Получи документы

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры»

Юлия Александрова
Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры»
▼ Скачать + Заказать документы

Пальчиковая гимнастика активно используется воспитателями в работе с детьми. И это не случайно. Велико ее значение. Ведь, пальчиковая гимнастика способствует развитию речи детей. Когда ребенок упражняется в ритмичном движении пальчиков – у него активизируются речевые центры головного мозга. Ребенок учится концентрировать внимание правильно его распределять. Повышается речевая активность. Речь становится более четкой, ритмичной и яркой. Повторяя пальчиковую гимнастику, ребенок запоминает положения пальцев, последовательность движений, слова, что способствует развитию памяти и координации движений.

Пальчиковая гимнастика будет эффективна если уделять ей каждые день по 5 минут.

Следите, чтобы ребенок не отвлекались на другие действия, но помните, что нельзя принуждать их к выполнению упражнений. Это ведь игра! Поэтому она должна проходить в веселой непринужденной обстановке.

Проведение пальчиковой гимнастики основывается на желании ребенка подражать взрослым. Он внимательно следит за их движениями, старается копировать их речь. Многие стишки, которые нужно произносить во время игр, малыш легко заучивает наизусть, что способствует тренировке его памяти.

По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят.

Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы дети не только видели ваше лицо, но и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно малышам мешать слушать.

Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т. к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

У детей, с которыми регулярно занимаются пальчиковыми играми, лучше развиваются творческие способности, коммуникативные умения. Они более внимательны и эмоционально устойчивы, быстрее успокаиваются. Кроме того, пальчиковые игры являются отличным способом развеселить малыша, отвлечь его для смены вида деятельности.

Помните, что с первого раза ребенок может не запомнить все движения или слова игры, это нормально в их возрасте. Все получится постепенно.

Если у ребенка сразу не получается – подбодрите его и помогите выполнить действие.

Двигайтесь от простого к сложному. Если ребенку предложить упражнение, которое ему не под силу, в следующий раз он просто откажется играть.

Старайтесь заинтересовать ребенка, организуя игры с его любимыми персонажами, мелодиями, стишками.

Не занимайтесь, если малышу нездоровится или он в плохом настроении. Не принуждайте. Полезных игр против воли игрока не бывает.

Условия проведения пальчиковых игр

[i]Пальчиковые игры, как и любые другие, имеют правила. Мы познакомим вас с основными:

1. Желательно, чтобы игры с пальчиками были регулярными, тогда они станут более эффективными.

2. Перед началом игры убедитесь, что у ребёнка тёплые руки. Попробуйте до занятия похлопать в ладоши или потереть ими друг о друга.

3. Не забывайте включать в игры стихотворный текст или песню, которые легко запоминаются малышами.

4. Произносите текст игры выразительно и чётко, делая короткие паузы.

5. Все движения выполняются медленно, сначала одной рукой, после двумя вместе. Прежде всего детей нужно познакомить с ладонью, названиями пальцев, а после переходить к простым фигурам (например, доска, ковшик, кольцо, жук, коза) и имитирующим движениям (капли дождя, “собираем и складываем”, “едим”, “забиваем гвоздь” и др.)

6. Не включайте в ежедневные занятия сразу много пальчиковых игр. Желательно, чтобы их было не более 2-3 в день. Разучивайте и усложняйте репертуар постепенно, заменяя хорошо знакомые игры на новые. Важно учитывать возраст ребёнка, его багаж знаний, умений и навыков. Пальчиковые игры для детей разных возрастов немного отличаются, мы рассмотрим основные группы.

Этапы усложнения пальчиковых игр в зависимости от навыков выполнения и возраста ребенка:[/i]

1. Вначале взрослый сам показывает малышу движения и собственными руками сгибает и массажирует пальчики малыша.

2. Постепенно ребенок старается самостоятельно повторять движения. Сначала одной рукой, затем двумя. Взрослый помогает малышу своими руками.

3. Следующий этап: ребенок и взрослый делают гимнастику одновременно, но каждый своими собственными пальцами.

4. Затем ребенку предлагается самостоятельно выполнить гимнастику под рассказ или стихотворение, которое читает взрослый.

5. Ребенок самостоятельно рассказывает текст и под него выполняет нужные движения.

6. Ребенок самостоятельно придумывает движения под текст. А затем может самостоятельно придумывать собственный текст и движения к нему.

Вот примеры некоторых пальчиковых игр:

Лодочка

Зайчиха в лодочке плывет (ребенок складывает ладошки в форме лодочки,

Зайчонка плыть с собой зовет (малыш машет руками зовущими жестами).

Котик

Как больно кусается котик-малыш,

Решил он, что видит не пальчик, а мышь!

Но я ведь играю с тобою, малыш,

А станешь кусать, я скажу: «Ну-ка, брысь!»

Выполняя эту игру, мама берет старую прищепку с расслабленным механизмом зажима, чтобы она больно не прихватывала, и по очереди «кусает» каждый пальчик ребенка.

Загибалки

Суть этой игры в том, чтобы по очереди загибать каждый пальчик на ручке малыша. Для этого можно использовать самые разные потешки. Например, такие:

Этот пальчик — папочка.

Этот пальчик — мамочка.

Этот вот — дедулечка.

Это вот — бабулечка.

Ну а этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья!

(Начинать счет нужно с большого пальчика, чтобы закончить мизинчиком)

Этот брат нашел грибок.

Это резать стал его.

Это братец жарил гриб.

Этот только ел и ел,

Посмотри, как потолстел!

(Счет, наоборот, начинают с мизинца, чтобы закончить большим пальчиком).

Утром встали пальчики

(все пальчики вытягиваются)

Стали приседать – раз, два, три, четыре, пять

(по очереди каждый пальчик сгибается)

Потянулись мальчики, будем танцевать

(совершаются вращательные движения)

Не ленитесь пальчики, встаньте же опять

(повторяем каждое движение заново).

Капуста

Мы капусту рубим, рубим;

(Стучим рёбрами ладоней по столу)

Мы капусту солим, солим;

(Складываем подушечки пальцев вместе и потираем их друг о друга, будто посыпаем капусту солью)

Мы капусту трём, трём;

(Потираем кулак о кулак)

Мы капусту мнём, мнём.

(Энергично сжимаем и разжимаем кулаки).

Кошка

Вот кулак, а вот ладошка.

(Сжимаем один кулачок, затем разжимаем и поворачиваем ладонью кверху)

На ладошку села кошка.

(Пальцы второй руки складываем вместе и ставим сверху на раскрытую ладонь)

Потихонечку пойдёт —

(Перебираем пальцами вверх по руке)

Может, мышка там живёт?

(Щекочем малыша).

Ёлочка

Перед нами ёлочка:

(Скрещиваем пальцы рук, указательные пальцы подняты вверх)

Шишечки, иголочки,

(Сжимаем руки в кулачки, затем выпрямляем указательные пальцы)

Шарики, фонарики,

(Указательный и большой пальцы смыкаем в кольцо, затем «крутим фонарики»)

Зайчики и свечки,

(Ушки зайчиков показываем вытянутыми указательными и средними пальцами обеих рук, свечки — прижатые друг к другу ладони и пальцы обеих рук)

Звёзды, человечки.

(Прижимаем ладони с раздвинутыми пальцами, затем перебираем указательными и средними пальцами по столу, имитируя шаги).

Паровоз

Ехал, ехал паровоз,

(Пальцы обеих рук сложены в замок, большими пальцами совершаем круговые движения)

Прицепил вагон, повёз.

(Соединяем указательные пальцы обеих рук, при этом большие пальцы продолжают двигаться)

Ехал, ехал паровоз,

Прицепил вагон, повёз.

(Последовательно соединяем средние, безымянные пальцы, затем мизинцы обеих рук).

Таким образом, постоянные занятия пальчиковой гимнастикой совершенствуют умственные способности ребенка, улучшают артикуляцию.

Пальчиковые игры уникальный способ развития детской речи. Это движения пальчиками и кистями рук, которые сопровождаются стихами или песенкой. Такие игры прекрасно развивают мелкую моторику ребёнка. А между развитием моторики и мышлением малышей существует связь, которая была доказана учёными и психологами. Разучивая стихотворные тексты, дети становятся более внимательными, а их речь более точной.

Простые и весёлые пальчиковые игры также хорошо расслабляют мышцы рук и снимают усталость. На занятиях рисованием или при обучении письму такие игры пальчиками станут замечательной паузой и помогут снять напряжение.

Упражнения с пальчиками укрепляют отношения взрослого и ребёнка. Дети очень любят игры, а если в них участвует взрослый, то такие занятия становятся более эффективными, потому что малыши чувствуют поддержку.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Пальчиковые игры для детей»Консультация для родителей «Пальчиковые игры для детей» Консультация для родителей. «Пальчиковые игры для детей» Пальчиковые игры влияют на тактильное взаимодействие, формируют и укрепляют тёплые.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры для детей» Пальчиковые игры - это упражнения пальчиковой гимнастики, которые способствуют развитию мелкой моторики. А мелкая моторика рук и органы.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры с дошкольниками»Консультация для родителей «Пальчиковые игры с дошкольниками» Пальчиковые игры – это не только увлекательные игры, но и очень полезные упражнения для развития моторики. Они способствуют развитию речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры»
Опубликовано: 14 января 2025 в 10:27
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Александрова (УИ 507671) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД