелкой моторики рук ребенка к Дню пуговиц на МAAM "Пальчиковые дорожки" - тренажер для для развития мелкой моторики рук ребенка к Дню пуговиц на МAAM Ребенок постоянно изучает, постигает.

Пальчиковые игры в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста Развитие малыша начинается еще с пеленок, и этот период имеет особую важность в становлении личности. Значение пальчиковых игр очень велико.

Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенкаИгры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Дошкольный возраст.

Игры и задания для развития речи ребенкаИгры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности,.

Игры и задания для развития речи ребенкаИгры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Часть 2. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Консультация для родителей «Зимние игры и забавы для физического развития ребенка. Меры предосторожности зимой»Консультация для родителей «Зимние игры и забавы для физического развития ребенка. Меры предосторожности зимой» Меры предосторожности Гололед Чтобы дети не получили травму на скользкой дороге, нужно научить их простым правилам безопасности.

Консультация «Игры и игрушки для развития интеллекта и креативности ребенка» Часто детская игра, как и игра животного, выполняет функцию исследования окружающего. В процессе игры происходит освоение внешнего мира,.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковые игры для развития речи ребенка с особыми образовательными потребностями
Опубликовано: 8 ноября 2022 в 20:13
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пальчиковые игры для развития речи ребенка с особыми образовательными потребностями» (включая файлы) размещена пользователем Виктория (УИ 186499) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД