Ольга Николаевна Баева
Пальчиковая гимнастика. Практический материал
▼ Скачать + Заказать документы
. Приложение №4 (пятая часть)
Воробьи
Пять воробьев на заборе сидели, Дети показывают пять пальцев.
Один улетел, а другие запели.
И пели, пока не сморила
усталость, Загибают один палец.
Один улетел — и их трое
осталось.
Сидели втроем и немного
скучали, Загибают еще один палец.
Один улетел, а двое остались. Загибают еще один палец.
Птенцы
Птенцы в гнездышке сидят,
Птенцы кушать хотят. Дети собирают пальцы левой руки в мягкий кулак и в него поочередно опускают пальцы правой руки. Затем руки меняются.
Ротик открывают,
Публикация «Пальчиковая гимнастика, Практический материал» размещена в разделах
Маму ожидают. Энергично смыкают и размыкают большой палец с остальными сомкнутыми пальцами на обеих руках.
Мама прилетела, Взмахивают скрещенными кистями перед грудью, изображая полет птицы.
И пошло тут дело!
От червяков, жуков и мошек Быстро перебирают разомкнутыми пальцами обеих рук, поднятых вверх.
Не осталось даже крошек Ритмично хлопают в ладоши перед грудью, разводят ладоши в стороны.
Непослушная дочка
Куклу нежно я качаю,
А она кричит: «Уа!» Дети ставят руки перед собой, качают ими
Руки, ноги поднимает, Поднимают руки, ноги
Спать не будет до утра. Кладут ладони под щеку, отрицательно покачивают головой.
Кашку я сварю ей лучше Делают помешивающее движение рукой.
И в тарелку положу. Раскрывают ладонь одной руки — тарелка, другой показывают движение ложки в руке.
Вся испачкалась, грязнуля!
Дай, я кашку остужу.
Дочку я свою умыла: Обтирают пальцами лицо
Делают обмахивающее движение рукой.
Руки, шею и лицо.
Кашу всю водою смыла.
Наигралась с куклой. Все! Поглаживают руки, шею и лицо.
Стряхивают «воду» с рук.
Разводят руки в стороны.
Любимые куклы
Куклам платья дружно шили, Дети изображают качание куклы на руках.
Кукол очень мы любили.
Долго нитку продевали, Прижимают ладони к груди.
Изображают продевание нитки в иголку.
Узелок потом вязали, Делают вращательные движения указательными пальцами вокруг друг друга.
Отрезали лоскуток, Разъединяют указательный и средний пальцы, остальные сжаты.
Прошивали вдоль стежок. Зажимают между большим, указательным и средним пальцами «иголку», делают волнообразные движения справа налево
Утюгом горячим шов
Распрямили, чтобы лег. Отдергивают руку.
Проводят кулаком по ладони горизонтально
Кукол поскорей позвали,
Нарядили. Не узнали! Машут рукой к себе.
Делают движения руками вдоль тела сверху вниз. Выставляют большой палец руки вперед
Сколько у меня игрушек?
Там, в углу, лежат игрушки, Дети попарно соединяют шалашиком пальцы рук.
Отдыхает в тишине.
Пять игрушек в день рожденья
Подарили гости мне.
Раз — ушастый серый зайка. Сжимают пальцы в кулачки. Разжимают пальцы левой руки ладонью к себе.
Большой палец, мизинец и безымянный собирают в щепотку, а указательный и средний поднимают вверх, как ушки.
Два — есть дудка у меня.
Три — сейчас я покажу вам Изображают пальцами игру на дудочке, чуть согнув их и пошевеливая ими.
Черногривого коня. Вытягивают средние и указательные пальцы обеих рук, остальные подбирают, изображают скачку.
Бурый мишка мой — четыре, Показывают на правой руке четыре пальца, прижав к ладони большой
Белка рыженькая — пять. Прижимают пальцы к ладони на левой руке, начиная с мизинца
Только всех моих игрушек
Мне никак не сосчитать Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках
Десять цыплят
У меня десять цыплят — Дети показывают пальцы обеих рук.
Все на бревнышке сидят. Пальцы сжимают в кулаки, ставят кулак на кулак.
Только солнышко встает — Пальцы скрещивают, поднимают вверх.
Мама их на луг ведет. Указательным и средним пальцами обеих рук (остальные поджаты) изображают продвижение вперед.
Травку щиплют и пищат,
«Чиви-чиви» говорят. Энергично смыкают и размыкают большие пальцы с остальными сомкнутыми пальцами.
Ищут в травке червячков,
Ищут маленьких жучков. Пальцы обеих рук собирают в щепотку, потирают друг о друга подушечками пальцев.
Смело, их они глотают
И водичкой запивают. Руки перед грудью. Постукивают попарно пальцами одной руки о пальцы другой.
Очень дружные ребята
Эти желтые цыплята. Пальцы обеих рук скрещивают, сжимают и разжимают их.
Капуста
Мы капусту рубим, Дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз.
Мы морковку трем, Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя
Мы капусту солим, Имитируют посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем. Интенсивно сжимают и разжимают пальцы.
В кадку все утрамбовали,
Сверху грузиком прижали. Потирают кулак о кулак.
Ставят кулак на кулак
Хочу быть птичкой
Я по улице гулял, Дети делают движения указательным и средним пальцами рук, обозначающие ходьбу
Галок и ворон считал:
Раз, два, три, четыре, пять, Скрещивают перед собой кисти рук, делают ими плавные движения, обозначающие полет.
Буду я считать опять. Загибают поочередно пальцы рук, начиная с большого, а затем с мизинца.
Рот открыл, смотрю я в небо,
Вправо, влево. Я там не был.
Птичкой захотел я стать
И руками стал махать. Поднимают голову вверх. Делают повороты головой. Часто взмахивают руками через стороны вверх, вниз, кисти напряжены.
Крылья вверх и крылья вниз,
Только слышен ветра свист. Плавно взмахивают руками. Вращают указательными пальцами рук, поднятых вверх.
Я подпрыгнул; чтоб взлететь,
Но пришлось на землю сесть. Подпрыгивают.
Приседают.
Котенок-шалун
Котенок мамочку зовет:
— Мяу-мяу, мяу-мяу.
Он не напился молока:
— Мало-мало, мало-мало.
Покормит мама молочком:
— Мур-мур-мур, мур-мур-мур. Дети соединяют одноименные пальцы обеих рук. Скрещивают пальцы рук, опускают и поднимают палъцы Поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой
Свернется маленьким клубком:
-Ур-ур-ур, ур-ур-ур- Потирают кулачок о кулачок.
Потом с клубочком поиграет:
Цап-цап-цап, цап-цап-цап. Сжимают и разжимают пальцы рук
И нитку быстро размотает:
Ап-ап-ап, ап-ап-ап. Делают круговые движения указательным пальцами относительно друг друга
Мышка и кошка
— Пи-пи-пи, —
Пищала мышка.
Кошка на охоту вышла! Ритмично щелкают пальцами рук
Мне так страшно, трепещу.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу.
Норку я свою ищу. Постукивают по плечам ладонями скрещенных на груди рук.
- Щу-щу-щу, щу-щу-щу. Притопывают ногами.
- Кошка притворилась доброй.
- Мур-мур-мур, — она поет. Поглаживают одной рукой другую
- Нет-нет-нет, — пищит мышонок.
К кошке в лапы не пойдет. Покачивают головой
На блины
Стала Маша
гостей собирать: Дети хлопают в ладоши — то правая, то
левая рука сверху.
- И Иван приди,
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди, Кончиком полусогнутого указательного
пальца правой руки сгибают по очереди
кончики пальцев левой руки и мягко
покачивают.
А Митрошечка —
Ну, пожалуйста. Указательным пальцем правой руки настойчиво покачивают мизинец левой руки (4 раза).
Стала Маша
гостей угощать:
— И Ивану блин,
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин, Хлопают в ладоши — то правая, то левая рука сверху.
Большим пальцем правой руки поочередно, начиная с большого, нажимают на подушечки пальцев левой руки.
А Митрошечке —
Мятный пряничек! Большим пальцем правой руки нажимают на мизинец левой руки (4 раза).
Стала Маша
гостей провожать:
— Прощевай, Иван!
Прощевай, Степан!
Прощевай, Андрей!
Прощевай, Матвей! Хлопают в ладоши — то левая, то правая рука сверху.
Указательным пальцем правой руки поочередно, начиная с большого, загибают пальцы левой руки.
А ты, Мирошечка,
Моя крошечка,
Да ты побудь со мной
Еще немножечко! Собирают в щепотку большой, указательный и средний пальцы правой руки, поглаживают мизинец левой руки сверху вниз.
Карманов много у меня
Карманов много у меня
У меня в кармане груша,
А в другом конфета есть. Дети «достают» из правого кармана воображаемую грушу. Левой рукой «достают» из кармана щепоткой воображаемую конфету, облизывают губы.
В заднем брючном —
Злая кнопка Показывают на задний карман,
делают вид, что «укололись»
указательным пальцем
Не могу я даже сесть. Чуть приседают и быстро
выпрямляются.
А в рубашечном кармашке Показывают пальцем на карман
рубашки.
Маленький лежит платок, Обрисовывают пальцем в воздухе
контур платка.
Чтобы нос, лицо и руки
Вытирать им смело мог.
На ладошку я монетку
Из кармана положу. Трут нос, лицо и руки ладонями.
Одной рукой достают воображаемую монетку и «кладут» ее на раскрытую ладонь другой руки.
- Где орел, а может решка? –
У монетки я спрошу. Подбрасывают воображаемую монетку на внутренней и внешней стороне ладони.
Старый дом
В старом доме ночью темной
Как-то страшно одному.
У_У, У-У,— дует ветер.
В трубах весело ему. Дети пальцами обеих рук показывают трубу, затем ритмично отводят ее ото рта и подводят обратно
Шур-шур-шур —
мышонок юркий
Пробирается к зерну.
В темноте ему не страшно.
Как под шорох я усну? Потирают ладонь о ладонь.
А за печкой, как нарочно,
Песенку запел сверчок.
Скрипочку свою настроил: —
Чок-чок, чок-чок, чок-чок чок. Имитируют игру на скрипке.
Шорохи устал я слушать
И бояться не хочу! Ритмично хлопают.
- Лучше я закрою глазки,
Сладкий сон к себе пущу. Выполняют движения, как бы покачивая куклу.
Часы
Ходят часики — тик-так
И вот так, и вот так.
Слышен бой часов кругом: Дети сгибают руки в локтях перед собой и покачивают их из стороны в сторону.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Хлопают.
Гирю потянули вниз:
— Скрип-скрип-скрип,
Скрип-скрип-скрип. Похлопывают ладонями пот сверху вниз.
Вот так часовой сюрприз!
Гиря вверх опять ползет,
Чтобы вновь начался ход. Похлопывают ладонями not снизу вверх.
Чтобы стрелки в путь пошли,
Молоточки есть внутри.
Тук-тук-тук — они стучат,
— Тук-тук-тук, — все говорят Постукивают кулачком о кулачок.
Завертелось колесо.
Вот другое в ход пошло.
Скрип-скрип-скрип, та-ра-ра,
Закрутилось до утра. Выполняют вращательные движение руками — «заводят мотор».